Новость общества

Осенью поездки на такси могут снова подорожать

Осенью поездки на такси могут снова подорожать

Фото © «Московская газета»

13.07.2024 в 16:55:00
1266

Доступности услуг такси для россиян мешают подорожание машин, нехватка водителей и регуляторные барьеры, рассказали «Московской газете» представители отрасли. Эксперт Народного фронта Павел Склянчук видит возможным сегментирование услуг такси и наценку за быстроту заказа и приезда машины. В Общественном совете по развитию такси прогнозируют очередной рост тарифов

Дешёвое такси в России закончилось с приходом в эту сферу IT-технологий, отметил в беседе с «Московской газетой» руководитель Центра компетенций Общественного развития такси и городской мобильности Станислав Швагерус.

«Ожидать, что такси будет ниже себестоимости поездки, как это было во время осваивания рынка приложениями по вызову такси, бесполезно. При этом большинство пассажиров в России, в принципе, довольны удобством и технологичностью такси, но негативную реакцию у них вызывают две вещи: подорожание такси и отсутствие роста качества услуги. Качество, по идее, должно постоянно улучшаться, но этого не происходит», — сказал представитель отрасли.

То государственное регулирование, которое сейчас существует в сфере такси, не справляется со своими задачами с точки зрения общественного интереса, считает Станислав Швагерус.

«В 2023 году вступил в силу закон о такси, а в отрасли практически ничего не произошло, кроме удорожания перевозок, — говорит эксперт. — С принятием нового закона о такси ничего не поменялось. Все цели остались «на бумаге». Целью ФЗ было упростить получение разрешения на перевозки для самозанятых, а его в итоге только усложнили. Бизнес подвергается штрафам и административному давлению. На весь автотранспорт, в том числе на такси, распространяется требование о каждодневном медосмотре водителя и предрейсовом техническом осмотре. То есть, 8 миллионов водителей в России, должны ежесуточно проходить медосмотр. В РФ нехватка врачей. Выходит, каждый врач должен заниматься осмотром водителей? А ведь за невыполнение этих требований накладываются штрафы. В итоге бизнес делает вид, что выполняет все эти требования, а государство делает вид, что они исполняются надлежащим образом. Есть требование о проверке уровня масла в машине. При этом не секрет, что у нас сейчас есть легковые авто, в которых уровень масла проверить вручную нельзя, там всё на электронике. Всё это является сигналом для органов госвласти пересматривать регулятивные подходы в соответствии с новыми экономическими реалиями. Бизнес говорит о непропорциональности государственных требований, большая часть которых родом из прошлого века. При этом такси у нас занимает 3-е место по обеспечению транспортной мобильности, является важной составной частью транспортной системы РФ, обеспечивающей в городах быстроту передвижения, а в сельских поселениях это иногда единственный доступный вид транспорта. Видимо, что-то не так с механизмом государственного регулирования. При этом объёмы таксиперевозок постоянно понемногу растут. Людям нравится такси, они хотят, чтобы оно было доступным. Но доступности такси прямо мешает избыточное администрирование. В регионах органы исполнительной власти и бизнес не справляются с существующими требованиями. Если резюмировать, доступности такси мешают подорожание транспортных средств, нехватка водителей и избыточные государственные требования».

По словам эксперта Народного фронта Павла Склянчука, если многие россияне говорят, что такси для них – это непозволительная роскошь, это говорит об уровне доходов простых граждан, которые уже «не ездят на такси в булочную» или ещё куда-то.

«С другой стороны, за последние 15 лет в России произошла эволюция рынка таксомоторных услуг. Раньше были номера телефонов такси, диспетчеры, конкуренция локальных перевозчиков. А потом случились глобальный «Яндекс» и Uber. IT-гиганты полностью изменили эту услугу, добавив себя в качестве посредников, и сегодня, когда мы говорим о стоимости поездки, мы упускаем тот момент, что заказать такси — это, по сути, нажать на кнопку. Это, конечно, высокий уровень сервиса. Ещё несколько лет назад в Госдуме обсуждался закон о такси, который должен был установить определённые правила на рынке, связанные в первую очередь с ответственностью агрегатора информации, введением правил отбора таксистов и пр. Да, закон установил некие рамки порядка. Но существуют сбои, связанные с ценообразованием во время изменения погоды или каких-то массовых общественных событий. В такие моменты цены на такси растут, как на дрожжах. В этом смысле такси уже не может развиваться, повышая цены. Остаётся путь, когда уровень других услуг должен снизиться, а цена остаться на приемлемом уровне. Такси является разновидностью общественного транспорта, поэтому власти городов должны самостоятельно определять основных участников рынка и вести с ними диалог. В Москве необходимо развивать социальное такси. Во многих городах появилось элитное такси. Поэтому первое направление развития — это сегментация. Второй путь — это всё-таки некие ограничения по быстроте заказа и скорости приезда, которые могут повлиять на цену такси. Здесь немаловажную роль играет в том числе монопольное положение «Яндекса». Я думаю, на этой компании лежит социальная ответственность предложить меры послаблений, которые помогут сделать такси более доступным для большинства граждан, чтобы у нас хотя бы каждый второй мог свободно пользоваться такси хотя бы раз в неделю, не будучи вынужденным при этом отказываться от покупки еды или других товаров» — сказал Павел Склянчук.

Ряд положений 580-ФЗ о такси оказался неосуществимым для самозанятых и для перевозчиков легкового такси из-за недостатка в регионах инфраструктуры для медосмотра водителей, сообщила «Московской газете» председатель АНО «Общественный совет по развитию такси» Ирина Зарипова.

«Завышенные требования и отсутствие содействия со стороны государства в их реализации, растущая экономическая нагрузка выдавливают водителей в другие виды бизнеса, например, в доставку, в результате этого нехватка кадров приводит к удорожанию услуг такси. Если с 1 сентября вступит в силу требование о втором обязательном страховании для такси (ОСГОП) со всеми имеющимися в нём спорными моментами, то будет очередной рост тарифов», — прогнозирует Ирина Зарипова.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
такси, цены, стоимость, авто
Поделиться
Похожие новости