Новость общества

На российских НПЗ возможны перебои с бензином?

На российских НПЗ возможны перебои с бензином?

Фото © «Московская газета»

17.01.2024 в 12:22:00
1698

«Московская газета» продолжает освещать тему технического состояния и ремонта российских НПЗ. В прошлом материале гендиректор НПЗ «ДИТЭКО» Юрий Полгари рассказал, что отрасль нефтепереработки испытывает серьёзный недостаток запчастей к производственному оборудованию. Новые собеседники «Московской газеты» рассказали о поставках этих запчастей. Один из источников считает, что в будущем на НПЗ возможны поломки, которые могут сказаться на наличии у заводов бензина. Постоянные эксперты издания утверждают, что этого ожидать не стоит

На Нижегородском НПЗ компании «Лукойл» произошла поломка 1 из 2 установок каталитического крекинга (термокаталитическая обработка нефтяных фракций с целью получения высокооктанового бензина и ценных сжиженных газов, – прим. авт.), сообщил «Ъ». После аварии в правительстве размышляют о том, чтобы снова ввести запрет на экспорт топлива, передает «Интерфакс».

Минэнерго уже сообщило, что для компенсации выпадающих объемов с НПЗ «Лукойла» нефтяники планируют переориентировать часть экспортных поставок на внутренний рынок, а также увеличить загрузку некоторых других НПЗ, сказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

«При этом полный запрет экспорта бензина не планируется: имеющихся мощностей по производству и запасов достаточно для удовлетворения внутреннего спроса, особенно учитывая сезонно сниженный спрос зимой, — отметил аналитик. — Об ограниченном влиянии на внутренний рынок говорит и умеренный рост оптовых цен на бензин: с начала недели они увеличилась на 2-4% и остаются на аномально низких по историческим меркам уровнях. Российские НПЗ регулярно останавливаются на профилактический ремонт, в связи с чем в базовом сценарии мы не ожидаем новых аварий».

В последние годы уровень производства бензина в России позволял обеспечить не только потребности внутреннего рынка, но и направлять избыточные объемы на экспорт, сказала «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова.

«Кроме того, на фоне модернизации НПЗ в 2023 году наблюдался прирост производства бензина ориентировочно на 4% — говорит Тамара Сафонова. — Таким образом, снижение производства бензина на Нижегородском НПЗ приведет к региональному дисбалансу, но не является критическим для российских потребителей. Однако в связи с изменением направлений поставок могут потребоваться регулирующие действия, направленные на формирование квот по НПЗ для обеспечения регионов».

Оценить техническое состояние объектов российской нефтеперерабатывающей промышленности можно в результате проведения инвентаризации состояния оборудования и программы модернизации НПЗ, отметила эксперт.

«По моей информации, на НПЗ, о котором идёт речь, сломался компрессор на установке каталитического крекинга, — рассказал «Московской газете» анонимный источник в среде нефтепереработчиков, бывший инженерно-технический работник с опытом работы в вертикально интегрированных нефтяных компаниях. — Российские предприятия могут производить для НПЗ реакторы, теплообменники, печи, колонное оборудование. С динамическим оборудованием, к которому относятся, в частности, компрессоры, дело обстоит хуже. Основные производители здесь – Италия и Германия, сейчас они закрывают для нас поставки. Дублирующих, резервных компрессоров на НПЗ обычно нет. Как правило компрессор служит долго и «стоит, как чугунный мост», заменить его технически сложно. Но при закрытии привычных каналов поставок с запчастями рано или поздно всё равно начинаются сложности, если снабженцы на предприятиях не найдут альтернатив. В этом вопросе всё зависит от эффективности работы менеджмента и понимания им производственного процесса. Надо отметить, что и в досанкционные времена с заменой компрессоров и других запчастей у НПЗ были сложности. Не могу сказать, как поломки оборудования отразятся на стоимости бензина, но на его наличии у НПЗ они отразятся совершенно точно».

«У нас компрессор из Японии 8 месяцев болтался в морях и океанах, — рассказал «Московской» ведущий инженер-технолог Александр Юсипов (Нижний Новгород). — Когда в цепочке 100 человек, и каждый думает, что он самый важный и что без его слова никуда, и получается такой срок. Аппараты из США, Японии, Германии через третьи страны идут не один и не два месяца, и цена возрастает в разы. Из Индии, Ирана, ОАЭ, Китая всё идет намного быстрее, но тамошнее качество, по сути, никакое».

«На некоторых заводах стоят ещё трофейные насосы и особенно компрессоры…на них всё и держится», — заметил другой анонимный источник среди нефтепереработчиков.

«Пока нет точной информации о причине выхода из строя компрессора, но если проблема в относительно небольших деталях, то такие детали для оборудования НПЗ достаточно быстро доставят самолётами из третьих стран, — сказал «Московской газете» заместитель исполнительного директора Российского союза химиков Леонид Фрейман. — Конечно, это будут западные детали, просто через третьи руки. Чуть удлинится логистика и повысится стоимость, привезут всё минимум через Турцию или Среднюю Азию».

«Такую деталь, как компрессор привозят один раз, когда строится установка. И увозят в металлолом, когда туда сдаётся установка, — сказал «Московской газете» ещё один источник в сфере нефтеперерабатывающего оборудования. — Но нет таких запчастей, которые нельзя поставить. Любая запчасть для российских НПЗ элементарно поставляется из того же Китая. Можно поставлять через Иран, Турцию, Армению, Азербайджан».

Похоже, с поставками оборудования для нефтепереработки всё бывает довольно непросто, особенно в условиях санкций. Достать аналоги в дружественных странах можно, но их качество остаётся под вопросом. Примерно вот так выглядит осевой компрессор Elliott для каталитического крекинга, агрегат и правда немаленький. «Ъ» отмечает, что после поломки на Нижегородском НПЗ «Лукойла» производство бензина предприятием может сократиться в два раза.

Как известно, дефицит товара приводит к его подорожанию. Но допустить дефицит топлива на внутреннем рынке не в интересах снабженцев и руководства предприятий, для которых  возможный простой завода из-за отсутствия компрессора или другого агрегата или детали – это огромные убытки.

Читайте также: Оптовые и розничные цены на бензин могут измениться в ближайшие месяцы

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
НПЗ, Лукойл, бензин, запчасти, оборудование, нефтепереработка
Поделиться
Похожие новости