Новость общества

Ликвидировать монополии никто не собирается. Резкий скачок цен на бензин под вопросом, а вот постепенный рост продолжится

Ликвидировать монополии никто не собирается. Резкий скачок цен на бензин под вопросом, а вот постепенный рост продолжится

Фото © «Московская газета»

20.12.2021 в 08:06:00
2794

Подорожание бензина уже долгое время является одной из наиболее болезненных тем для автомобилистов и всех россиян, поскольку цены на топливо отражаются и на ценниках всех остальных товаров. А в начале следующего года эта острая проблема, по мнению ряда экспертов, может пойти на новый виток своего развития

Так, экономист Константин Селянин рассказал, что стоимость бензина может в любой момент взлететь до 1 доллара за литр, т.е. свыше 74 рублей по текущему курсу. Такой результат может стать следствием монополизации топливного рынка и отсутствие эффективных механизмов контроля за нефтяниками.

«Когда все в руках у нефтяников, они могут хоть завтра установить цену, равную доллару. Все, что их может остановить — не ФАС, а только президент, который может их вызвать. И они заключат некий, как уже бывало, пакт о временном замораживании цен», — уверен эксперт. Он напоминает, что на топливном рынке действуют лишь 7-8 крупных вертикально интегрированных компаний, которые легко могут заключать картельные соглашения. Но даже без таких прямых сговоров эти крупные игроки внимательно следят за действиями друг друга и опосредованно формируют общую стратегию ценообразования.

Президент действительно регулярно даёт поручения затормозить рост цен на бензин, а правительство несколько раз объявляло о договорённостях с нефтяными компаниями по поводу временной заморозки цен. Из бюджета выделялись компенсационные выплаты, чтобы топливные гиганты соблюдали взятые на себя обязательства. А цены всё равно росли, хотя и лишь на уровень инфляции.

Непонятно правда, почему более медленный рост цен называли «заморозкой», ведь под этим словом, вроде бы, стоит понимать ситуацию, когда цены некоторое время не меняются вовсе. Тем не менее, даже такая половинчатая «заморозка» длилась несколько месяцев, потом действие соглашения заканчивалось, как это было летом 2019-го, и цены устремлялись вверх.

Нефтекомпании побыстрее стремятся возместить недополученную сверхприбыль, пока правительство не предложит им вновь «заморозить» цены, уже на более высоком уровне. При этом более эффективные рычаги влияния у государства, конечно же, есть. Как объяснял руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов, власти могут в период высоких мировых цен на нефть повышать экспортные пошлины, чтобы нефтяникам выгоднее было продавать топливо внутри страны, чем везти за рубеж. А есть и ещё более радикальное решение. «В качестве еще одной дополнительной дубинки рассматривали введение лицензий на экспорт. Именно введение лицензий на экспорт является наиболее страшным инструментом для нефтяников», — пояснил Баженов. И такой метод также обсуждался не первый год, однако так и не был задействован.

А проблема роста топливных цен реально становится всё более серьёзной, особенно в то время, когда цены на продукты и другие социально значимые товары и так сильно увеличиваются, а инфляция вот-вот перешагнёт порог в 10%. И транспортные компании уже открыто просят государство вмешаться, причём самым решительным образом – ввести госрегулирование топливных цен. С таким предложением к президенту Владимиру Путину несколько дней назад обратился глава Национальной ассоциации грузового транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

«Антимонопольная служба и другие структуры обвиняют автомобильных перевозчиков в том, что они поднимают цены, а из-за этого дорожают продукты в магазинах. Перевозчики ездят не на воздухе, они заправляются дизельным топливом. Сейчас литр стоит 54,12 рубля, в декабре прошлого года ценник был в районе 46 рублей. Если сейчас не обратить на это внимание и не остановить топливные компании, то после Нового года цена будет уже более 55 рублей», — резюмировал представитель грузоперевозчиков.

Он рассказал, что в ассоциацию поступает большое количество жалоб от дальнобойщиков и логистических компаний на неумеренный рост стоимости горючего. Поэтому Матягин и решил призвать президента вмешаться в ситуацию.

Росстат сообщает, что за 11 месяцев нынешнего года цена на бензин в среднем выросла на 9,3%, что существенно выше инфляции.

В Минэнерго выступили категорически против такой меры, как госконтроль за ценами, заявив, что данный механизм даже не рассматривается.

«Штаб Минэнерго России по рынку нефтепродуктов держит на ежедневном контроле ситуацию с топливообеспечением всех регионов России. Со стороны штаба предпринимаются меры, направленные на повышение поставок топлива на организованные биржевые торги, стабилизацию биржевых цен, а также повышение равномерности поставок на нефтебазы и сети АЗС ряда регионов», — заявили в пресс-службе министерства.

Это, конечно, хорошо, что штаб следит за ситуацией. Пожалуй, хорошо и то, что в ведомстве не собираются вводить административную регулировку цен на топливо, потому что, как известно из советского опыта, государственные цены приводят к дефициту, а большинство водителей вряд ли обрадовались бы бензину за условные 35 рублей, за которым пришлось бы часами стоять в очередях у АЗС.

Но есть и другой путь, которым можно было бы прийти даже не к стабилизации, а, скорее всего, к снижению топливных цен. Имя этому пути – демонополизация. Сейчас подавляющая часть нефтяных мощностей принадлежит лишь нескольким компаниям, либо напрямую контролируемых государством, либо находящихся во владении близких к государству бизнесменов. Самими автозаправочными станциями примерно в половине случаев владеют независимые частные компании, но нефть они вынуждены закупать у тех же добывающих гигантов. Фактическое отсутствие конкуренции не даёт нефтяникам какого-либо значительного стимула снижать цены, потому что у потребителя просто не остаётся выбора.

В тех же США даже в нефтедобыче занято огромное количество частных фирм, борющихся друг с другом за рынок. Поэтому там цены на бензин находятся в прямой зависимости от стоимости нефти. В России же, наоборот, наблюдается уже замеченный многими парадокс – не важно, растут или падают нефтяные цены, цифры на заправках всё равно ползут вверх.

Но в США десятилетиями строили и отлаживали систему антимонопольных мер. Там ещё в 1890 году приняли первый закон в этой сфере, а затем, в 1911 году, принадлежавшая Джону Рокфеллеру нефтяная монополия Standart Oil была принудительно, по решению суда разделена на 33 независимых компании. С тех пор топливный рынок США отличается высоким уровнем конкуренции.

Но пока в России к таким кардинальным мерам не приступили правительство, вероятно, предпочтёт и дальше обходиться временными договорами о «заморозке» цен, корректировками экспортных пошлин и другими полумерами.

Реального повышения цены бензина до доллара за литр в ближайшее время ожидать вряд ли стоит. Финансовый аналитик Виталий Калугин полагает, что таких значений цены достигнут лишь через несколько лет, иначе страну ждут серьёзные социальные волнения. А вот постепенный, но неуклонный рост безусловно продолжится, как это происходит уже в течение многих лет.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
монополия, бензин, цены, рост
Поделиться
Похожие новости