Новость общества

Названы основные причины того, почему люди оказываются на улице и становятся бомжами

Названы основные причины того, почему люди оказываются на улице и становятся бомжами

Фото © «Московская газета»

12.09.2022 в 16:05:00
7274

Проблема людей без определённого места жительства, лишённых жилья и нормальных условий существования, остаётся крайне острой во многих регионах России, однако особый размах приобрела в Москве и Московской области. Эти субъекты в силу своего доминирующего экономического положения стали центром притяжения для многих уроженцев других регионов, которые приезжают сюда за лучшей долей, более высокооплачиваемой работой или качественной медпомощью. Однако не всем удаётся наладить жизнь на новом месте. Некоторые в силу разных причин лишаются средств к существованию и даже не имеют возможности вернуться домой. Другие, будучи жителями Подмосковья, остаются без крова из-за алкогольной или наркотической зависимости, мошеннических действий недобросовестных риелторов или других тяжёлых жизненных обстоятельств. При этом, по мнению экспертов, государственная система помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе бездомным, их социального сопровождения и реабилитации оставляет желать лучшего

Правозащитники не раз обращали внимание на то, что бездомным бывает просто некуда обратиться за помощью, особенно если они – иногородние или оказались без регистрации. Если есть серьёзные проблемы со здоровьем и показания к госпитализации, таких людей отправят в больницу, а затем могут выписать обратно на улицу. Государственной программы по возвращению бездомных из других регионов домой за счёт бюджета де-факто нет, а Подмосковье не в состоянии их принять, разместить в своих учреждениях и реабилитировать из всех субъектов РФ, оказавшихся на территории области. В итоге бродяги годами ведут асоциальный образ жизни, а многие так и умирают на улице.

О том, что в этой сфере государство делает сейчас и что должно сделать в первую очередь, чтобы эффективно помогать людям в сложной жизненной ситуации, «Московской газете» рассказала общественный деятель, заслуженный юрист России, адвокат и полковник полиции в отставке Людмила Тропина. Она много лет работает над проблемой бездомных в Московской области.

С 2018 по 2021 год Людмила Тропина была членом Общественной палаты Московской области. С коллегами по ОП она выступила с инициативой о создании рабочей группы (которую возглавила) по выявлению и жизнеустройству людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Рабочая группа функционирует по сей день уже за пределами ОП. Именно ее представители выдвигали идеи и прорабатывали вопросы о создании центров социальной адаптации с горячей линией, в том числе «Социального патруля», призванных помочь людям без определенного места жительства вернуться к нормальной жизни. Сегодня работа «Социального патруля» связана со службой 112. Любой человек, который заметил бездомного на территории Московской области, может позвонить по телефону экстренных служб и сообщить о нём. Однако, по мнению Тропиной, мало кто осведомлён об этой системе из-за слабого информирования населения. Эксперт призывает размещать информацию об имеющихся средствах помощи бездомным в СМИ, соцсетях и госучреждениях.

По словам юриста, созданная система не отвечает современным рискам и потребностям граждан. В 112, обеспечившей вызов полиции, «скорой помощи» или «Социального патруля», нет обратной связи и конкретной информации о принятых мерах и оказанной помощи. Нередко встречается формалистское отношение сотрудников служб, которые ссылаются на то, что человек якобы отказался от помощи. Часто выручают профильные НКО. Также ряды бездомных пополняются гражданами, имеющими жилье, но вынужденными его покидать из-за конфликтов с соседями или родственниками, в т.ч. спровоцированными алкогольной зависимостью. Бывает, что некуда идти женщинам с детьми, престарелым родителям, инвалидам. Центры социальной адаптации, расположенные в Клину, Дмитрове и Лосино-Петровском сегодня предлагают крышу над головой бездомным, найденным в Подмосковье и ранее жившим в этом регионе, однако, по мнению Тропиной, эта система также нуждается в доработке.

Заслуженный юрист России отмечает, что создание этих центров и «Социального патруля» стало шагом вперёд в решении проблем с бездомными. Однако даже эта система работает не без сбоев. Кроме того, вне поля зрения государства остаётся большое число аспектов, связанных с помощью людям без определенного места жительства.

«В моей практике показателен случай, когда даже после обращения на «Прямую линию» с Президентом России госорганы не могут восстановить документы мужчине, в течение 20 лет живущему без установленной личности, т.к. после травмы он потерял память. Он трудоспособный, раньше жил и работал при одном храме, после моего обращения был помещен в Центр социальной адаптации в Дмитрове. Не выдержал безделья, которое там царит, и безденежья, отсутствия реальной помощи, ушел. Будучи добросовестным, работает в другом регионе и продолжает жить на «птичьих правах». Московская областная прокуратура, органы внутренних дел расписались в собственной несостоятельности.

Показательна многолетняя история одной из многодетных семей, выселенной с 7 детьми (5 – несовершеннолетние) из единственного жилья, помощь которой приходилось «выбивать». Недавно удалось добиться их включения в жилищную программу «7+». За их предшествующие мучения, в том числе лишения статуса многодетных и льгот из-за отсутствия регистрации, потери имущества, страдания детей и т.д. никто наказания пока так и не понёс. Впереди много работы», — рассказала Людмила Тропина.

Собеседница «Московской газеты» объясняет, что для понимания проблемы бездомности и путей её решения необходимо помнить, что этот вопрос в полной мере не решается десятилетиями. Когда была ликвидирована советская система, декриминализированы бродяжничество и тунеядство, на смену этой системе не было создано работающих альтернатив. Конечно, отказ от тюремного наказания за бродяжничество – это шаг вперёд с точки зрения гуманизма, но никакого другого варианта получить гарантированный кров и пищу для бездомных государство не предоставило. Указ Президента России от 1993 года о мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества, предусматривавший создание системы центров социальной реабилитации бездомных в регионах РФ, утратил силу в 2004 году.

В 2007 году разрабатывался законопроект об основах системы предупреждения и регулирования бродяжничества, в соответствии с которым, среди прочего, предполагалось ввести регистрацию бездомных и социального свидетельства. Планировалось выдавать таким людям документ, позволяющий рассчитывать на соцпомощь от государства.

Однако проект этого закона был отправлен Госдумой на доработку и впоследствии так и не был рассмотрен. Наконец, в 2016 году был принят ФЗ №182 «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации», где среди других категорий лиц, к которым должно быть особое внимание госорганов с точки зрения предупреждения правонарушений и социализации, упоминаются и лица БОМЖ, а также предписывается обеспечение межведомственной координации в этой сфере. Тропина называет этот закон во многом декларативным, однако и его полноценное выполнение могло бы сильно помочь в исправлении ситуации, ведь именно в межведомственной координации, по ее мнению, наблюдаются большие проблемы.

«Сейчас значительная нагрузка по работе с бездомными ложится на рядовых сотрудников системы МВД, участковых и оперуполномоченных, на медиков в больницах, на соцработников, система взаимодействия правоохранительных органов, здравоохранения и соцзащиты не отлажена, не совсем ясно, кто и за что отвечает», — объясняет Тропина.

Также, по её словам, фактически отсутствует координация межрегионального уровня. Система центров социальной адаптации в Подмосковье рассчитана лишь на жителей Московской области, некоторых бездомных из других регионов отправляют в Центр социальной адаптации им. Глинки в Москве. Выручают общественники: «Дом трудолюбия Ной», «Дом друзей», «Теплый прием», «Доктор Лиза». Только в «Ное» проживает более тысячи граждан, из которых более половины с ОВЗ. Они не в силах без помощи властей комплексно помочь всем нуждающимся. Механизмы отправки приехавших из других регионов обратно на родину за счёт госбюджета отсутствуют, отмечает юрист. Также нет чёткого понимания того, что происходит с бездомными после их попадания в профильные учреждения, общественные организации, сколько из них трудоустраиваются, проходят полную реабилитацию, а сколько возвращаются обратно на улицу. Кроме статистики полиции, формируемой на основе работы с правонарушениями и обращениями граждан по поводу бездомных, других официальных цифр о количестве таких людей, о том, как давно они живут на улицах и по каким причинам оказались в таком положении, нет.

Ещё одной проблемой Тропина называет отсутствие системного подхода к выявлению причин того, почему люди оказываются на улице: практически не ведётся работа по анализу таких причин и условий, способствовавших возникновению у граждан трудной жизненной ситуации. Если человек лишился места жительства, этому часто предшествуют какие-то нарушения его прав, мошеннические действия риелторов или бездействие местных властей, однако работа по выявлению таких правонарушений и привлечению виновных к ответственности системно не налажена. Тропина подчёркивает, что многие функции по помощи бездомным и возвращению их к нормальной жизни государство де-факто старается переложить на общественников и благотворительные НКО. Однако у них нет и не может быть ресурсов, достаточных для решения такой комплексной проблемы, а по Конституции, провозгласившей РФ социальным государством, оказывать помощь гражданам в трудной жизненной ситуации должны именно государственные власти.

Людмила Тропина поясняет, что отсутствие системного решения проблемы бездомных людей прямо ведёт к ухудшению криминогенной и эпидемиологической обстановки. «Мы ездим в электричках, в метро, и нас в период пандемии всех обязывают носить маски, в то же время в одном пространстве с другими гражданами могут находиться бездомные и с открытой формой туберкулёза, и с другими инфекционными заболеваниями, не получающие должной помощи и лечения», — говорит эксперт.

Что касается преступности, то статистика говорит сама за себя. «За первый квартал 2022 года в Подмосковье количество преступлений, совершённых не жителями региона, выросло на 7,3%, рост в категории граждан стран ближнего зарубежья составил 11,3%, а среди лиц БОМЖ данный показатель вырос на 2,1%. Число особо тяжких преступлений, совершённых бездомными, выросло на 67%. Наблюдается существенный рост нанесений тяжкого вреда здоровью и грабежей. Число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков среди бездомных выросло на 59%, преступлений средней тяжести – на 49%», — рассказала Тропина. Таким образом, наиболее эффективная система помощи людям, оставшимся без жилья, важна не только для самих таких граждан, для их жизни и будущего благополучия, но и для общества в целом. Количество людей, живущих на улице и лишённых возможности самостоятельно зарабатывать на своё существование законными методами, напрямую влияет в том числе на уровень преступности. Людмила Тропина обратила внимание на то, что в Московской области ситуация несколько улучшилась благодаря последним нововведениям, однако эти улучшения масштабу проблемы не соответствуют. О том, какие меры для исправления ситуации необходимо принять на федеральном, региональном и местном уровне, мы расскажем в следующей публикации.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
причины, бомжи, подмосковье
Поделиться
Похожие новости