Новость общества

Останется только Китай? Южнокорейский автоконцерн Hyundai-Kia готовится покинуть российский рынок

Останется только Китай? Южнокорейский автоконцерн Hyundai-Kia готовится покинуть российский рынок

Фото © «Московская газета»

01.11.2022 в 19:24:00
4361

О том, что Kia может полностью уйти с российского рынка, стало известно около недели назад. Об этом сообщил исполнительный вице-президент компании У-Чон Чу, отметив, что фирма может сохранить в РФ лишь инфраструктуру послепродажного обслуживания автомобилей, поскольку поставки новых машин наладить не удаётся

В это же время партнёр Kia по альянсу, марка Hyundai продлила режим простой своего завода в Петербурге до конца ноября. Предприятие не выпускает автомобили с начала марта из-за разрыва логистических цепочек. Южнокорейские СМИ писали, что Hyundai может продать этот завод российским собственникам, поскольку этот актив сейчас генерирует только убытки. Ведь при отсутствии выпуска продукции компания уже больше полугода продолжает выплачивать зарплаты сотрудникам и платить налоги. В то же время выгодность российского рынка в целом для Hyundai резко снизилась – за сентябрь 2022 года в РФ было продано на 71% меньше автомобилей этой марки в сравнении с этим же месяцем прошлого года. 

На этом фоне сегодня появилось сообщение, которое резко диссонирует с общей картиной и звучит так, словно в бизнесе южнокорейского концерна в России ничего не поменялось. Госстройнадзор Санкт-Петербурга выдал разрешение на строительство производственного здания в посёлке Шушары российскому подразделению Hyundai – «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус». Новый заводской корпус планировалось построить на месте бывшего завода GM. Директор по внешним связям российской дочки Hyundai Виктор Васильев в ноябре 2021 года, ещё до всех текущих сложностей, говорил, что на этой площадке выпуск новых автомобилей может начаться уже в 2023 году. Завод предполагал инвестиции на уровне 36 млрд рублей и создание около тысячи новых рабочих мест. Однако в июне источники издания «Деловой Петербург» рассказали о приостановке на неопределённый срок этого крупного инвестпроекта. Причины такого решения не были названы. Но мотивы южнокорейского концерна для постановки реализации проекта на паузу лежали на поверхности. 

Эксперт по авторынку Денис Гаврилов отмечал, что в приоритете у компании, вероятно, был перезапуск производства на уже действующем петербургском заводе. Кроме того, предприятие в Шушарах изначально предполагалось ориентировать на выпуск более дорогих моделей, таких как кроссоверы Hyundai Tucson и Kia Sportage, перспективы которых на российском рынке в условиях кризиса отнюдь не очевидны. 

Однако обсуждать будущее заводов в Петербурге и приоритетность их развития имело смысл до тех пор, пока корейский автогигант занимал выжидательную позицию и, в отличие от многих западных брендов, не делал резких движений в сторону выхода с российского рынка. Теперь же, по всей вероятности, уход состоится, и вопрос лишь в сроках. И выдача разрешения Госстройнадзора на строительство завода скорее всего стала последним отголоском конструктивного сотрудничества Hyundai-Kia с Россией. А для отечественного авторынка такое развитие событий может стать очередным ощутимым ударом. 

Аналитики «Авито.Авто» подсчитали, что даже в нынешнем кризисном году доля продаж новых корейских машин на рынке РФ составила 18,7%, уступив лишь отечественным производителям. Такие недорогие модели, как Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio, Cerato иCeed хорошо знакомы и любимы российскими автовладельцами. Между тем, при разрыве официального торгового сотрудничества под удар могут попасть именно бюджетные модели.

Автоэксперт, партнёр агентства «Автостат» Игорь Моржаретто рассказал, что более дорогие модели будут ввозить и уже ввозят мелкими партиями по каналам параллельного импорта, например, через Казахстан. Однако такие случаи единичны, а по аналогичной схеме ввозить авто из массового недорогого сегмента вряд ли кто-то будет, поскольку сложный путь доставки лишает эту продукцию её главного преимущества – невысокой стоимости. Заниматься такими поставками «Рио» или «Солярисов» просто нерентабельно. А других путей доставить южнокорейские машины до российского потребителя Моржаретто не видит. Российские производственные мощности вряд ли будут перезапущены и уже даже выставляются на продажу, а прямые поставки из Южной Кореи по официальным каналам оказались невозможными из-за трудностей с оплатой, вызванных западными финансовыми ограничениями.

По словам автоэксперта Алексея Аксёнова, к официальному и полному уходу южнокорейского автопроизводителя россияне морально уже готовы, особенно если учесть, что де-факто продажи Hyundai-Kia и так практически остановились. Однако ничего хорошего российский рынок после этого ухода не ждёт. 

Эксперт заметил, что в этом случае на смену южнокорейцам ожидаемо придут марки из Поднебесной, хотя эта замена произойдёт не сразу и не в полном объёме. Аксёнов назвал выбор россиян в пользу китайских машин добровольно-принудительным, поскольку других вариантов просто не будет. При этом пока отечественные автолюбители относятся к автомобилям из КНР настороженно, но такой взгляд волей-неволей придётся изменить, поскольку на чём-то ездить всё равно надо. 

Аналитики убеждены, что ждать скорого возвращения Hyundai-Kia в Россию не приходится, поскольку санкции сильно затрудняют любую деятельность на российском рынке. При этом для самой марки Россия не так важна, как марка для России. Продажи южнокорейского концерна в РФ в 2021 году составили лишь 6,2% от общемирового показателя. 

Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что до снятия международных антироссийских ограничений возвращения ушедших автопроизводителей не произойдёт. Что касается владельцев уже купленных корейских машин, то для них существенные трудности могут возникнуть лишь при необходимости крупного ремонта, такого как замена или капремонт двигателя, да и то лишь в том случае, если официальная инфраструктура техобслуживания тоже будет свёрнута. Напомним, пока концерн обещает послепродажное обслуживание сохранить. При этом расходники и запчасти для более мелкого ремонта в любом случае несложно будет найти в альтернативных источниках.

Между тем, уход корейского автоконцерна, похоже, плохая новость не только для частных владельцев, но и для сервисов такси и каршеринга. В такси эконом-класса модели Hyundai Solaris и KIA Rio уже несколько лет занимают лидирующие позиции по количеству используемых машин и получают хорошие отзывы водителей. В более дорогих тарифах на первых местах по популярности также находятся корейские Hyundai Sonata и Kia K5.

Таксопарки уже столкнулись с дефицитом таких новых машин и резким ростом их цены, что делает обновление парка низкорентабельным. Последствиями такой ситуации логично являются уменьшение числа машин на линии и рост стоимости поездок, что сильно бьёт по этому виду транспорта, который своим комфортом и относительной доступностью завоевал популярность особенно в крупных российских городах. Эксперты видят выход либо в переходе на другие модели, причём в большинстве случаев подержанные, либо в продлении ресурса уже работающих таксомоторов. Однако и тот, и другой путь может стать лишь временным решением проблемы. 

Да и в целом ситуация очевидная, хоть и безрадостная: уход южнокорейского концерна, практически ставший реальностью, до предела сузит ассортимент новых автомобилей на российском рынке, что автоматически повлияет на цены в сторону дальнейшего увеличения. Если нет конкуренции, продавец склонен завышать стоимость товара, поскольку уверен, что покупатель в отсутствие альтернатив купит и за такие деньги. Российский автопром весь спрос удовлетворить вряд ли в состоянии, иранские компании на рынок ещё не зашли, да и потребительские свойства этих авто пока вызывают много вопросов. Так что все «сливки», вероятно, снимут всё те же китайские марки, конкуренты которых за 2022 год сходили с дистанции один за другим. Компании из КНР уверенно движутся к почти безраздельному господству на российском авторынке.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Hyundai, автомобили, Россия
Поделиться
Похожие новости