Новость общества

Названы причины рекордного увеличения доли китайских автомобилей на рынке РФ

Названы причины рекордного увеличения доли китайских автомобилей на рынке РФ

Фото © «Московская газета»

12.10.2022 в 08:38:00
3002

Худшим месяцем для «Автоваза» был апрель 2022 года, когда было продано всего 8,5 тысяч автомобилей. Только продажи автомобилей снижались не только у «Автоваза», китайские производители отнимают долю рынка у уходящих KIA, Hyundai и Renault. Об этом рассказала «Московской газете» исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов

Доля китайских автомобилей на отечественном рынке впервые в истории перевалила за отметку в 30%. С 3 по 9 октября граждане приобрели 2916 новых машин китайских марок. Рост цен на новые авто, проблемы с поставками автозапчастей все чаще побуждают жителей страны пересаживаться с европейских и японских автомобилей на китайские.

Наиболее популярной среди машин китайского происхождения стала линейка Chery – кроссоверы данного бренда за оцениваемый срок предпочли 1148 россиян. На втором месте с результатом 771 проданных авто обосновался Haval. Третью и четвертую ступени заняли Geely и Haval, реализовавшие за отчетный период 538 и 252 машины соответственно.

Следует ли ждать в дальнейшем столь же агрессивной китаизации российского авторынка, и где может быть верхний предел? Может ли оказать сдерживающее влияние параллельный импорт?

«Увеличение доли китайских машин может быть связано с тем, что часть потребителей с настороженностью восприняла происходящие на автомобильном рынке изменения и допустила, что ситуация может стать ещё хуже, а значит надо покупать те иностранные автомобили, которые есть сегодня. Возможно, что для приобретения авто брендов из КНР сложились благоприятные условия, да и цена их была привлекательной, всё это повлияло на увеличение продаж. Также не исключено, что из-за того, что параллельный импорт пока не набрал обороты, поставки автомобилей временно ушедших из страны брендов были затруднены, это могло подтолкнуть часть покупателей обратить свой внимание на китайские автомобили. Дальнейшее увеличение продаж автомобилей из КНР будет зависеть от накопления водителями опыта их эксплуатации и обслуживания в российских условиях, стоимости владения ими. Многое будет зависеть от того, как быстро будет налажен параллельный импорт, какие марки автомобилей и по какой цене можно будет ввозить в страну, а также от действий отечественных автопроизводителей — как скоро они предложат потребителям свои автомобили, в какой комплектации они будут. В стране продолжается эксплуатация авто многих марок, в том числе временно ушедших, ввозят автомобили из других стран, всё это создаёт разнообразие на отечественном рынке. В этих условиях дальнейшее увеличение доли китайских машин вряд ли возможно, но они могут укрепить свои позиции», — рассказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

В пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр сообщили, что популярность китайских автомобилей среди россиян увеличивалась последние три года.

«В 2022 году доля таких машин рекордно выросла. Причиной этому стал дефицит новых авто из-за приостановки поставок европейских, американских и японских брендов. В октябре доля реализации китайских автомобилей от всех продаж составила 30,3%. Таким образом, автоконцерны из КНР будут и дальше наращивать объемы реализации на российском рынке при условии сдерживания или снижения цен на новые авто и сохраняющегося дефицита машин европейских брендов. Параллельный импорт, через который сейчас в Россию поставляются автомобили европейских брендов, не окажет существенного влияния на долю китайских ТС в автопарке РФ, поскольку по данной схеме ввозят пока небольшой объем автомобилей. Несмотря на рост популярности китайских машин на рынке, общий объем продаж по итогам 2022 года не превысит 450-500 тыс. авто», — добавили в ГК АвтоСпецЦентр.

Обгонят ли китайцы в итоге российские авто по продажам?

«Строить прогнозы, исходя из данных с 3 по 9 октября, достаточно сложно. Слишком маленькая выборка. По итогам сентября «Автоваз» продал 20 641 автомобиль. Это месячные продажи, аналогичные продажам 2015-2016 годов. В то время как в 2020-2021 гг. продавалось до 40 000 автомобилей в месяц. Видно, что «Автоваз» с каждым месяцем наращивает продажи и производство. Худшим месяцем для него был апрель 2022 года, когда было продано всего 8,5 тысяч автомобилей. С того момента, производство и продажи стали постепенно восстанавливаться. 2916 китайских автомобилей в неделю, на этом фоне выглядят существенной цифрой. Однако продажи машин снижались не только у «Автоваза», китайские производители отнимают долю рынка у уходящих KIA, Hyundai и Renault. И делают это крайне неспешно. Фактически продажи Haval, Geely, Changan в штуках автомобилей, не выше, чем в прошлом году. Это значит, что 30% рынка которые они заняли за указанную неделю, образовалось за счет очередного сжатия рынка. Новых автомобилей продается все меньше. Зато становится выгодно ввозить подержанные автомобили из стран СНГ, поскольку рубль крепче валют соседей. Такой параллельный импорт помогает насыщать автомобильный рынок РФ, новыми авто», — поделился своим мнением с «Московской газетой» Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс».

Аналитики, впрочем, считают, что кроме российских авто сильную конкуренцию китайцам смогут составить и южнокорейцы.

«Если темпы продаж китайских марок не будут падать, то по итогам текущего года есть шанс, что впервые в истории сразу три китайских бренда могут оказаться в топ-10 лучших в России. При этом доля «Автоваза» на рынке второй месяц подряд держится выше 40% (почти треть продаж рынку обеспечивает всего одна модель — Lada Granta). Сколько-нибудь существенную конкуренцию им могут составить корейские бренды, которые по итогам трех кварталов еще сохраняют за собой значительную долю рынка в 21,3%. Но только за счет масштабных продаж первых трех месяцев. По итогам года доля автомобилей из Кореи еще неизбежно снизится, а «китайцы» наверняка подберутся к ним еще ближе», — сказали изданию в пресс-службе «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
китайское авто, автомобиль, машины
Поделиться
Похожие новости