Новость общества

НЭП или военный коммунизм помогут наладить жизнь россиян после спецоперации?

НЭП или военный коммунизм помогут наладить жизнь россиян после спецоперации?

Фото © «Московская газета»

12.03.2022 в 15:28:00
3689

После начала спецоперации РФ в Украине ФОМ провел соцопрос. «Представьте себе, что в следующее воскресенье пройдут выборы в Госдуму: за какую партию вы бы проголосовали?» – опросили социологи 1500 россиян в 104 населенных пунктах и 53 субъектах РФ. По результатам опроса, рейтинг «Единой России» среди россиян вырос с 32 до 42%, а рейтинги всех остальных партий, наоборот, упали

О том, насколько можно доверять данным опроса в сегодняшней ситуации «Московская газета» обсудила с политологом Ильей Гращенковым.

«Конечно, у социологов есть четкое правило, что во время конфронтаций социологию проводить нельзя. У нас спецоперация. Условия такие, что с обеих сторон идет пропаганда. Спросите молодежь – получите картинку Фэйсбука и оппозиционного ТГ-канала. Спросите пенсионеров – получите всю «методичку», на которую ссылаются телеканалы», — рассказывает эксперт.

Сейчас, по словам политолога, мы фиксируем следующее: люди, которые смотрят телевизор, видят некий патриотический подъем и ассоциируют его с президентом и партией власти. Вот и весь рейтинг: «10% – это тот прирост рейтинга ЕР, который фиксирует ФОМ. Он, конечно, может быть несколько другим. Социология – наука возможного, но какой-то прирост, видимо, есть».

Люди воспринимают власть очень примитивно, отмечает Илья Гращенков: «Для них есть Путин и партия «Единая Россия». Президент принял смелое решение и взял на себя всю ответственность за спецоперацию».

По мнению эксперта, «никакие рейтинги КПРФ не выросли, несмотря на их патриотическую позицию».

«Может быть, рейтинг «Единой России» в дальнейшем даже поднимется как форма консолидации из-за санкций: люди воспринимают санкции как пощечину от Запада. Каких-то проблем от ограничительных мер россияне не ожидают, потому что и так живут бедно и считают, что хуже некуда.

С другой стороны, дальше все будет сложнее: будут вопросы к правительству в отношении мер поддержки экономики – насколько они окажутся эффективны. В обществе есть ожидания, что цены вырастут процентов на 30; есть опасения, что будут дефицит, дефолт, безработица. Все стоит на кону. И все издержки придется нести «Единой России». Если люди начнут относиться негативно к экономическим последствия спецоперации, это начнет бить по рейтингу власти. Спецоперация – спецоперацией, а обед – по расписанию», – добавил политолог.

Происходит ли вообще в России во время спецоперации какая-то политическая жизнь: чем занимается системная оппозиция, какие задачи перед ней стоят?

«Политика сейчас должна сосредоточиться на последствиях спецоперации, – считает собеседник издания. – А их никто не ожидал. Забытые резервы ЦБ, которые так старательно копили 30 лет, оказались под санкциями. Партии должны появиться в повестке с готовым образом будущего и новыми планами».

Эксперт напомнил, что Новые люди представили политику нового НЭПа – максимальную либерализацию рынка.

«Коммунисты говорят о национализации, но люди вздрагивают: национализация чего? Про Роснефть речи не идет, национализировать IREA — странно. Люди боятся, не начнут ли национализировать квартиры, дачные дома. К чему мы идем после спецоперации – к изоляции, полуизоляции, левой повестке, правой повестке? Появляется большое поле для дискуссий. Путин пока придерживается право-рыночной позиции. Но если уровень жизни упадет и придется кормить голодающих, есть искушение качнуться «влево», как это было в Венесуэле. ЛДПР молчит, озабоченная судьбой своего лидера. «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» – проект сложный, изнутри расколотый: там есть патриоты, готовые на любые издержки ради величия империи, и есть левые, которые ратуют как раз за то, против чего сейчас бьет Запад – за маленькую жизнь конкретного человека. Заявление СРЗП пока двоякообтекаемые. Они предложили потратить 1 триллион рублей из НФБ. Это давняя больная мечта эсеров – распечатать кубышку и раздать всем деньги. Это популистское заявление. Люди, конечно, поддержат это заявление, им нет дела до всякого бизнеса – хватай деньги и беги. Хотелось бы услышать СРЗП долгосрочный проект, связанный с левой перспективой. Пока его нет», – анализирует Илья Гращенков.

Может быть, с помощью этого соцопроса власть пытается понять, достаточно ли ее поддерживает население, прощупывает почву для каких-нибудь досрочных выборов или других преобразований политической системы?

«Новые выборы в Госдуму вряд ли будут, никому она (политическая система — прим.ред.) не мешает. Вопрос с плановыми выборами – ЕДГ-22. Надо выбрать более 20 губернаторов, столько же ЗАКСов, несколько тысяч муниципальных мандатов. Вопрос скорее в том, будут ли вот эти выборы и как их будут проводить», – подчеркнул политолог.

После начала спецоперации и давления на недовольных, индустрия массовых опросов в стране умерла — дал «Московской газете» лаконичный комментарий политолог Аббас Галлямов: «Все, что выдают сейчас ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр» (внесен в реестр НКО-иноагентов, — прим.ред.) и иже с ними, не имеет никакого отношения к реальным общественным настроениям. Смысл опросов только в том, чтобы обмануть растерянную интеллигенцию. Чтобы она в бессилии опустила руки и не пыталась бы бороться с пропагандой».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
рейтинг, единая россия, соцопрос, спецоперация
Поделиться
Похожие новости