Новость общества

Запрет на экспорт российского топлива не окончательное решение? Чего ждать дальше

Запрет на экспорт российского топлива не окончательное решение? Чего ждать дальше

Фото © «Московская газета»

24.09.2023 в 10:53:00
2169

«Московская газета» продолжает освещать тему с дефицитом топлива на российском рынке

Правительство РФ ввело временный полный запрет на экспорт российского топлива, чтобы стабилизировать ситуацию. Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев считает, что эта мера будет недолгой, и за ней будут применены другие экономические инструменты. Гендиректор ООО «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова отмечает риски для деятельности российских предприятий, производящих высококачественное топливо. По словам Дмитрия Гусева, с этими предприятиями велись длительные переговоры с предложением помочь поставками топлива внутреннему рынку. Оба собеседника отмечают рост цен на топливо на западном рынке после введения запрета на экспорт российским правительством.

После введения временного запрета на экспорт бензина и дизельного топлива цены реализации топлива снижаются на фоне уже формируемой на внутреннем рынке затоваренности продукции, рассказала «Московской газете» гендиректор ООО «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова.

«Если рост предложения моторного топлива на внутреннем рынке привел к снижению цен, то на европейском наблюдается эскалация цен ввиду формирующегося дисбаланса, — сообщила Тамара Сафонова. — Результатом запрета на вывоз моторного топлива российского производства стал рост цен на дизель и авиакеросин на европейском рынке, которые за сутки повысились на Роттердамском и Средиземноморском базисах на 40$/тонну».

Поскольку цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке в последние месяцы росли вслед за ценами на нефтяное сырье, то в текущей ситуации остро встанет вопрос обеспечения маржинальности именно тех заводов, которые производят топливо экологического класса 5, отметила собеседница.

«Для исключения затоваривания может сократиться производство высококачественного топлива и увеличиться выпуск фракций бензина и дизельного топлива, запрет на экспорт которых не распространяется», — сказала Тамара Сафонова

Временный запрет на экспорт касается товарного бензина и товарного дизельного топлива, сказал в беседе с «Московской газетой» заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев. Запрет не будет длиться долго, за ним последуют другие меры, уверен эксперт.

«Эта мера, конечно, правильная и укрепляет позиции Минэнерго. Но, скорее всего, в ближайшее время будет принят ещё ряд мер, чтобы стимулировать нефтепереработку, потому что мы производим гораздо больше нефтепродуктов и добываем гораздо больше нефти, чем потребляем, а экспорт важен для наполнения бюджета. Оптимальным решением могла бы быть и заградительная пошлина, но дело в том, что мы не контролируем курс рубля, и, если завтра он уйдёт в пределы 150 долларов за рубль, никакая пошлина не поможет. И это еще одна причина, почему я не считаю, что решение по запрету экспорта топлива окончательное. По этому вопросу продолжают проводиться совещания в Минэнерго. К тому же в нашем государстве зачастую всё, что называется временным, становится постоянным. По обратной логике, если нам сказали, что запрет бессрочный – значит, он ненадолго. Может быть, впоследствии будут переконфигурированы налоговый манёвр, демпферные выплаты, может быть, будут определены минимальные цены на топливо. Так или иначе, двухнедельный запрет ни к чему плохому для нас не приведет. Пострадает только Запад, где сейчас от прекращения российских поставок поднялись цены на топливо», – считает Дмитрий Гусев.

От запрета на экспорт пострадают и российские предприятия, производящие высококачественное топливо?

«В принципе, это так, — согласился собеседник. — Но вопрос, опять же, в сроках действия запрета и в том, что с высокой вероятностью после него будут приняты и другие решения. Все понимают, что заводы модернизированные, маржа высокая, нужно зарабатывать деньги для бюджета. Но уважаемые нефтяные компании, которые производят высококачественное топливо, Минэнерго и ФАС уговаривали два месяца, чтобы они увеличили объёмы поставок на внутренний рынок для его стабилизации. Компании отвечали, что делают всё возможное. Но по ценам на внутреннем рынке мы видим, что кто-то откликнулся на просьбу правительства, а кто-то нет. На мой взгляд, двухмесячных предупреждений было достаточно, чтобы в итоге принять меры и перенастроить процесс».

Где применяется высококачественное топливо российских производителей?

«Это топливо «Евро 5» и «Евро 6» для двигателей внутреннего сгорания и судовых двигателей, раньше оно экспортировалось в Европу, теперь основной рынок – Турция и Эмираты, — рассказал Дмитрий Гусев. — Не думаю, что наши производители сильно пострадают. Что хорошо в нефтеперерабатывающей отрасли, это то, что ничего не делается по щелчку пальцев: сейчас, например, сентябрь, при этом производственные планы на октябрь уже сверстаны, а впоследствии Минэнерго примет другие решения. С другой стороны, кое-что произошло по щелчку – корабли с нашим топливом встали в портах, но потом все штрафы за простой будут отработаны за счет роста экспортной стоимости».

Как сказываются на отраслях российской экономики высокие цены на нефть на внутреннем рынке?

«Надо отметить, что раньше нефтяные налоги шли через экспортные пошлины, а сейчас – через НДПИ, на стадии добычи. Поэтому компаниям всё равно, отправлять нефть на экспорт или на переработку. И внутренний рынок все время стремится к экспортной альтернативе. Единственным решением мне видится отказ от налогового маневра и создание фискальной системы, которая стимулирует не экспорт сырья, а нефтепереработку», – сказал заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр».

Основной причиной роста внутренних цен на нефть является рост мировых цен и стремительное ослабление рубля, что увеличивает привлекательность экспорта, отметил в беседе с «Московской газетой» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

«Основной надеждой на снижение внутренних цен в рублёвом выражении является возможность укрепления рубля, если правительство усилит меры валютного контроля или вынудит экспортёров продавать больше валютной выручки. В противном случае поводов для снижения рублёвых цен нет», — сказал аналитик.

Большинство НПЗ либо являются частью вертикально-интегрированных компаний, либо работают по давальческой схеме, когда они получают определённую плату за переработку определённого объёма нефти, поэтому для нефтепереработки рост цен на нефть не является значительным негативным фактором, добавил эксперт.

«Для большинства прочих отраслей более важными являются цены на нефтепродукты, а не цены на нефть. Локально некоторые отрасли (например, аграрная) пострадали от дефицита нефтепродуктов и роста цен на них. Однако правительство ограничило экспорт бензина и дизеля, что, на наш взгляд, быстро позволит стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке и снизить оптовые цены», — заключил Сергей Кауфман.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
экспорт, топливо, дефицит
Поделиться
Похожие новости