Новость общества

Одна в поле воин: Москалькова пытается остановить пытки в российских тюрьмах

Одна в поле воин: Москалькова пытается остановить пытки в российских тюрьмах

Фото © «Московская газета»

26.10.2021 в 19:57:00
2328

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова назвала проявлением смелости действия бывшего заключённого программиста Сергея Савельева, передавшего в СМИ видеоархив пыток в тюремной больнице под Саратовом и в ряде других мест отбывания наказания

Это произошло на фоне того, что ещё более 400 заключённых саратовской исправительной колонии № 13 и областной тюремной туберкулёзной больницы заявили о пытках. «Московская газета» попыталась разобраться, почему ФСИН остаётся последней структурой, которая не реформировалась в современной России, а чиновникам, кроме, похоже, Москальковой, приходится годами заявлять: «Нужно дождаться результатов проверок».

Что в архиве?

«Архив Савельева», по своему содержанию, мало с чем можно сравнить. Это не «Один день Ивана Денисовича», а все тома «Архиплега ГУЛага» вместе с «Колымскими рассказами» вместе взятые: десятки гигабайт видео и фото с истязаниями бесправных заключённых. Страшный живой документ бесчеловечных пыток, которые происходят совсем рядом с нами. Мимо этих тюремных больниц и исправительных колоний ездят автомобили и ходят пешеходы, а сотрудники ФСИН, снимавшие эти средневековые экзекуции на камеры наблюдения и участвовавшие в них, после работы заходят в продуктовый магазин, улыбаются кассиру, покупают хлеб и молоко, идут домой к жене и детям. Это не сразу укладывается в голове.

История российских реформ

Тем более удивительно, что до сих пор не запущена полномасштабная реформа ФСИН, а все расследования приводят лишь к наказанию отдельных исполнителей и увольнению мелких начальников.

Так, крупнейшая реформа МВД, которая запомнилась гражданам России переименованием «милиция» в «полицию», но далеко не ограничивалась этим, фактически завершилась отставкой профильного министра Рашида Нургалиева. Реальным спусковым крючком стала смерть задержанного 52-летнего мужчины, которого в ОВД «Дальний» в Казани сотрудники изнасиловали бутылкой из-под шампанского. Новый министр внутренних дел Владимир Колокольцев продолжил и расширил эту реформу, всё-таки в значительной степени улучшив имидж МВД.

Самая серьёзная реформа российской армии началась в 2007 году после резонансного «Дела рядового Сычёва» — «срочника», который в результате издевательств и пыток навсегда остался инвалидом. Тогда в отставку ушёл министр обороны Сергей Иванов (некоторые политологи даже утверждали, что «Дело рядового Сычёва» повлияло на решение Владимира Путина предложить пост преемника Дмитрию Медведеву, а не Иванову – прим. ред.). Новый министр Анатолий Сердюков, при всей известной критике его деятельности, сделал очень многое для улучшения быта солдат и уменьшения «дедовщины».

Таким образом, ФСИН осталась последней закрытой структурой в России, где не проводилось никаких серьёзных реформы. Более того, мы видим из краткого исторического обзора: а) действующая власть может проводить подобные преобразования; б) для начала реформ было достаточно меньшего формального повода, чем есть в случае с «Архивом Савельева».

Почему же реформы ФСИН до сих пор нет?

Авгиевы конюшни

Реформа ФСИН, очевидно, сильно запоздала. Сегодня это огромная неповоротливая структура, в которой количество проблем зашкаливает. Речь идёт как о состоянии самой инфраструктуры: многие исправительные колонии, следственные изоляторы капитально не ремонтировались с советских и даже царских времён – так и о количестве заключённых, формах работы по их «исправлению» и т.д. Кроме того, как отмечают психологи, существует «проблема с персоналом». Дело в том, что сотрудники, привыкшие самостоятельно пытать или закрывать глаза на мучения бесправных заключённых, профессионально деформированы, фактически необходимы люстрации – запрет на занятие любых должностей в силовых органах для десятков тысяч людей.

В реальности для преобразования ФСИН требуется управленец экстра-класса, пользующийся полным доверием президента, который сможет одновременно провести широкомасштабную административно-хозяйственную реформу и решить вопрос с кадровым обеспечением. При этом работа в любом случае будет «грязной», то есть, снискать какие-то серьёзные лавры за неё не получится. По-видимому, Геракла, готового расчистить эти Авгиевы конюшни, пока что не находится. Именно поэтому официальные лица вынуждены говорить дежурные фразы о контроле и необходимости разобраться.

Дайте мне ещё 10 лет, и вы не узнаете ФСИН

Однако нельзя утверждать, что ситуация с ФСИН совсем не меняется. Напротив, некоторые позитивные улучшения есть. Так, например, количество заключённых с 2011 по 2021 год сократилось почти в два раза: с 864 тысяч человек до 483 тысяч. Тем не менее, по мировым меркам это всё ещё очень большая цифра.

Правительством РФ также в 2021 году была утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года». Она предполагает ликвидацию тюрем и колоний в отдалённых местах, где одни климатические условия превращают отбывание наказания в непрекращающуюся пытку, значительное улучшение условий в следственных изоляторах, новые рабочие места и профессии, а также кардинальное улучшение медицинской помощи. Концепция, хотя и не призвана решить все проблемы, выглядит здраво и профессионально: вопрос в её реализации. Редакция продолжит следить за развитием событий, тем более, что, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Владимиру Путину уже было доложено об «Архиве Савельева».

Автор: Игорь Егоров
ТеГИ
Москалькова, тюрьма, пытки, наказание
Поделиться
Похожие новости