Новость общества

Превратности рынка: как «серый» экспорт российского топлива за рубеж оставил фермеров в одном из регионов без урожая

Превратности рынка: как «серый» экспорт российского топлива за рубеж оставил фермеров в одном из регионов без урожая

Фото © «Московская газета»

13.09.2023 в 11:22:00
3174

Как отмечают собеседники «Московской газеты», дизельное топливо для сельскохозяйственной техники резко подорожало. Министерство энергетики РФ собирается обеспечить аграриев поставками топлива в период посевной. «Московская газете» обсудила всё это с фермерами из Ростовской и Оренбургской областей и узнала, каким образом экспорт российского топлива за рубеж, в том числе, «серый», привёл к дефициту дизеля и проблемам с уборкой пшеницы в одном из регионов. В Независимом топливном союзе считают, что фермеры могут позаботиться о своей обеспеченности дизелем сами с помощью биржевых инструментов

Министерство энергетики РФ собирается обеспечить аграриев поставками топлива в период посевной. Что об этом думают фермеры?

Цена на зерно падает каждый день, а цена на дизтопливо выросла в 1,5 раза при общем уровне инфляции в 4%, рассказала изданию фермер из Ростовской области Татьяна Трегубова.

«Мне на днях звонили по поводу дизеля и озвучили предложение: 98 тысяч рублей за тонну, — рассказывает Татьяна Трегубова. — Я сказала поставщикам, что мой ответ будет непечатным. Могу отметить, что Минэнерго и нефтяники не хотят обсуждать с нами, фермерами, снижение цен на топливо. Нам объяснили по этому поводу, что есть рыночная составляющая, есть рост доллара, и никто не будет искусственно регулировать цену на горючее, а поставки за рубеж сегодня выгоднее, чем продажи внутри страны, к тому же, существует «серый» экспорт топлива, а нефтеперерабатывающие заводы проходят ремонт. Что касается дополнительных поставок дизеля, о которых говорит Минэнерго, то по этому поводу пока не прозвучало конкретики: когда, в каких объёмах и по какой цене эти поставки будут осуществлены. А нам надо проводить посевную. Даже если удержать рост цен в пределах 100 рублей за килограмм дизтоплива, это будет ужасная ситуация для фермеров. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев назвал ситуацию катастрофической».

Фермер предоставила «Московской газете» счёт от 28 августа 2023 года на оплату топлива для сельскохозяйственно-производственного кооператива в Кабардино-Балкарской республике. 10 тонн дизеля обошлись кооперативу в 860 942 руб.

«Сейчас огромное количество фермерских хозяйств – банкроты или находятся в предбанкротном состоянии, — сообщила Татьяна Трегубова. — Премьер Михаил Мишустин обещал сельхозпроизводителям зерновую субсидию. Лично я два года подаю заявки на субсидию и пока ничего не получила. Сейчас фермерам можно реально помочь, только если вернуть цены на дизель на уровень лета и обеспечить полную поставку. Либо компенсировать расходы за каждую тонну топлива, но это будет долго, и такую меру надо было проводить раньше».

Сначала произошёл галопирующий скачком цен на дизельное топливо – с 53 000 руб. за тонну дизеля цены добрались до 100 000 руб., рассказал «Московской газете» председатель Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельхоз кооперативов Оренбургской области, член президиума «Опоры России», заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации Александр Хижняк.

«Благодаря помощи министра энергетики Николая Шульгинова и всей группы, которая занимается обеспечением сельского хозяйства горюче-смазочными материалами, цена опустилась до 83 000 руб. за тонну, — отметил Александр Хижняк. — Но скачок цен всё равно остаётся внушительным: 53 000 и 83 000 руб.».

По словам собеседника издания, в 1990-м году общая рентабельность сельского хозяйства была 37,5%, а растениеводства – доходила до 90%.

«Сегодня же рентабельность общего сельского хозяйства по России, включая Краснодарский край с его урожайностью в 6 тонн с гектара, и такие зоны, как Предуралье, Урал, Сибирь и Алтай, где урожайность, составляет в среднем где-то 12 центнеров с гектара, — отметил Александр Хижняк. — Даже в «лихие 90-ые» никогда не было, чтобы сельское хозяйство оставалось без дизеля. А в этот раз мы простояли 1,5 недели без топлива, не пахали, не сеяли и не убирали!».

Председатель Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельхоз кооперативов Оренбургской области рассказал, каким образом продажи российского топлива за рубеж, о которых «Московская газета» уже писала, оставили фермеров Оренбуржья с испорченным урожаем твёрдой пшеницы.

«Несколько месяцев назад Минфин объявил, что с 1 сентября не будет выплачивать 50% дотаций нефтяникам, — говорит Александр Хижняк. — И господа российские предприниматели приготовились к этому. Они скупили на заводах весь дизель по старой цене в 53 000 руб. за тонну. И как только на Лондонской бирже поднялась цена на дизель, они тут же погнали его за рубеж. А наше внутреннее хозяйство осталось без топлива. В итоге, кто-то получил прибыль, а у кого-то возникли серьёзные проблемы с уборкой урожая. На востоке Оренбургской области есть 8 районов, где 60 лет назад вся страна поднимала целину. Это около 1 000 000 гектаров посевной площади и 35% от сбора твердой пшеницы по всей России. 2020, 2021 и 2022 были засушливыми годами, а вот в 2023 на востоке Оренбургской области, к удивлению и радости, вырос хороший урожай твёрдой пшеницы. Но с 20 августа пошли дожди. Фермеры одного из районов прислали мне фото, на котором видно, как из-за дождей зерно проросло прямо в колосьях пшеницы. Чтобы этого избежать, надо было собрать урожай раньше, – но вот в тот промежуток времени у нас и не было дизеля».

Это привело к трудностям с реализацией урожая и усугубило общие проблемы, отметил фермер.

«Твёрдая пшеница – самый ценный из всех сортов пшеницы, она не выращивается в Краснодарском крае, а выращивается на Алтае и в Оренбургской области. Проросла в колосьях, и куда теперь и по какой цене нам эту пророщенную пшеницу девать? — продолжает собеседник «Московской газеты». — Убирать её или не убирать? Если убирать, по какой цене сдадим? Мы сегодня в таком положении, что без помощи правительства России просто не знаем, как из него выйти. По Оренбургской области на элеваторах скопилось 2,5 миллионов тонн зерна, а нам ещё нужно убрать остаток зерновых и больше миллиона тонн подсолнечника. Элеваторы переполнены, отгрузки нет. Дизель и минеральные удобрения кратно возросли в цене, а цена на зерно при этом не то, что не увеличивалась, а снизилась по отношению к 2021 году, перед которым она тоже снижалась, а теперь ещё и выросли цены на сельхозтехнику и запчасти. Фермерам надо оплачивать кредиты и лизинг сельскохозяйственной техники. У нас в области нет холдингов, которые получают огромные дотации от государства. У нас только фермеры и сельхозорганизации. При этом именно фермеры в нашем регионе, как ни в каком другом, производят зерна более половины от всего объема области, 85% картофеля и овощей открытого грунта, около 30% животноводческой продукции. Хотелось бы, чтобы правительство, учитывая уникальную роль фермерства в Оренбургской области, каким-то образом нас услышало. Нельзя же в год 60-летия поднятия целины похоронить фермерские хозяйства!».

Причины роста цен на дизельное топливо объяснил «Московской газете» вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев:

«В этом году наложилось много факторов: начиная от роста курсов иностранных валют и логистических проблем и заканчивая ремонтом, идущим на нефтеперерабатывающих заводах. Всё это привело к тому, что возникли локальные перебои с дизтопливом. Сейчас, насколько мне известно, достигнуты определенные соглашения между нефтяниками и сельхозпроизводителями о том, что нефтяники выделят дополнительные объёмы топлива. Зря, конечно, они это делают через биржу (Санкт-Петербургская Московская товарно-сырьевая биржа, – прим. авт.). Но, по крайней мере, это успокоило, в первую очередь, биржу. Будем надеяться, что до конца сентября ситуация с топливом стабилизируется: основной сезон потребления бензина закончился, да и в целом, наши граждане стали меньше ездить, это тоже поспособствует снижению цен».

В российском законодательстве четко прописанной задачи о поставках на внутренний рынок нет, подчеркнул вице-президент Независимого топливного союза.

«Даже у государственных нефтяных компаний задача – зарабатывать прибыль для своего акционера, для государства. И, конечно, они продают топливо, в первую очередь, туда, где оно стоит дороже: сейчас цены на дизель в Европе – под 200 рублей за килограмм топлива. Государственные нефтяные компании не кладут эти деньги «себе в карман», они платят в бюджет налог на прибыль и НДС», — отметил Дмитрий Гусев.

Однако, учитывая важность продовольственного фактора для страны, фермеров сейчас, наверно, действительно стоит поддержать?

«Фермеров, конечно, надо поддерживать, но «спасение утопающих» должно быть, в первую очередь, делом рук самих «утопающих», — считает эксперт. — Есть два инструмента, чтобы решить проблемы фермеров. Первое – это такое топливо, как метан, которое сегодня в 3 раза дешевле, чем дизель. Как минимум, вся колёсная техника может быть переоборудована на метан. Во-вторых, на срочном рынке покупок топлива уж лет 20 действует такой механизм, как хеджирование. Вы заходите на биржу и покупаете контракт с поставкой топлива в декабре по такой-то цене. Допустим, вы захедижровались по 100 рублей за килограмм топлива. Пришёл январь, а дизель стоит уже 120 рублей. Вы покупаете дизель по 100, продаёте контракт по 120, и у вас 20 рублей маржи. Это не совсем просто объяснить «на пальцах», но, в целом, хеджирование – это инструмент страхования ценовых рисков. К тому же, переход к планированию с использованием инструментов срочного рынка поможет сельхозпроизводителям показать свои потребности нефтяным компаниям, а те, в свою очередь, могут скорректировать свои планы по производству топлива. Фермеры зачастую покупают топливо на бирже, и знают, например, что топливо продают на экспорт в Новороссийске, и пользуются таким инструментом, как страхование урожая. Так почему бы не застраховать и свои ценовые риски? На мой взгляд, странно, почему фермеры не используют инструменты хеджирования, как это делают во всём мире, а всё время просят помощи у государства».

Что ж, если фермеры пока не освоили хеджирование и не перевели сельхозтехнику на метан, им, видимо, поможет в этом году топливо от Минэнерго. Вопрос только, когда, в каких объёмах и по каким ценам оно до них дойдёт, и насколько основательно лягут всевозможные издержки в ценник продовольственной продукции на полках магазинов, о чём «Московская газета» уже писала.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
топливо, дизель, фермер
Поделиться
Похожие новости