Новость экономики

Эксперты прогнозируют рост цен на бензин до 50,5 рублей и призывают правительство самому регулировать уровень торговых надбавок

09.08.2018 в 21:08:00
3810

Сложившаяся в последнее время ситуация со скачком цен на АЗС продемонстрировала недостатки текущей модели регулирования топливных рынков в России и поставила вопрос о госрегулировании оптовых и розничных цен на бензин в России.

Из-за большой территории в нашей стране наблюдается значительная региональная дифференциация цен на различные товары. Это касается и автомобильного топлива. Разница в ценах на бензин между установившимся максимумом и минимумом составляет 30%. Причем в 33 регионах России цены на бензин выросли на 10 % и даже больше. Об этом свидетельствуют опубликованные в четверг результаты исследования «РИА Рейтинг».

Рекордным по стоимости топлива на российских АЗС стал последний месяц весны. По данным Росстата, в итоге оптовые цены на автомобильное топливо впервые превысили розничные и обогнали инфляцию почти в пять раз. Где-то повышение цен было едва заметным, а где-то довольно ощутимым. Самый быстрый рост цен — более чем на 13%, наблюдался в Чеченской Республике, в Северной Осетии, в Крыму, включая Севастополь, на Алтае и в Орловской области.

К концу июля литр Аи-92 в среднем по стране стоил 41,51 рубля, однако при текущих экономических условиях эксперты называют рыночную стоимость бензина более 50 рублей за литр. НПЗ давали заправкам серьезную скидку от 3 до 7 рублей, но из-за очередного повышения нефтяных котировок при ослаблении рубля удерживать цены на прежнем уровне стало невозможно.

В итоге с учетом затрат на логистику и реализацию прямой убыток понесли многие АЗС, в среднем в размере 3,6 рубля за литр. В накладе остались и автомобилисты, вынужденные либо переплачивать за бензин, либо экономить, переходя на более дешевое топливо.

Бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК до начала топливного коллапса, считает, что произошедшее на бензиновом рынке — скорее вопрос пересменки в правительстве и отсутствия должного ежедневного управления этой сложной системой сдержек и противовесов.

Дешеветь бензин начал только после того, как в начале июня кабинет министров и нефтяные компании договорились зафиксировать цены. Кроме того, 9 июня Минфин внес в правительство законопроект о снижении акцизов на топливо.

Впрочем, экстренное снижение акцизов принципиально ситуацию не изменило.

Сложившаяся ситуация продемонстрировала недостатки текущей модели регулирования топливных рынков в России и неустойчивость системы при резком изменении соотношения нефтяных котировок и курса рубля. Решить эту проблему, по задумке Министерства финансов и Министерства энергетики, должно завершение налогового маневра в нефтяной отрасли. После более чем двух лет споров нефтяников и Минфина маневр, подразумевающий повышение НДПИ и снижение экспортных пошлин, все-таки будет завершен. Такое решение в конце апреля принял президент РФ Владимир Путин, несмотря на опасения представителей бизнеса, что такие меры могут себя не оправдать. Как ожидается, к 2024 году экспортная пошлина может быть полностью обнулена.

Впрочем, подавляющее большинство автомобилистов сейчас волнует другой вопрос: что будет с ценами на бензин в ближайшем будущем, а именно после повышения НДС с января 2019 года.

В субботу Путин подписал закон, повышающий базовую ставку НДС, который является основным источником ненефтегазовых доходов федерального бюджета.

В этом году сборы «внутреннего» НДС составят 3,4 триллиона рублей, еще 2,4 триллиона принесут «внешние» сборы от обложения импорта. Повышение налога с 18 до 20 % за три года принесет федеральному бюджету дополнительные 2 триллиона рублей. При этом повышение налоговой ставки повлияет на ценообразование всех товаров и услуг, и в первую очередь, отразится на розничных ценах на бензин. Об этом рассказал журналистам заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Он отметил, что на образование цен на нефтепродукты влияет множество факторов и налоговая составляющая, в виде НДС, акциз и пошлин, одна из самых значимых. В качестве положительного момента Голомолзин заверил, что динамику цен на бензин продолжит отслеживать антимонопольная служба и устойчивость на рынке будет обеспечена.

Однако, как отмечают аналитики Vygon Consulting в исследовании «Цены на бензин: Back to USSR», которое они представили в эту среду, разрабатываемые компенсационные механизмы, в том числе  в рамках налогового маневра, несовершенны и не дают  гарантий будущей финансовой стабильности — ни НПЗ и АЗС, ни потребителям их услуг. Поиск оптимальной модели регулирования топливного рынка должен включать комплекс задач, которые бы обеспечивали стабильность розничных цен, устойчивость сбытового бизнеса и предсказуемость бюджетных поступлений. По итогам первого полугодия текущего года ни одно из перечисленных условий выполнено не было, отмечают эксперты, а планируемое со следующего года повышение акцизов и НДС  может привести к еще большему дисбалансу.

В качестве альтернативного варианта предлагается ввести госрегулирование оптовых и розничных цен на бензин по примеру Саудовской Аравии. Внутренние цены на бензин, устанавливаемые правительством, долгое время были здесь одними из самых низких в мире и мало зависели от нефтяных котировок. Для России переход на эту систему означает отказ от рыночного ценообразования. Так, в исследовании отмечается, что  розничную цену можно индексировать на уровне инфляции, а оптовую привязать к ней с помощью фиксированного дифференциала, состоящего из усреднённых транспортных затрат, расходов на содержание АЗС и нормы сбытовой прибыли, которые составляют около 6 рублей на литр. Таким образом, оптовую цену можно устанавливать по формуле «розница минус 6 руб./л».

В случае свободного ценообразования на бензин стоимость, например, топлива марки Аи-92 на вырастет с начала следующего года примерно с 40 до 50,5 рублей за литр. подсчитали аналитики. С учётом государственного контроля, такой сценарий представлялся бы невероятным, отмечают эксперты.

О том, что функцию регулирования оптовых и розничных цен на бензин надо передать государству говорилось и ранее, но до реальных действий так и не доходило. Пока не случился очередной топливный кризис, заставивший россиян вновь выйти на площади, которые в текущий весенне-летний период они, кажется, и не покидали.

Во вторник законопроект, предлагающий правительству устанавливать предельную цену на топливо, внесли на рассмотрение в Госдуму депутаты от КПРФ. Согласно законодательной инициативе, государству также доверяется регулировать уровень торговых надбавок, что позволит защитить потребителей от скачков цен на бензин в будущем.

Автор: Марина Мароховская
ТеГИ
бензин, топливо, АЗС, Россия
Поделиться
Похожие новости