Новость общества

Москвичи сообщают об «автобусах-призраках», которые курсируют только в приложении

Москвичи сообщают об «автобусах-призраках», которые курсируют только в приложении

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

20.02.2021 в 15:00:00
19323

По словам горожан, такие ситуации наблюдаются в разных районах Москвы

В социальных сетях москвичи стали сообщать о странном графике движения городских автобусов. Так, житель столицы на своей странице в Facebook рассказал о то, как, двигаясь на автомобиле по участку улицы Борисоглебские пруды в сторону Каширского шоссе, наблюдал через приложение 3-5 точек с разными маршрутами. Однако в действительности проехал только один автобус.

«В момент, когда стоял в пробке (0 км/ч), мимо навстречу якобы ехали два автобуса разных маршрута, типа остановились на остановке напротив меня и поехали далее. Глазам своим не верил — не увидел их. Самое мое изумление было, когда бус якобы обогнал меня по пробке на однополосной части дороги в сторону Каширки (на съезде) и передо мной осуществил поворот направо на шоссе. Причем обгонял он меня на «Яндекс. Картах» поверх, прямо по стрелке моего местонахождения», — написал автор поста в соцсети.

«По шоссе Энтузиастов такого полно. Иногда езжу от Ивановского до остановки Леоново. Автобусы приходится ждать по часу, хотя в приложении мимо проезжают 444, 322, 336. Но в реальности не то, что автобусы, даже маршрутки не проезжают. Вот откуда тогда эти отметки в приложении берутся, если мчатся только частные машины? И это постоянно. Да и по Москве, смотришь, едет, будет через шесть минут, а через четыре минуты уже показывает, что ждать еще 32 минуты. А куда девался предыдущий? Он же ехал на карте... Сплошной обман», — прокомментировала пост пользователь Светлана Малина.

«Попал осенью на Ордынке: ждал «пребывающий» автобус. «Яндекс» показывал двух идущих друг за другом 5М. Оба призрака так и не появились, как бы исчезли на мосту. Потерял полчаса. Не первый раз», — написал пользователь Михаил Соколов.

С похожей ситуацией неоднократно сталкивался и журналист издания.

В группе «Синие ведерки» в Facebook пользователь Анатолий Ковалев, комментируя ситуацию, предположил, что могут быть сбои интернета, из-за чего система в виду сильной нагрузки не успевает обрабатывать и передавать реальные данные в «Яндекс.Карты».

«ОТ отдает данные на бэкенд (программно-аппаратная часть сервиса –прим. ред.), а тот – на фронтенд (клиентская сторона пользовательского интерфейса к программно-аппаратной части сервиса – прим. ред.). Если это сделать неграмотно, то получаются фантомы. Для систем реального времени с многими тысячами автобусов они применили кэширование. Иногда сбоит досылка данных», — написал Анатолий Ковалев.

Москвич добавил, что подобное явление может возникать, если смартфон потерял связь с мобильной сетью.

«Когда информационная система не справляется, она не показывает то, что движется в реальности. А здесь речь идет о том, что система показывает в разы больше, чем есть на самом деле! Значит, система справляется с задачей – показывать правильную картинку. Задача перевозки пассажиров в функции системы не входит, ведь там работать надо, и деньги тратить на реальные GSM, — считает иначе пользователь Кирилл Целентис. — Если бы она показывала кэш, то наблюдалось бы искажение реальности и в другую сторону: на картинке автобусов нет, а на трассе есть».

«Выйдя после новогодних каникул в школу, дочка тоже обратила внимание на фейковый транспорт. На табло на остановке то же самое — время прихода автобуса сбрасывается, но автобуса нет. Так что это не «Яндекс», — предположил пользователь Константин Яковлев.

Генеральный директор «Бюро консалтинга и корпоративной безопасности» Алексей Долженков считает, что фантомный общественный транспорт может возникать из-за нестабильной работы интернета, через который система навигации передает сигнал и отображает его в приложении.

«По федеральному закону об Эре-ГЛОНАСС все транспортные средства, предназначенные для грузоперевозок и перевозок пассажиров, должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать их местоположение. Информацию о своем местоположении машины передают в основном через Интернет по GSM-каналу, когда есть возможность, то есть связь. Но работа Интернета нестабильна. Можно предположить, что пока оборудование не передаст повторный сигнал о своем местоположении, система будет видеть, например, автобус в том же месте, где он был. Отсюда и возникает «фейковый» автобус – это, скорее всего, старая информация, а новые данные техника еще не успела передать. Поэтому о каких-либо умышленных действиях речь не идет, потому что бессмысленно придумывать фейковые автобусы в том же Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, чтобы лишний раз раздражать людей», — рассказал Александр Долженков «Московской газете».

По мнению эксперта, установка дополнительного оборудования системы навигации в автобусах ситуацию не изменит.

«Московская газета» направила редакционный запрос в мэрию Москвы.

Напомним, в 2011 году власти Москвы выделили более 6,2 млрд рублей на создание интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Ее внедрение предполагает в том числе разработку системы навигационно-информационных сервисов с использованием ГЛОНАСС. Главным распорядителем бюджетных средств и координатора работ по созданию ИТС выступает столичный Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, а государственным заказчиком – Центр организации дорожного движения города Москвы.

По информации ряда СМИ, согласно госпрограмме «Развитие транспортной системы» в 2012-2017 годах Москва потратила на внедрение ИТС 62,2 млрд рублей. Прогнозы на 2018 год – 20,33 млрд рублей, однако Данные о том, сколько потрачено, в госпрограмме пока не обновлены. В 2019–2021 годах Москва потратит еще 56,12 млрд рублей, следует из пояснительной записки к городскому бюджету. Таким образом, затраты на ИТС с 2012 по 2021 год составят около 138 млрд рублей, при этом городские власти изначально закладывали всего 30 млрд рублей.

В сентябре 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож подписали официальное соглашение, к которому, по словам бывшего пресс-секретаря «Яндекса», они шли три года. В частности компания, получила доступ к трекерам общественного транспорта по столице для приложения «Яндекс.Транспорт». Весной 2020 года «Яндекс.Транспорт» и «Яндекс. Карты» объединились в одно приложение.

Летом 2017 года президент «Ростелекома» Михаил Осеевский в ходе панельной дискуссии ПМЭФ-217 заявил о намерении создать цифровую платформу для поездок людей с большим количеством видов городского транспорта «Мобильность как услуга» (Mobility as a Service, MaaS). В соответствии с услугой пользователь будет получать на свой смартфон готовое решение, как добраться из точки А в точку Б. Меморандум о намерениях по созданию консорциума в рамках ПМЭФ-2017 подписал в том числе мэр Москвы Сергей Собянин. В ноябре 2020 года руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов сообщил о планах запустить в столице MaaS-платформу: до конца 2021 года приложение постепенно наполнят сервисами. По информации портала «Госуслуги», разработка программы, совместимой с цифровой транспортной платформой, обошлась властям почти в 12,2 млн рублей.

Ранее эксперт по безопасности оценил 400-миллионный госконтракт по рассылке москвичам социально значимых сообщений.

Автор: Жанна Гавшина
ТеГИ
Москва, общественный транспорт
Поделиться
Похожие новости