Новость общества

Пешеходный Арбат отпугивает посетителей дорогих бутиков и ресторанов

Пешеходный Арбат отпугивает посетителей дорогих бутиков и ресторанов

Фото из открытых источников

23.08.2018 в 17:48:00
1958

Москвичи пытаются найти объяснение вчерашнему заявлению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова о возможном появлении транспорта на главной пешеходной улице столицы.

В среду в эфире радиостанции «Говорит Москва» главный зодчий столицы Сергей Кузнецов объявил, что на самой творческой улице города – Старом Арбате, может возобновиться дорожное движение.

Аргументировал свою позицию Кузнецов тем, что для пешеходной зоны Старый Арбат слишком длинный, и в этом плане транспорт мог бы заметно оживить улицу. Да и в машинах на главных улицах Москвы, по его мнению, есть особая прелесть, которую, впрочем, не находят остальные москвичи.

Относительно вчерашнего заявления журналисты выяснили, что слова главного архитектора Москвы, прозвучавшие в эфире, отнюдь не оговорка загруженного проблемами города чиновника. Идею вернуть на Старый Арбат автомобильное движение Сергей Кузнецов озвучивает уже не в первый раз.

Ответ не по этикету

Заслуженный архитектор России Зоя Харитонова рассказала «МК», что еще в конце 1970-х – начале 1980-х годов авторская группа НИиПИ Генплана под руководством Алексея Гутнова, сторонника концепции пешеходных улиц в центре Москвы, разработала проект превращения Арбата в пешеходную зону. Одним из авторов этого проекта была и сама Харитонова. Группа провела множество исследований транспортных потоков, культурной и экономической составляющей реконструкции улиц – не только Арбата, но и Никольской улицы, Камергерского переулка и улицы Кузнецкий мост, которые тоже могли стать пешеходными еще в 80-х годах. Однако полностью воплотить проект в жизнь удалось только на Старом Арбате. 

В 2012 году главным архитектором города стал Сергей Кузнецов. По словам Харитоновой, на одной из рабочих встреч, на которой присутствовали в том числе и специалисты, работавшие над проектом пешеходного Арбата, Кузнецов заявил, что было бы хорошо вернуть транспорт на Старый Арбат. Архитекторы, отдавшие проекту много сил, восприняли слова нового начальника как личное оскорбление.

«Надо сказать, по нашему цеховому этикету это просто некорректно и неприлично, это повод для «вызова на дуэль», – рассказала журналистам Зоя Харитонова.

По ее словам, на основании исследований улицы, и длина, и функциональное зонирование Арбата вполне оправданны в его нынешнем виде, и что-то менять здесь не надо.

Неравное соседство

Инициативу Кузнецова раскритиковал и урбанист Аркадий Гершман, автор популярных проектов «Город для людей» и «Веломосква», а также спикер недавно завершившегося международного конгресса Moscow Urban Forum.

В своем Twitter Гершман написал, что в конце 2014 года главный архитектор Москвы говорил о необходимости вернуть транспорт на Старый Арбат, мотивируя это тем, что улица теряет важную часть аудитории из-за проблем с транспортной доступностью и парковками, отпугивая тем самым посетителей местных дорогих бутиков. 

По всей вероятности, соседство магазинов премиум класса с разношерстной арбатской публикой, что, со слов, Кузнецова приводит к «маргинализации» улицы, послужило поводом для того, чтобы снять с пешеходной улицы брусчатку и вновь проложить по ней рельсы и дорожное полотно. Таким образом, видимо, решатся сразу две проблемы: появится удобный подъезд к ресторанам и бутикам, а вся «шушера» в виде уличных художников, музыкантов и заезжих неформалов не будет портить вид центральной улицы и нарушать комфорт состоятельных москвичей и заграничных туристов. Последние, к слову, с большим интересом относятся к Арбату и нередко предпочитают этот уголок Москвы другим столичным достопримечательностям.

Решать москвичам

Сами же москвичи считают, что появление транспорта на улице станет большой ошибкой. Старый Арбат имеет свое уникальное пространство и давно стал визитной карточкой города, как Таймс сквер в Нью-Йорке или Монмартр в Париже. Появление автомобилей разрушит самобытную творческую, а где-то и мистическую атмосферу улицы, которая складывалась годами разными поколениями москвичей.

Так, например, считает проживающий на Арбате Иван Апатов.

«Автомобили уничтожат уникальную среду этого места, где живут люди, которым уже исполнилось 30 лет и которые помнят эту улицу только пешеходной, – говорит он. – Конечно, на Старом Арбате есть вещи, которые каждый для себя может найти как несимпатичные, но также есть и те, которые можно найти интересными. На этой улице проходит огромное количество мероприятий, фестивалей. И если делать проезжую часть, то это в любом случае будет только в ущерб и улице, и городу, и людям». 

Необходимости менять статус улицы не видят и в ЦОДД. Если ранее Арбат был транспортной улицей из-за того, что у нее не было дублера, то такой дублер давно существует в городе в виде бывшего Калининского проспекта, ныне улицы Новый Арбат. И ввиду отсутствия систематических заторов на Новом Арбате, о чем ранее заявляли в пресс-службе ведомства, пускать транспорт по параллельной пешеходной улице нет надобности.

Кроме того, такой вопрос как возврат автомобилей на Старый Арбат, должны решать сами жители, прокомментировали вчерашнее заявление Кузнецова в ЦОДД.

«Без учета их мнения даже обсуждать какие-то изменения нецелесообразно», — говорится в заявлении пресс-центра ведомства. 

И если уж и возвращаться в прошлое, то стоит вспомнить, что существующая пешеходная зона на Старом Арбате проектировалась исходя из цели создать здесь прежде всего культурное пространство, основываясь на истории улицы и связанных с ней великих именах русской культуры и искусства. Наверное, именно этому и стоило бы уделить больше внимания.

Автор: Марина Мароховская
ТеГИ
Старый Арбат, Сергей Кузнецов, москвичи, автомобили
Поделиться
Похожие новости