Новость общества

«Лимон» сверху, тогда будем разговаривать»: первый «звоночек» по запчастям уже прозвучал

«Лимон сверху, тогда будем разговаривать»: первый «звоночек» по запчастям уже прозвучал

Фото © «Московская газета»

02.06.2022 в 16:41:00
8631

Недавно на юго-западе Москвы, на проспекте Вернадского, произошло ДТП: водитель «Яндекс. Такси», оказавшись на мокром дорожном покрытии, въехал в витрину офиса «Фора-Банка», располагающегося в ТЦ Avenue. ДТП обошлось без жертв и травм, пассажиров в машине не было. Водитель заявил, что у машины отказали тормоза

«Вы испугались за себя, за машину, за банк?» – спросила водителя корреспондент «Москва 24». «Всё нормально, бывало и похлеще», – ответил таксист.

Судя по видео с места происшествия, использованной в сюжете «Москва 24», автомобиль на большой скорости въехал в витрину банка. Каких-то признаков экстренного торможения на записи не видно: машина, такое чувство, несётся по прямой в витрину. Не исключено, что в подобной ситуации водитель мог на какое-то время уснуть.

Разбившаяся машина принадлежала московскому таксопарку ТКМ, сообщил изданию РБК представитель таксопарка Иван Гребеньков. «Предварительная версия – мокрое дорожное покрытие. Дальнейшие обстоятельства выясняются», – сказал Гребеньков.

Найти телефон ООО ТКМ, зарегистрированного по адресу: ул. Новослободская, 14/19, стр. 8, «Московской газете» не удалось. Таксопарк с таким же названием есть в Уфе. Бизнесмен Иван Гребеньков ранее управлял московским ООО «Транспортные технологии», предоставлявшим услуги такси и ликвидированным летом 2021 года в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

В Москве с февраля 2015 действует другое ООО «Транспортные технологии», торгующее производственным электротехническим оборудованием, машинами, аппаратурой и материалами, а также занимающееся строительством автомагистралей, железных дорог, метро и деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (на эту деятельность, по данным Audit.ru, предприятие получило лицензию от Главного управления МЧС России по Москве). Руководитель этого ООО – Николай Георгиевич Карлюк. По сведениям из открытых источников, Николай Георгиевич Карлюк мог занимать должность начальника отдела Департамента инвестиций и капитального строительства МЧС России в 2013 году и заниматься программой создания системы вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру 112 в Российской Федерации на 2013 – 2017 годы. Учредитель ООО «Транспортные технологии» – Сергей Михайлович Машков. Человек с такими же ФИО занимал должность врио начальника УМВД России по Астраханской области.

И всё же «Московская газета» решила поговорить с экспертами не о занятости таксистов и возможных связях представителей таксопарков, а о тормозных колодках и запчастях.

Как рассказали «Московской газете» в Профсоюзе таксистов Москвы и Московской области, проблемы с запчастями и особенно тормозными колодками – серьёзные, поэтому профсоюз, обслуживающий несколько московских автопарков, закупил колодки заранее. Однако с этим были свои трудности.

«Ещё зимой колодки стоили 2 500 рублей, а вот три недели назад – 10 тысяч рублей, – рассказал сотрудник профсоюза. – Сейчас уже появляются аналогичные варианты за 2 500 или 3 000 рублей, их я и закупаю. Отмечу, что в продаже есть несколько видов тормозных колодок, которые я бы никому не посоветовал. Был случай, когда через нас закупили такие дешёвые колодки – они заскрипели через несколько часов, и таксист вернулся их менять. Отечественные колодки достаточно дорогие. Хотя, может быть, через какое-то время придётся перейти на них. В городских пробках, когда водитель часто оттормаживается, колодки подвержены сильному износу».

«Не могу ничего сказать по поводу качества тормозных колодок, но какие есть основания не доверять тому, что говорит водитель – что действительно отказали тормоза? – задал вопрос корреспонденту «Московской газеты» автоэксперт, юрист Владимир Виноградов. – У меня самого один раз в практике был такой случай, когда на полном ходу отказали тормоза. Это происходит по массе причин».

Но ведь автомобиль такси, который ежедневно развозит людей, должны проверять и укомплектовывать, чтобы подобных ситуаций не возникало?

«Кто вам сказал, что машину такси обязательно должным образом обследуют, проверяют исправность работы её механизмов? «Яндекс» – это агрегатор, он не имеет таксопарков, не обслуживает машины. Вопрос в первую очередь к таксопарку, которому принадлежал автомобиль», – подчеркнул автоюрист.

«Если сейчас мы ещё можем скептически повести бровью по поводу ДТП на проспекте Вернадского – водитель мог заснуть или просто отвлечься, хотя как всякий «водила», он всегда готов сделать вид, что ни в чём не виноват и стал заложником обстоятельств, тем не менее первый «звоночек» по запчастям уже прозвучал», – сказал «Московской газете» независимый автоэксперт Сергей Асланян.

«Могу предположить, что, когда у нас чаще машины будут втыкаться в автобусные остановки и гробить людей, таксисты будут говорить «ну что поделать, колодки подвели, с такими колодками меня на линию выпустили», – считает эксперт. – А ещё это могут быть наконечники рулевых тяг, цилиндрические блоки, шаровые опоры, подшипники. Напомню, что, когда клинит подшипник, машина на скромной скорости в 60 километров в час может сделать несколько оборотов через крышу – и перелететь через остановку или куда-нибудь за забор детского сада».

«Параллельный импорт» любой продукции, в том числе автомобильных запчастей, напоминает просто красивое название, считает эксперт.

«Дескать, мы идём легальным путём и достаём где-то качественные колодки для «Мерседеса». На самом деле, мы берём китайский, польский, турецкий, иранский или российский аналог, качество которого никто не определял. По авиационной промышленности у нас было с такими неоригинальными компонентами авиатехники несколько громких скандалов и происшествий. Но такого же щепетильного отношения к автомобильным запчастям (колодкам, дискам сцепления, к технологическим жидкостям (масло, тосол)), скорее всего, не будет. Если это будет «третий» или вообще «пятнадцатый» сорт запчастей, не исключено, что это может сказаться и на росте ДТП, и на «убитых» машинах. Двигатель застучал, клапана завернуло, приводной ремень, купленный в красивой стильной упаковке за приличную сумму, обрывается, у тебя «Сталинград» в двигателе, и ты выкидываешь машину. Может быть, мы к этому придём», – предположил Сергей Асланян.

У тормозных колодок есть несколько признаков износа, когда дальнейшая их эксплуатация недопустима, пояснил автоэксперт: «Смотрим на тормозной диск: он весь в полосках, в бороздочках – значит, уже не стопроцентное прилегание тормозной колодки к тормозному диску, колодку надо менять, а диск — проточить или выбросить, – говорит собеседник издания. – Но самая очевидная и драгоценная подсказка – это скрип тормозных колодок: их необходимо заменить немедленно. Фирменная колодка умирает тихо, но выгрызает сам тормозной диск до замены. Но если колодки заскрипели через три часа – значит, их надо менять через три часа».

Тормозные колодки в России производятся с советских времён, напомнил специалист, но сейчас критерии качества этих комплектующих усложнились.

«Нам повезло, у нас был один инженер, которого в 60-е годы отправили в Италию, чтобы он там посмотрел оборудование для Балаковского комбината радиотехнических изделий и заодно тормозные колодки, – рассказал Сергей Асланян. – В результате их у нас стали производить на заводе в городе Егорьевске. Завод со временем стал выпускать колодки под российско-итальянским брендом Quattro Freni. К качеству, к которому мы привыкли, там еще стремятся: некоторые колодки скрипели и работали плохо. Но если для того, чтобы остановить машину поколения 60-х, достаточно было просто нормального исполнения механизмов и узлов автомобиля, то сейчас термические и физические нагрузки на все эти механизмы значительно выросли, и даже очень качественная тормозная колодка нуждается в том, чтобы за ней постоянно следили, чтобы её тарировали и совершенствовали химический состав материала. Когда в Европе проходили первые тесты автомобилей Genesis, тормозные колодки на горном серпантине просто загорелись – это у автомобиля, выпущенного фирмой с прекрасными техническими возможностями. Лето, жара, серпантин, постоянный «газ – тормоз», колодки вспыхнули. А вот мы в России такие испытания проводить вряд ли будем».

В городских пробках колодки, действительно, тоже сильно подвержены износу, сказал эксперт: «Городская езда изнуряет механизм машины очень сильно: всё на коротких дистанциях, аккумуляторы быстрее дохнут, двигатель закоксовывается, колодки изнашиваются, закипает тормозная жидкость, вытекает смазка».

«Ситуация с дефицитом или дороговизной автомобильных запчастей искусственно создана их российскими перекупщиками и некоторыми иностранными представителями, – считает Сергей Асланян. – Западные и азиатские партнёры, открывая бизнес в России, всегда удивлялись ценам, по которым российские представительства их компаний продают продукцию российскому населению, но так у нас принято вести дела».

«Проблема с запчастями – такая же «высосанная из пальца», как та новогодняя история, когда люди приходили к нашим автодилерам купить машину за полтора миллиона, а дилер говорил, мол, «Меньше, чем за два с половиной, не продадим», – напомнил автоэксперт. – А почему не продадите? А потому что в мире закончились микрочипы для автомобильной электроники. Но ведь ни одна фабрика микрочипов на планете Земля не остановила и не уменьшила производство. Эти фабрики есть везде – в ОАЭ, Китае, Тайване, Чехии, Германии, Франции. А тут, оказывается, микрочипы закончились. «Извините, из-за пандемии мы не дозаказали микрочипы, и они все ушли в сотовые телефоны». А потом Apple говорит, мол, «Мы не можем производить айфоны, микрочипы кончились. Но вы же забрали их у автопрома?» – «Мы забрали? Нет, мы ничего не забрали».

По мнению Сергея Асланяна, в такой вакханалии всегда найдётся тот, кто этой ситуацией воспользуется.

«У нас это дало такой результат, что все машины подорожали. К маю стоимость Hyundai Solaris – 1,5 миллиона, Kia Carnival за 4 миллиона – «лимон» сверху, тогда будем разговаривать». Теперь та же ситуация и с запчастями. А что не так с запчастями, куда они делись? А вот изменился логистический коридор. А откуда шли комплектующие? Из Китая. У нас с Китаем общая граница. Что же такое случилось с логистическим коридором, по которому раньше точно так же приходили комплектующие? То, что корейский бизнес боится американских санкций и поэтому перестаёт иметь с нами дело – другая история. Но логистические коридоры остались прежними, комплектующих не стали производить меньше, ничего в этом плане не изменилось. Есть такая компания Stellantis, в которую входят концерны «Пежо», «Ситроен», «Опель». Сейчас компания прекратила поставки новых автомобилей в Россию. Но, напомню, санкции на запчасти не распространяются, старые машины по-прежнему должны обслуживаться. И Stellantis как возил запчасти, так и возит, но попробуйте вы их купить: вы знаете, логистический коридор, через третьи страны, везём чуть ли не с риском для жизни...», – заключил Сергей Асланян.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
автомобиль, тормоз, тормозные колодки, дтп
Поделиться
Похожие новости