Новость общества

Оптовые и розничные цены на бензин могут измениться в ближайшие месяцы

Оптовые и розничные цены на бензин могут измениться в ближайшие месяцы

Фото © «Московская газета»

30.12.2023 в 11:10:00
4351

Трудности с экспортом топлива в Индию очень быстро создают затоваренность на российских нефтебазах, а цены на бензин на внутреннем рынке упали вслед за ценами на нефть, рассказала «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова. Председатель фермерской ассоциации в Оренбургской области в беседе с журналистом издания отметил снижение цен на дизель, которое считает временным и эпизодическим. Аналитик «Финам» Сергей Кауфман прогнозирует небольшое падение цен на бензин в рознице в ближайшие месяцы и общее подорожание топлива в 2023 году

Как сообщил «Ъ», оптовые цены на бензин в России опустились до годовых минимумов. Ранее российские власти ввели временный запрет на экспорт топлива. После временного запрета на экспорт топлива в России на отечественных АЗС в период невысокого зимнего спроса образовался избыток топлива, который реализуется по сниженным ценам. При этом портал «НефтьКапитал» отмечает, что бензин на АЗС дорожает вторую неделю подряд. В конце лета 2023 в России произошёл определённый топливный кризис.

Пытаясь проверить противоречивую информацию, «Московская газета» выяснила, что некоторое снижение стоимости топлива на российском рынке происходит, и к этому имеют отношение проблемы российского экспорта нефтепродуктов, о которых издание писало совсем недавно.

«Комментировать тут нечего», – прокомментировал «Московской газете» цену топлива на российских АЗС источник в одной из профильных ассоциаций, связанных с поставками энергоресурсов.

Однако другой собеседник «Московской» рассказал, что заметил снижение стоимости топлива на российском рынке, но не придал ему большого значения.

«Произошло вынужденное, временное снижение цен на топливо в России, – рассказал «Московской газете» председатель Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и сельхозкооперативов Оренбургской области Александр Хижняк. — Просто вот встали танкеры с российской нефтью и нефтепродуктами в Индийском океане, деваться некуда, большие деньги из Индии пока не идут, и раз в Индии пока не покупают, топливо реализуют по низким ценам потребителям на внутреннем рынке. Если бы не было этой ситуации, цены на топливо не снизились бы. Сначала солярка была, как вы помните, по 52 рубля за литр. Потом она взметнулась до 100 рублей. Потом опустилась до 65. А сейчас она стоит около 57 рублей. Мне сообщили об этом буквально неделю-полторы назад. Сейчас те фермеры, у которых более-менее нормальная ситуация в хозяйстве, у которых всё нормально с реализацией зерна, безусловно, уже взяли солярку по этой цене и будут ей запасаться».

Помог ли фермерам в их сложной ситуации с ГСМ временный запрет на экспорт топлива, введённый правительством?

«Понижение цен на ГСМ при низких закупочных ценах на зерно, подсолнечник, молоко и скот кардинально не меняет ситуацию, диспаритет цен продолжает удушение сельхозпроизводства, — говорит Александр Хижняк. — Сейчас я закончил серию зональных совещаний с фермерским активом в западной, центральной и восточной зоне Оренбургской области. Все говорят о диспаритете цен, который не даёт возможности работать. На сегодняшний день некоторые фермеры не могут выплатить ни лизинговые платежи за технику, ни кредиты банков. Технику у них изымают. На будущий год 20-25% фермеров в 8 районах востока Оренбургской области просто не будут участвовать в посевной. Если изымут технику у фермера чем он будет сеять? А он не может продать зерно, потому что у него это зерно либо покупают по дешёвке, либо вообще не покупают. Оренбургская область сегодня переполнена зерном, все элеваторы забиты, зерно никуда не вывозится. В восточной зоне Оренбуржья в уходящем году из-за проблем с соляркой для уборочной техники случилось ЧП, какие бывают раз в 20 лет: во время уборки пошли дожди, урожай не успели убрать, и зерно проросло прямо в колосе. Из-за этого фермеры в итоге не могут реализовать по нормальным ценам убранный урожай. Никакой компенсации затрат они не получили, потому что не застраховались на этот случай. Но всё-таки, на мой взгляд, траты, произошедшие в результате такого ЧП, надо как-то компенсировать. Чтобы фермеры могли нормально участвовать в посевной кампании 2024 года, чтобы справиться со всеми платежами. На наш взгляд, Минсельхоз работает неэффективно, необходимо преобразование Минсельхоза РФ в Комитет при правительстве РФ по развитию АПК во главе с первым заместителем председателя правительства РФ».

Соображения главы фермерской ассоциации Оренбуржья о проблемах российского экспорта нефтепродуктов в Индию, а также информация о снижении цен на топливо нашли подтверждение в оценках профильного эксперта.

«Любые ограничения в части экспорта нефтепродуктов дают мгновенный эффект затоваренности резервуарных парков системы «Транснефть», НПЗ, нефтебаз, — рассказала «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова. — Индия по-прежнему остается основным импортером российской нефти сорта Urals, но эта страна стала терять свои позиции: если доля Индии по итогам октября 2023 года составляла 57%, то в ноябре лишь 35%. Наличие нерешенных проблем по оплате уже поставленных объемов сырья на индийский рынок оказало влияние на прерывание устойчивых грузопотоков в преддверии закрытия годовых финансовых результатов компаний».

По словам Тамары Сафоновой, цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке снизились вслед за падением цен на нефть на внутреннем рынке России: «Цена нефть на внутреннем рынке составила на 22.12.2023– 43 тыс. рублей за тонну, тогда как бензин АИ-92 – 40 тыс. рублей за тонну».

В настоящее время еще не снят запрет на вывоз дизельного топлива на экспорт помимо системы «Транснефть», а именно по железной дороге дополнительно к объемам, предусмотренным индикативными балансами, рассказала гендиректор НААНС-Медиа.

«ПП от 05.10.2023 No 1637 предусмотрено увеличение размера коэффициента при расчете таможенной пошлины с 20 до 50 тыс. руб. за 1 тонну для НПЗ с объемом переработки менее 1 млн тонн. Таким образом, предприятия с объемом переработки менее 1 млн тонн выведены из периметра государственной поддержки, оказались лишены возможности реализации своей продукции на экспорт и практически находятся на грани остановки и банкротства. Предприятия обеспечивают рабочие места, осуществляют социальные и налоговые выплаты. С учетом непрерывности санкционного давления на российский нефтегазовый сектор важно создание внутренних условий деятельности предприятий, обеспечивающих непрерывность технологических процессов и возможности реализации на экспорт продукции с добавленной стоимостью», — отметила Татьяна Сафонова.

Вероятность повторения произошедшего в 2023 году топливного кризиса в России крайне мала, сказал в беседе с «Московской газетой» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

«В августе-сентябре 2023 года невероятным образом совпало множество негативных для рынка факторов: попытка снижения демпферных выплат, стремительное ослабление рубля, сезон ремонта НПЗ, активность серого экспорта, рост мировых цен на нефть, окончание сезона высокого спроса и т.д. Сейчас внутренний рынок защищен работой демпферного механизма, курс рубля стабилизировался, серый экспорт ограничен заградительными пошлинами, а ремонт НПЗ планируется проводить вне сезона высокого спроса или хотя бы не одновременно. Иначе говоря, предпосылок повторения кризиса крайне мало. При этом мы допускаем, что правительство попробует еще раз видоизменить демпферный механизм, чтобы сократить расходы бюджета, однако в таком сценарии мы ожидаем появление другого стабилизирующего механизма. Например, это может быть квотирование экспорта или появление новых экспортных пошлин. Другой опцией является компенсация расходов на демпфер повышением других налогов в нефтяной отрасли», — рассказал аналитик.

Розничные цены на дизель сейчас сезонно завышены из-за традиционно непростого перехода на зимний дизель — на этом фоне с февраля ожидается снижение розничных цен на него в пределах 2%, прогнозирует эксперт.

«Также еще не полностью отыграли снижение оптовых цен и розничные цены на бензин — в ближайшие месяцы допускаем их снижения еще на 1–1,5%. Внутренние оптовые цены частично защищены от колебания мировых цен работой демпферного механизма, корректировку которого пришлось отменить. Кроме того, если не считать зимний дизель, то оптовые внутренние цены уже полностью нормализовались, и дальнейшего их снижения мы не ожидаем, несмотря на коррекцию мировых цен на нефть. В то же время цены на бензин на заправках реагируют на динамику оптовых цен с лагом, и в ближайшие месяцы можно ожидать снижения стоимости бензина в рознице на 1-1,5%», — рассказал Сергей Кауфман.

При этом, по словам аналитика, в 2024 году в целом ожидается рост цен на топливо примерно на уровне общей инфляции, т.е. до 5%. 

ФАС отмечает снижение оптовых цен на бирже на бензин марок Аи-92 и Аи-95 до уровня начала 2023 года, пишут «Акценты». Это, в свою очередь, приводит к стабилизации стоимости топлива на розничном уровне, а также к снижению стоимости топлива на АЗС как у вертикально-интегрированных компаний, так и у независимых сетей торговли топливом, отмечает издание.


Бензин в Алтайском крае оказался самым дешевым в стране, сообщает издание «Сибдепо» со ссылкой на данные агентства «ПромРейтинг». Помимо Алтая, в первую тройку лидеров вошли Республика Коми и Курганская область. Самый же дорогой бензин оказался на Сахалине, в Якутии и Магаданской области.

ТеГИ
топливо, бензин, цены
Поделиться
Похожие новости