Новость общества

Покупает ли Россия нефтяные танкеры в Иране и Венесуэле?

Покупает ли Россия нефтяные танкеры в Иране и Венесуэле?

фото: freepik/ frimufilms

03.03.2023 в 13:47:00
2840

Однозначного ответа собеседники «Московской газеты» не дали. При этом озвученные морским брокером цифры по покупке судов за последние два месяца сопоставимы с информацией о пополнении российского «теневого» флота от западного СМИ

По информации агентства CNN, Россия наращивает «теневой» флот для экспорта нефти, ежемесячно в него поступает от 25 до 30 купленных судов. Как пишет агентство, эти суда делятся на «серые» и «тёмные»: «серые» ранее принадлежали европейским владельцам и после начала СВО были проданы в страны Ближнего Востока и Азии, а «тёмные» принадлежат иранским и венесуэльским компаниям. На «тёмных» судах зачастую отключены системы автоматической идентификации и отследить их путь в океане невозможно, говорится в материале CNN.

Также один из собеседников агентства отметил, что, хотя западные страны и запретили большую часть российского экспорта нефти, запрета доставлять её покупателям для иностранных судов нет.

По мнению гендиректора аналитического агентства НААНС-МЕДИА Тамары Сафоновой, термин «теневой» флот не совсем корректно применять в отношении перевозки российских нефтеналивных грузов.

«Оформление отгрузочных документов – это ответственный процесс, в котором участвуют представители грузоотправителя, импортёра, таможенных органов, судовых агентов, брокеров, транспортной организации, капитана судна, – говорит собеседница «Московской газеты». – Каждый участник подтверждает правильность оформления документов в соответствии с международными регламентами, несёт ответственность за отсутствие нарушений при погрузке груза на танкер. В случае выявленных нарушений, несоблюдения экологических или правовых норм, танкер просто не сможет начать движение в экспортном направлении».

В этой связи так часто используемый в последнее время термин «теневой» флот скорее относится к предположению об отсутствии в информационном поле сведений о реальном собственнике танкера, пояснила Тамара Сафонова. «При этом владелец танкера известен, но предполагается, что реальным бенефициаром может быть другая компания», – добавила гендиректор НААНС-МЕДИА.

В Сеуте, испанском анклаве в Африке, и на островах Греции есть точки перевалки «теневого» флота, как раз для тех танкеров, которые используют Венесуэла и Иран, а дальше эта нефть, вероятно, идёт в азиатские страны, рассказал «Московской газете» эксперт Института энергетики и финансов Даниил Катков.

«Из-за санкций у России есть проблемы и со стоимостью фрахта для арендуемых судов, и со страхованием российских судов, поэтому используются пункты перевалки. Вероятно, она перегружается с небольших танкеров Аfromax на большие танкеры VLCC, и оттуда они идут в Китай и Индию. Это увеличивает время пути и, видимо, затраты. Маловероятно, что российская нефть продолжает идти в Европу», – сказал Даниил Катков.

По поводу российского «теневого» флота, в который, как пишет CNN, ежемесячно поступает 25-30 судов, «Московская газета» обратилась к морскому брокеру «Инмарин» (Санкт-Петербург) и задала следующие вопросы:

«Работал ли «Инмарин» в январе и феврале этого года по привлечению танкеров из стран Ближнего Востока и Азии? Сколько примерно таких танкеров было найдено за эти месяцы? Работает ли «Инмарин» с судами из Ирана и Венесуэлы? Сколько таких судов было привлечено за последние пару месяцев?»

«В своей брокерской и юридической практике мы всегда занимались привлечением зарубежного флота по всему миру, включая и азиатские страны; продолжается эта практика и в последние месяцы, – ответил «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» Кирилл Маслов. – В целом, несмотря на попытки создания беспрецедентного санкционного давления по поручению доверителя сейчас все также можно так или иначе, но найти и купить любой танкер. За последние месяцы в поиске и брокераже у нас проходило около сотни судов, и мы постоянно ведем мониторинг рынка, в том числе танкеров и газовозов для наших ключевых доверителей, участников рынка. Есть также большое количество дебютных обращений по этому флоту, которые пока только обретают конкретные формы».

Как пояснила журналисту «Московской» гендиректор НААНС-МЕДИА Тамара Сафонова, то, что происходит с российской нефтью в порту назначения, остаётся в ведении и зоне ответственности принимающей стороны.

Любопытно, что, если посмотреть таблицу сортов нефти, российская Urals похожа по характеристикам (плотности и содержанию серы) на венесуэльскую лёгкую нефть Mesa 30 и иранскую Iranian Light.

«Подмена одного сорта нефти другим маловероятна, но могу сказать, что мировые игроки и так занимаются «блендингом», то есть смешиванием сортов нефти. Это происходит и с венесуэльской нефтью, и с иранской. Нефть либо просто перемаркировывают, либо смешивают, из-за чего она приобретает другие качества. Такая схема работает с иранской и венесуэльской нефтью: они поступают в Малайзию, а оттуда – в Китай, но уже как «малазийская» нефть. Либо как нефть из «Ирака», «Омана», «ОАЭ». Ситуация подмены более вероятна для нефтепродуктов, но это только догадки: когда Турция наращивала импорт российских нефтепродуктов, в то же самое время рос её экспорт нефтепродуктов в европейские страны», — рассказал эксперт Института экономики и финансов Даниил Катков.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
россия, танкеры, нефть
Поделиться
Похожие новости