Новость общества

Названа одна из основных причин роста цен на топливо и его дефицита в отдельных регионах

Названа одна из основных причин роста цен на топливо и его дефицита в отдельных регионах

Фото © «Московская газета»

19.09.2023 в 09:56:00
2218

«Московская газета» продолжает изучать ситуацию с дефицитом топлива в России, о которой изданию неоднократно сообщали представители сельскохозяйственной отрасли. Немалую роль в возникновении этого дефицита играет и серый экспорт российского топлива. Сейчас власти рассматривают такие меры решения проблемы, как введение заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов в размере 250 долларов за тонну или полный временный запрет на поставки топлива за рубеж. Собеседники «Московской газеты» по-разному оценивают эффективность таких мер. Генеральный директор ООО «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова считает, что заградительная пошлина может привести к остановке ряда нефтеперерабатывающих предприятий

Власти рассматривают такие меры решения проблемы, как введение заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов в размере 250 долларов за тонну или полный временный запрет на поставки топлива за рубеж, сообщил «Ъ».

Данные меры быстро бы привели к снижению внутренних оптовых цен, однако одновременно это слишком сильно снизило бы экспорт и закончилось затовариванием внутреннего рынка, сказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

«На наш взгляд, оптимальным решением было бы квотирование экспорта, то есть разрешение экспорта такого количества топлива, которое всё равно бы обеспечивало профицит на внутреннем рынке», — сказал аналитик.

Привлекательность экспорта топлива (особенно на фоне снижения демпферных выплат) действительно является одной из основных причин роста цен на топливо и наличия его дефицита в отдельных регионах, отметил Сергей Кауфман.

«В условиях дефицита бюджета правительство не может предложить нефтяникам экономические стимулы по поставкам на внутренний рынок, однако возможность ограничить или даже запретить экспорт у правительства всегда есть», — пояснил аналитик ФГ «Финам».

В данный момент заградительная пошлина на экспорт топлива – оптимальный вариант, сказал «Московской газете» заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев.

«Может быть, производители топлива воспринимают эту идею негативно, потому что это изъятие их сверхдоходов. С другой стороны, внутренний рынок нужно насыщать топливом, и заградительная пошлина, если будет продуман механизм её использования, поможет провести нормализацию оптового рынка внутри страны. Временный полный запрет экспорта, конечно, тоже действенная мера, но мы добываем и перерабатываем нефти гораздо больше, чем можем потребить, поэтому запрет будет означать резкое снижение экспорта и, соответственно, доходов бюджета, которые никакое низкое по стоимости топливо на внутреннем рынке не поможет возместить. Сейчас мы ждём окончательного документа. Пока были получены только некие наброски, есть много моментов, которые надо уточнить. Вопрос, когда будет принята эта мера? Её могут принять в промежутке 1 октября 2023 до 1 января 2024. Сезон активного потребления топлива заканчивается, это тоже повлияет на ситуацию», — рассказал Дмитрий Гусев.

Идею квотирования экспорта нефтепродуктов эксперт не поддержал.

«На сегодня я не уверен, что кто-то сможет просчитать, сколько нужно продукта для внутреннего рынка, а исходя из этого, трудно правильно определить квоты на экспорт: если рассчитать квоту в большую сторону, внутренние цены на топливо будут падать, и компаниям будет невыгодно поставлять топливо на внутренний рынок, а если в меньшую, возникнет резкий дефицит топлива. В текущих условиях квоты – это зло, их невозможно точно рассчитать», — считает Дмитрий Гусев.

Появилась ли какая-то конкретика в планах поддержки нефтяниками фермеров в посевную поставками топлива?

«Пока были разговоры о выделении 500 тыс. тонн дизельного топлива, но пока это нигде не зафиксировано, — сообщил заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр». — Фермерам можно посоветовать только переходит на альтернативное топливо вроде метана или пользоваться инструментами хеджирования на срочном рынке закупок топлива, о чём я уже говорил. Либо перерабатывать зерно в растительный белок, а не просто отправлять на экспорт, либо перерабатывать его в биотопливо. Либо не производить столько зерна на экспорт, а делать акцент на производство кормов и мяса. Поддерживать сырьевую отрасль – сельское хозяйство – за счет отрасли с высокой добавленной стоимостью – нефтепереработки – не совсем правильно».

В России – профицитный рынок производства нефтепродуктов, еще в начале текущего года около 46% дизельного топлива и 20% бензина традиционно направлялось на экспорт, рассказала «Московской газете» гендиректор ООО «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова.

«Тренд на увеличение экспорта готовой продукции относительно сырьевого экспорта дает возможность получить производителями добавленную стоимость, развивать производственный потенциал нефтеперерабатывающих заводов, — говорит эксперт. — Следует отметить, что внутренний рынок России демонстрирует динамичный рост: на фоне модернизации вторичных процессов переработки за 7 месяцев 2023 года производство дизельного топлива в России возросло на 7%, бензина на 4%».

При этом уже несколько месяцев остро стоит проблема роста цен на топливо во всех сегментах опта и розницы, которые следуют вслед за ростом цен на нефть на внутреннем рынке, достигших к 15 сентября уровня 62 тысяч рублей на базисе Нижневартовск, тогда как в начале года цена на нефть находилась на отметке 20 тысяч рублей за тонну.

«Такая ситуация связана с применением принципа паритета доходности внутреннего и внешнего рынка нефти и нефтепродуктов, — пояснила Тамара Сафонова. — Таможенная пошлина на нефть является поддерживающим механизмом для закупки нефтяного сырья сектором нефтепереработки и является сдерживающим механизмом для увеличения поставок на внешний рынок в ущерб внутреннему. Однако, согласно параметрам налогового манёвра в 2024 году предусмотрено обнуление таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты».

Поэтапное снижение таможенных пошлин является одним из факторов роста цен на нефть и нефтепродукты, отметила гендиректор ООО «НААНС-Медиа».

«В сентябре 2023 года таможенная пошлина на нефть составила $21,4 за тонну, на светлые нефтепродукты и масла – $6,4 за тонну. Указанные значения действительно не оказывают влияния на приоритетность поставок на внутренний рынок. Увеличение таможенной пошлины до $250 за тонну в теории должно снизить стоимость нефтепродуктов, но проблема высокой стоимости закупки нефти таким образом решена не будет», — считает эксперт.

По мнению собеседницы «Московской газеты», такое решение может привести к критической остановке ряда перерабатывающих заводов, маржинальность которых будет находиться в отрицательной зоне.

«На текущий момент представляемый дефицит моторного топлива связан с ростом спроса на топливо для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, проблемами закупки ресурсов по приемлемой цене. Одним из вариантов решения могло бы стать увеличение коэффициентов при расчете пошлин на нефть и нефтепродукты с текущего уровня 0,167. В сложившейся ситуации любые изменения, связанные с розничным ценообразованием, необходимо взаимоувязывать с ценами на оптовые партии топлива и ценой реализации нефти на внутреннем рынке. «Серый» экспорт в текущей терминологии предполагает перенаправление биржевых партий на экспорт, но такие поставки могут контролироваться на момент оформления вывозных таможенных деклараций и представления контрактов, подтверждающих отсутствие соответствующих перепродаж, — заключила Тамара Сафонова.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
топливо, цены, рост, пошлина
Поделиться
Похожие новости