Новость общества

Что мешает российскому нефтеэкспорту в Индии и бизнесу в ОАЭ

Что мешает российскому нефтеэкспорту в Индии и бизнесу в ОАЭ

Фото © «Московская газета»

28.12.2023 в 12:15:00
1457

Ответ на эти вопросы, похоже, один – угроза вторичных санкций в отношении иностранных контрагентов. О том, как это происходит, собеседники «Московской газеты» рассказали на примере ситуации с танкерами, дрейфующими в Индийском океане с российской нефтью на борту. Попутно выяснилось, откуда в Россию могут приходить авиазапчасти

Нефть и деньги дрейфуют в океане

Поставки российской нефти в Индию задерживаются из-за того, что дочерняя компания «Роснефти» ООО «Сахалин-1» не смогла открыть счёт в банке ОАЭ в дирхамах (национальная валюта в ОАЭ, – прим. авт.), передаёт «Ъ». Индийские компании ведут расчёты с Россией в дирхамах, поскольку правительство Индии рекомендует им не использовать китайский юань на фоне роста напряжённости между Нью-Дели и Пекином, отмечает издание. Индийская рупия, как известно читателям «Московской газеты», — слабая и неконвертируемая валюта. 6 танкеров с российской нефтью, в том числе под названиями «Крымск» и «Литейный проспект», застряли на пути в Индию, сообщил Bloomberg.

«Ситуация, когда принадлежащие России суда находятся в ожидании решения вопросов с оплатами – не редкость, — рассказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» Кирилл Маслов (Санкт-Петербург). — Конечно, это не является хорошей практикой: стандарты судового менеджмента предполагают, что, когда судно находится в рейсе с грузом, все вопросы расчётов уже решены. Что произошло в этой конкретной ситуации сказать трудно. Но на общем фоне, когда бизнес постоянно продумывает новые цепочки движения денежных средств, решение этой ситуации – только вопрос времени. Платежи так или иначе проводятся. Я думаю, сейчас ищется подходящая банковская цепочка для проведения платежа, подходящее финансовое решение, способ урегулирования оплаты. Поэтому говорить о чем-то экстренном, о каком-то тупике не стоит. Шипинговая практика подразумевает очень много вариантов развития событий, включая невозможность проведения прямого платежа. Конечно, когда наступает момент выгрузки груза или прихода судна в порт, а судно вынуждено дрейфует, это огромные убытки. Повторюсь, что обычно стороны стараются решить все вопросы оплаты фрахта, всех расходов и платежей до момента, когда речь же идёт о заходе судна в порт и выгрузке груза».

Кто помог ОАЭ разбогатеть

Вероятнее всего, причина возникшей проблемы заключается в том, что американские регуляторы давят на Эмираты, поскольку ОАЭ на сегодняшний день являются крупнейшим продуктовым и финансовым хабом, рассказал «Московской газете» руководитель и собственник российско-немецкой компании «АУСЛАНДСФИНАНЦАМТ» Алексей Слободкин.

«Есть мнение, что большая часть авиазапчастей для обслуживания российских самолётов идёт через Дубай, и что дубайские авиакомпании перепродают запчасти российским (прямых подтверждений этому нет, однако, в начале 2023 года Росавиация выдала компании из ОАЭ сертификат на обслуживание самолётов российских авиакомпаний, – прим. авт.), — рассказал Алексей Слободкин. — Сейчас ОАЭ для России – очень важная «ветка спасения» в экономическом плане. Вероятно, США оказали давление на ОАЭ, с той целью, чтобы российские государственные компании вели расчёты с Индией не в дирхамах, а в рупиях. Но для России это не выгодно, потому что рупия не стабильна, не конвертируема, и с ней связаны большие риски. Поэтому РФ и хочет найти другой способ расчёта. Но проблема в том, что ОАЭ вряд ли пожертвуют для этого отношениями с более крупным финансовым партнёром – США, тем более, что арабские страны помнят, что в своё время нефть в ОАЭ нашла американская компания Standard Oil, предложила деньги для разработки месторождений, и во многом за счёт США ОАЭ в начале 20 века стали богатеть и, так скажем, пересели с верблюдов на дорогие машины. Между этими странами существуют тесные связи, и насколько звонков определённых людей могли вызвать ту ситуацию, которая сложилась сейчас. Вероятно, изначально между Индией и Россией была договорённость использовать не только счета, а и взаиморасчёты в дирхамах. Видимо, Индия согласилась отступить от рупии, чего она делать не хотела, а Россия по понятным причинам не могла рассчитываться в долларах и евро. И было достигнуто консенсусное соглашение о расчёте в дирхамах, которое впоследствии было заблокировано США».

Доверие подорожало

К сожалению, дела у российского бизнеса на мировой арене идут лучше, когда он расположен не в России, а в такой стране, как ОАЭ, отметил Алексей Слободкин. «Московская газета» уже писала о том, как российский бизнес перебирается в Эмираты. Теперь это стало не так просто, как пару лет назад.

«В случае, если российская компания находится за рубежом, снижается уровень недоверия к ней в сфере банковского комплаенса в плане работы с контрагентами и т.д., — пояснил Алексей Слободкин. –—Даже если иностранный контрагент не видит явных рисков в работе с российским собственником и российской компанией, даже если торговля несанкционными товарами не вызывает проблем, иностранная компания зачастую всё равно опасается попасть под контрсанкции. Российский бизнес, особенно тот, который смотрит на несколько лет вперёд, смотрит на перспективу взаиморасчётов в иностранной валюте, хочет выходить на глобальный рынок, вынужден рассматривать другие юрисдикции нахождения сотрудников или, возможно, общего релокейта компании. В этом смысле спрос на получение вида на жительство и открытие компании в ОАЭ со стороны России сейчас растёт. Его подогревает прямое сообщение между странами, доступность магазинов и брендов в ОАЭ, недоступных сейчас в России. Но важно понимать, что высокий спрос порождает и высокие цены. Услуги по созданию компании в ОАЭ выросли в цене, не так просто стало открыть счёт для компании, стало недостаточно иметь виртуальный офис, теперь нужно иметь физический, сотрудников, адрес регистрации, который не является массовым, хотя пару лет назад на всё это в ОАЭ закрывали глаза. Также теперь требуется нормальный аудиторский отчёт, если вы хотите открыть компанию в неоффшорном эмирате страны и иметь счёт в солидном банке. Стоимость открытия компании в ОАЭ составляет порядка 30 тысяч долларов, если речь идёт о возможности открыть хороший банковский счёт, вести расчёты в нескольких валютах: евро, долларах, дирхамах и т.д. После Гонконга, ОАЭ – это дорогой, но престижный вариант для создания бизнеса, качество и официально низкие налоги».

Теперь только юань?

Ситуация со счетами в дирхамах ОАЭ и, соответственно, невозможности расчета за поставку Индии нефти лишний раз подтверждает тезис о том, что в настоящее время единственным каналом взаимодействия России с внешним миром через валюты дружественных стран является исключительно китайский юань, сказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.

«В соответствии со Структурой оборота валют от Банка России оборот по кассовым операциям в ноябре составил $242 млрд в месяц, при этом на китайский юань пришлось более $87 млрд — почти 40% оборота (полгода назад — 27%), — сообщил аналитик. — До весны 2022 года на все валюты нейтральных стран приходилось около 0,4% оборота».

По мнению эксперта, ситуация с оплатой Индией счетов в дирхамах ОАЭ, видимо, схожа с той, по которой страна покупает российскую нефть с существенным дисконтом к мировым ценам: российская сторона идет навстречу Индии, в т.ч. и в обходных путях использования национальной валюты ее главного геополитического конкурента — Китая.

«По данным Института энергетики и финансов на октябрь текущего года, в дирхамах ОАЭ оплачивается порядка 46% российского импорта в Индию, — рассказал Николай Дудченко. — Вместе с тем в силу того, что при таких схемах нефтяные компании вынуждены действовать в ущерб своим интересам, разумным шагом выглядит все же дальнейший перевод торговых операций на ту валюту, которую возможно будет использовать без возникновения форс-мажоров. В октябре платежи за российский экспорт в Индию в юанях выросли в 11 раз, хотя их доля в общем расчете явно недостаточна — около 5%. Вероятнее всего, мы и дальше будем наблюдать рост доли китайского юаня в структуре оборота валют и расчетов за российский экспорт. Что касается ситуации с оператором проекта «Сахалин-1», то полагаем, что устраивающее обе стороны решение будет найдено, а курсирующая в Индийском океане российская нефть в ближайшее время достигнет места назначения».

«Это распространённое мнение, мы тоже его слышали, оно соответствует тренду на переход в расчёты в национальных валютах, — прокомментировал выгоду от использования юаня в экспортных расчётах Кирилл Маслов. — Ещё лучше – расчёты в рублях, как это происходит с Турцией и другими дружественными странами. Конечно, тут лучше уходить от конкуренции и избегать ситуаций, в которых возможны задержки платежей. Согласится ли Индия на расчёты в юанях или рублях – вопрос согласования и вопрос разницы в курсах валют. Оценки силы рубля и курсовые разницы в Индии и Китае отличаются. Но расчёты в юанях или рублях снизят риски санкционного давления и позволят сторонам более свободно чувствовать себя в расчётах».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Индия, ОАЭ, нефтеэкспорт
Поделиться
Похожие новости