Новость экономики

Поможет ли запрет на экспорт бензина и дизеля удержать цены на топливо?

Поможет ли запрет на экспорт бензина и дизеля удержать цены на топливо?

Фото © «Московская газета»

23.09.2023 в 21:03:00
1918

Введенный правительством РФ запрет на экспорт автомобильного топлива может привести к дефициту дизеля на внутреннем рынке. Об этом сообщил «Московской газете» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

«Что будет с ценами на бензин и дизель зависит от того, как долго будет действовать запрет на экспорт автомобильного топлива. С одной стороны, государству необходимо наполнить внутренний рынок, чтобы здесь и сейчас сдержать рост цен на бензин и дизель. С другой стороны, если правительство будет долго удерживать запрет, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) будут вынуждены сократить переработку», – говорит Игорь Юшков.

Сейчас нефтеперерабатывающие предприятия будут работать в основном на заполнение хранилищ, отметил эксперт.

«Дело в том, что объем производства бензина в России практически равнозначен объему потребления рынка, на экспорт уходит не более 15% от общего объема производства в год. С дизелем совершенно другая ситуация - почти половина производства дизтоплива уходит на экспорт, поскольку внутренний рынок объективно не «переваривает» такой большой объем дизеля. Соответственно, когда хранилища будут заполнены НПЗ будут вынуждены перестроить свою работу и сократить производство автомобильного топлива, что может привести к возникновению физического дефицита дизеля на внутреннем рынке, так как НПЗ на пике могут не предугадать, сколько топлива потребуется для внутреннего рынка. Поэтому за время действия запрета, который продлится, скорее всего, несколько недель, правительству необходимо разработать новые меры для стабилизации цен. Например, пересмотреть формулу демпфирующего механизма либо увеличить нормативы продаж дизеля на бирже до 50%», - считает Игорь Юшков.

В тоже время эксперт по энергетике Борис Марцинкевич видит проблему в дефиците и постоянном повышении цен на автомобильное топливо в «налоговом маневре».

«После введения ограничений на экспорт топлива биржевая стоимость бензина и дизельного топлива упала по итогам торгов в пятницу более, чем на 10%. Как долго это продлится зависит от того, насколько хватит хранилища. Резервуарный парк в России - ограниченный. По моим подсчетам, мы сможем протянуть не больше месяца, дальше НПЗ будут вынуждены сокращать объемы производства. Отрегулировать внутрироссийские цены за счет запрета на экспорт и быстрого насыщения внутреннего рынка – не выход из проблемы. Главная проблема в действующей налоговой системе. В 2015 году правительство РФ поддержало инициативу – «налоговый маневр», цель которого заключается в ежегодном повышении налоговой ставки на добычу полезных ископаемых. Это повышает себестоимость добываемой нефти, при этом снижается экспортная пошлина. Для НПЗ это означает одно – с каждым годом себестоимость энергоресурсов обходится дороже, а вывезти топливо за рубеж, наоборот, проще. В частности, с 1 января 2024 года экспортная пошлина на нефтепродукты должна быть равна к нулю. Как результат из-за несбалансированного подхода в стране периодически возникает дефицит дизельного топлива, а себестоимость нефти и нефтепродуктов растет. Поэтому первое что следует предпринять правительству – пересмотреть «налоговый маневр», – сказал Борис Марцинкевич.

Напомним, с 21 сентября правительство РФ ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля для стабилизации внутреннего рынка. Срок его действия будет зависеть от насыщения рынка и результатов этой меры. Однако председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по энергетике Павел Завальный считает, что субсидировать внутренний рынок за счет внешнего, тем самым удерживая цены на горючее для отечественных потребителей на низком уровне, невозможно в текущих условиях.

Автор: Элина Рустамова
ТеГИ
экспорт, бензин, дизель
Поделиться
Похожие новости