Новость общества

Названа категория молочной продукции, которая может существенно подорожать

Названа категория молочной продукции, которая может существенно подорожать

Фото © «Московская газета»

19.03.2024 в 16:10:00
1666

В Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко») рассказали «Московской газете» о том, как производители сдерживали цены в течение 2023 года. Резкого роста в 2024 году не предвидится, заверили в «Союзмолоке». Такой же точки зрения придерживаются и в Молочном союзе. Аналитик рынка Михаил Мищенко рассказал об издержках молокоперерабатывающих заводов и о том, что ещё может повлиять на цены

На протяжении всего прошлого года производители удерживали уровень цен на молочную продукцию для поддержки спроса на фоне повышающихся доходов населения, рассказали «Московской газете» в Национальном союзе производителей молока «Союзмолоко».

«В среднем в течение 2023 г. цены на молочную продукцию были выше уровня прошлого года на 2,6% и сдерживали продовольственную инфляцию, – в целом по продовольствию рост цен составил 4,6%, — отметили в «Союзмолоке». — Кроме того, на складах производителей скопился значительный объем продукции, что оказывало давление на цены, наряду со снижением цен на сырое молоко в первом полугодии».

К концу 2023 года сдерживать цены становилось сложнее из-за роста себестоимости, но темпы восстановления цен по-прежнему оставались ниже уровня продовольственной инфляции — за декабрь уровень цен на молочную продукцию вырос в среднем на 0,7% при подорожании продовольственных товаров в целом на 1,7%, сообщили в «Союзмолоке».

«В 2023-2024 гг. аналитики фиксируют повышение затрат по всем ключевым статьям себестоимости как при производстве молока-сырья, так и при производстве готовой молочной продукции: корма, энергоресурсы, оплата труда и др., — отметили в Национальном союзе производителей молока. — В результате прирост себестоимости производства сырого молока к концу 2023 г. составил 18%. В то же время уровень цен на молоко к концу 2023 г. оставался на 6% ниже уровня конца 2022 г.».

Прирост себестоимости молочной продукции к концу 2023 г. достигал 4% к уровню 2022 г. при превышении розничных цен на молочную продукцию в декабре 2023 г. уровня того же периода 2022 г. на 0,5%, сообщили в организации.

«Во втором полугодии 2023 г. себестоимость молочной продукции повышалась ускоренными темпами: цены на сырое молоко восстанавливались, росли и другие статьи затрат: заработная плата, упаковочные материалы, обслуживание оборудования и техники, энергоресурсы и др. Во втором полугодии 2023 г. в сравнении с серединой года рост себестоимости молочной продукции составил уже 11-12%. Дальнейшая динамика цен на молочную продукцию в среднесрочной перспективе может быть обусловлена отложенным влиянием факторов роста себестоимости ее производства в 2023 г. Тем не менее «Союзмолоко» не прогнозирует резкого роста цен на полках, так как прирост доходов населения может не иметь столь высокой динамики, как в прошлом году», — заключили в Национальном союзе производителей молока.

«Заголовки о предстоящем подорожании молочной продукции становились всё более радикальными, — отметил в комментарии «Московской газете» заместитель директора Молочного союза России по экономике Александр Рыбин. — Рост цен в пределах инфляции, естественно, происходит и касается всего, чего угодно, не только молока. Также естественным образом растут затраты предприятий: валютный курс, импортные компоненты, энергозатраты, ГСМ…Ключевая ставка ЦБ сейчас двузначная. Мы не можем контролировать наценку, которую осуществляют торговые сети. В прошлом году в этот месяц сырое молоко подешевело, это негативно повлияло на фермеров. Сейчас цены на молоко вернулись к прежнему уровню. По поводу возможного роста цен на молоко могу сказать только то, что будет ползучий рост пределах обычной продуктовой инфляции, не более 10%».

«Перепроизводство молока на российском рынке как было, так и осталось, — рассказал «Московской газете» директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. — Цена молока для потребителя не сильно связана с себестоимостью производства у фермеров. Потому что между фермером и конечным потребителем стоит перерабатывающий завод. Вот у переработчиков и увеличилась себестоимость производства: упаковка, оборудование, запчасти – всё подорожало. Поэтому за счёт конечного продукта – молока на полках магазинов, – поставщики могут увеличивать цены, чтобы покрыть свои издержки. Это тот случай, когда цена растёт, а потребитель всё равно будет покупать».

С другой стороны, есть биржевые продукты, такие как сухое молоко и т.д., пояснил Михаил Мищенко.

«Например, часть биржевых продуктов тоже выросла в цене. Например, масло. Глобальный рынок растёт. И даже с учётом перепроизводства на внутреннем рынке цена молока может расти даже с учётом цен на глобальном рынке. С другой стороны, запасы молочной продукции в России высокие, это замедляет рост потребительских цен. Но вот запасы сливочного масла уже заканчиваются», — заметил директор Центра изучения молочной продукции.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
молоко, продукты, цены, фермеры
Поделиться
Похожие новости