Новость общества

Что толкает российское топливо за рубеж вопреки интересам производителей?

Что толкает российское топливо за рубеж вопреки интересам производителей?

Фото © «Московская газета»

30.07.2023 в 11:23:00
3074

Покупатели топлива на российском рынке стали перепродавать его за рубеж – в силу падающего курса рубля экспорт выгоднее для российских нефтетрейдеров, чем продажи на внутреннем рынке. Однако, такой «серый» экспорт невыгоден для нефтяников, производителей топлива, которые получают от государства субсидии – в последнее время сократившиеся, – именно за то топливо, которое продают на внутренний рынок по ценам, не зависящим от цен на нефть

«Московская газета» обсудила этот вопрос с разными сторонами конфликта. Любопытно, что «серый» экспорт, о котором идёт речь, декларируется российской таможней наравне со всем остальным экспортом нефтепродуктов и не запрещён нашим законодательством, хотя и не одобряется правилами торговой площадки, на которой покупается российское топливо.

Компания «Газпромнефть» требует, чтобы покупатели её топлива на Санкт-Петербуржской международной товарно-сырьевой бирже раскрывали всю дальнейшую товарную цепочку до конечного потребителя. Таким образом компания хочет пресечь перепродажу своей продукции по «серым» схемам за рубеж.

«После введения европейского эмбарго крупнейшими покупателями российского топлива стали Турция, Китай, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сингапур, Бразилия, Малайзия, Индия и ряд африканских стран, — рассказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. — При этом информации о том, кто из данных стран покупает нефтепродукты по «серым» схемам, конечно, нет. Преимущественно бензин на товарной бирже закупают нефтетрейдеры (компании, занимающиеся нефтеторговлей, – прим. авт.) и независимые АЗС. В условиях повышенных экспортных цен нефтетрейдеры могут быть заинтересованы в перепродаже топлива за рубеж».

Журналисту «Московской газеты» удалось получить комментарий от сотрудников Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, являющейся крупной площадкой продаж топлива на российском рынке. Как следует из комментария, биржа не заинтересована в том, чтобы продающиеся на ней товары поставлялись за рубеж, и планирует способствовать контролю за этой ситуацией с помощью РЖД.

«Информационное письмо, размещенное, на сайте биржи от 21.07.2023 г., содержит ссылку на действующие положения Правил организованных торгов и спецификаций секции «Нефтепродукты» АО «СПбМТСБ», — сообщили изданию на бирже. — Согласно документам поставка биржевого товара, допущенного к торгам, осуществляется на внутренний рынок на станции (пункты) назначения (погрузки), расположенные на территории Российской Федерации. Данным письмом СПбМТСБ дополнительно довела до сведения участников торгов, что осуществление поставки биржевого товара на станции (пункты) назначения (погрузки), расположенные за пределами территории РФ, является значительным нарушением и влечет применение мер воздействия к участникам торгов (их клиентам), являющимися сторонами по биржевым договорам».

Действительно, ряд нефтекомпаний предприняли собственные инициативы по получению информации от покупателей, отметили на бирже.

«Полученная информация будет проанализирована и в зависимости от результатов будут сделаны выводы. До конца года СПбМТСБ планирует внедрить проект оператора товарных поставок на железнодорожном транспорте (ОТП РЖД), реализуемый в рамках соглашения между ФАС России, ОАО «РЖД» и АО СПбМТСБ (функции ОТП выполняет ООО «Цифровая логистика»), после чего вопрос о направлении поставок, грузополучателях и движении вагонов будет доступен бирже централизованно», — рассказали на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

В Независимом топливном союзе придерживаются другой точки зрения.

Никакого «серого» экспорта топлива в России в правовом поле не существует, сообщил «Московской газете» вице-президент НТС Дмитрий Гусев. По его словам, поставки российского бензина его российскими покупателями за рубеж не запрещены законодательством и мотивированы экономической ситуацией.

«Есть понятия «товара, ограниченного к обороту», «запрещённого к обороту», а юридического понятия «серого» экспорта» в России нет, и запрещать нечего, — пояснил Дмитрий Гусев. — Под термином «серый» экспорт» подразумевается, что, когда у нас принималось решение об инвестировании поставок топлива на внутренний рынок, все понимали, что на внутреннем рынке топливо будет стоить дешевле, чем в соседних странах. При этом продажи топлива за рубеж не были запрещены изначально решениями органов исполнительной власти, то есть, по сути, были разрешены поставки субсидированного товара за рубеж (российские нефтеперерабатывающие заводы получают от государства выплаты за сдерживание цен на бензин на внутреннем рынке, таким образом работает механизм так называемого «демпфера» – правда, летом 2023 года эти выплаты были ощутимо сокращены, – прим.авт.). Раньше эти субсидии были достаточными, теперь они снизились. И с учётом того, что сейчас курс рубля сильно упал, привлекательность экспорта топлива значительно выросла. Никто не предполагал, что может возникнуть такая ситуация: мы же до 2022 года спокойно существовали в парадигме демпфера. А как только курс рубля пошёл вниз, возник вопрос об увеличении привлекательности экспортных поставок. В итоге, российские покупатели бензина покупают его себе на нефтебазу и понимают, что больше денег заработают, если поставят топливо за рубеж».

Такие поставки топлива российскими предприятиями за рубеж будут стараться ограничить, но законодательных запретов для них нет, подчеркнул вице-президент НТС.

«Да, СПбМТСБ будет пытаться применять какие-то меры дисциплинарного воздействия, пытаться отключить от биржи покупателей, которые поставляют российское топливо за рубеж, — пояснил собеседник «Московской газеты». — Но в федеральном законодательстве нет запрета или ограничений на экспорт топлива, а такие ограничения противоречат Гражданскому кодексу, потому что, по сути, ограничивают оборот товара. Я думаю, любой участник рынка может оспорить такие ограничения. Федеральное законодательство и Гражданский кодекс, на мой взгляд, имеют большее значение, чем правила торговой площадки, которой является СПбМТСБ».

Куда же поставляются «серым» – или «белым», с точки зрения отсутствия чёткого законодательного запрета, экспортом российские нефтепродукты?

«Начиная от Узбекистана и Афганистана и заканчивая Грузией и Арменией, — отметил Дмитрий Гусев. — Если этим странам перестанет приходить наше топливо, они найдут другой источник. А ведь мы в России добываем нефти и производим нефтепродуктов гораздо больше, чем требуется нашим внутренним рынком. Поэтому экспортные рынки нам нужны. К тому же, есть тенденция к тому, что нефть может упасть в цене, есть тенденция к насыщению внутреннего российского рынка и, соответственно, уменьшению внутреннего спроса на топливо. Да и общую задачу переориентации поставок нашей нефти и нефтепродуктов на Восток никто не отменял».

«После завершения сделки на бирже заключается договор купли-продажи (поставки) нефтепродуктов с указанием места поставки, на котором переходит право собственности, — рассказала «Московской газете» о механизме продаж топлива гендиректор ООО «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова. — Покупатель биржевого товара может его приобретать для обеспечения топливом собственных АЗС, а может реализовать другим приобретателям. Как правило, информация, содержащаяся в договорах, является конференциальной или составляет коммерческую тайну. Кроме того, для каждой компании, работающей на нефтегазовом рынке, важен авторитет, им не выгодно заниматься «серыми» схемами, если они хотят сохранить бизнес и репутацию.

В этой связи сообщение СПбМТМБ о том, что приобретённый на биржевой площадке товар предназначен для реализации на внутреннем рынке, является важным разъяснением, которое и будет исполняться участниками биржевых торгов, добавила эксперт.

«Следует отметить, что весь вывозимый на экспорт товар декларируется в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с законодательными нормами, и в этой связи понятие «серый» экспорт может наносить «тень» на все выстроенные после ввода действия эмбарго цепочки продаж российских нефтепродуктов», — сказала гендиректор ООО «НААНС-Медиа».

Среди стран-покупателей российского бензина в июне 2023 года следует отметить дружественные страны Турцию, Бразилию, нейтральные страны ОАЭ, Того, Ливию, Гану, заключила Тамара Сафонова.

Между тем в российском Минэнерго назвали ограничение числа экспортеров топлива возможной мерой пресечения схем «серого» экспорта бензина.

«Составление списка экспортеров — это одна из рассматриваемых мер. Минэнерго и дальше будет работать над пресечением схем серого экспорта», — цитируют СМИ представителя министерства. Так же «ведомство считает необходимым сформировать ограниченный перечень нефтеперерабатывающих заводов, производящих товарный бензин, и разрешить экспорт только им. Решение поможет пресечь «серый» экспорт бензина, который стал одной из причин роста оптовых цен в России в последние месяцы».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
топливо, россия, производители
Поделиться
Похожие новости