Новость общества

Российские автовладельцы всё чаще сталкиваются с поддельными запчастями

Российские автовладельцы всё чаще сталкиваются с поддельными запчастями

Фото © «Московская газета»

23.08.2024 в 18:33:00
1449

Во времена параллельного импорта значительное количество автозапчастей, поступающих в Россию, особенно к западным автомобилям может иметь сомнительное качество. Масло, фильтры, свечи, элементы подвески — все эти детали могут выглядеть как оригинальные, но даже попытка установить их может завершиться провалом, либо они прослужат вдвое меньше, чем оригинал. Собеседники «Московской газеты» рассказали, какие запчасти чаще подвергаются подделке. Что любопытно, такие детали можно приобрести не только на маркетплейсах, но и у представителей автобрендов из Китая

Поскольку большая часть автозапчастей сейчас завозится в Россию параллельным импортом, трудно что-то говорить о качестве этих запчастей, сказал «Московской газете» координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов:

«Утверждать, что к нам завозятся оригиналы или, наоборот, подделки, никто не сможет. Периодически возникают разговоры о том, что поддельных запчастей на нашем рынке стало больше или меньше, но достоверных цифр нет. Опытные автомеханики могут распознать поддельную запчасть. Но ведь может оказаться, что, кроме этой детали никакой другой нет. И выбирать не приходится. Особенно, если мы говорим о запчастях для редких автомобилей. Можно порекомендовать покупателям самостоятельно проверять качество запчастей, проводить хотя бы визуальную сверку. А тем, кто не так хорошо в этом разбирается искать сервисы, которым можно доверять. Трудно сказать, как поддельные запчасти влияют на безопасность, но на кошелёк автомобилистов они влияют негативно, потому что такие запчасти менее долговечны и очень быстро обнуляют вложения в ремонт автомобиля».

Около 37% российских автосервисов сталкиваются с поддельными запчастями, сообщили «Московской газете» в Союзе автосервисов России.

«Ситуация ухудшилась с 2022 года. По ощущениям, в течение 2024 года больших изменений здесь не произошло. Самые большие проблемы — с автомаслами. Наверное, сейчас половина из них на нашем рынке поддельные. Производитель масел «Кастрол» давно выпустил новую канистру — в Европе она квадратная. А у нас на рынках и в маркетплейсах можно увидеть старую канистру. Это повод насторожиться. Вам могут сказать, что это нераспроданные остатки со склада. Но это, как правило, неправда. Скорее всего, масло в этой канистре было произведено где-то рядом, и это совсем не «Кастрол». Цена ниже 500 рублей за литр синтетического масла невозможна, адекватный ценник — от 3 000 рублей за 4-литровую канистру. В Москве и Московской области большинство заводов, которые были созданы иностранными производителями или собственниками, теперь перешли на отечественные бренды, которым сейчас стоит доверять. За последние 10-15 лет отечественная промышленность дошла до того уровня, чтобы производить качественный продукт, отвечающий современным требованиям. Что касается других запчастей, то подделывают простые запчасти. Не подделывают подушки безопасности и блоки управления подушками безопасности. Зато подделывают свечи, рычаги, блоки цилиндров и, особенно, фильтры. Самые известные фильтры, которые больше всего любят автосервисы — MANNHUMMEL, Mahle, Hengst — подделать очень легко. Особенно воздушные фильтры. Фальшивые фильтры могут вообще не допускать масло на фильтрацию, а пропускать его напрямую», — рассказал нашему изданию член правления Союза автосервисов России Илья Плисов.

По словам эксперта, даже профессионалам бывает сложно отличить поддельную запчасть от настоящей.

«Доверяйте автосервисам, но требуйте с них гарантию: если вы получили услугу вместе с ремонтом и запчастью, то по закону о защите прав потребителей вы можете требовать, чтобы эта запчасть ездила тот срок, который ей положен. Для колодок и дисков это 30-40 тысяч километров пробега, для других деталей — 1 год работы и 10-20 тысяч километров. Если вы купили запчасть на рынке или в интернете спросить будет не с кого. Мало того, если вы придёте с такой запчастью в автосервис, то многие из них сейчас отказываются иметь дело с такими запчастями», — сказал Илья Плисов.

Лучшим ответом на засилье поддельного продукта представитель Союза автосервисов назвал систему «Честный знак», которая, возможно будет введена в этой сфере через 2-3 года.

«Сейчас с поддельными запчастями разбирается Роспотребнадзор, которые возбуждает по выявленным случаям административные или уголовные дела», — заключил Илья Плисов.

Поддельных запчастей на российском рынке стало больше и отследить их стало очень трудно, рассказала «Московской газете» председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания (РАСТО) Ольга Селезнёва.

«Запчасти стали активно продаваться на маркетплейсах, а люди стали активно их покупать, в немалой степени, поскольку автопарк стареет, средний возраст автомобиля в России сейчас составляет 17 лет. К тому же многие автосервисы повезли запчасти напрямую из Китая. КНР стала изготавливать партиями детали, похожие на детали от западных автомобилей, но конструктивно они всё равно не те. На выставке MIMS Automobility Moscow к нам подходили представители нескольких китайских брендов и предлагали аналоги европейских запчастей. Но откуда у них чертежи, откуда у них испытательные сертификаты, краш-тесты? С этим огромная проблема. За последнее время я 6 раз меняла подшипники и ступицы на своём автомобиле. Вроде всё в порядке с запчастями, а посадочные места не соответствуют отверстиям, количество накладок-ушек разное. Все вроде бы похоже, а когда прикладываешь к оригинальной детали — небо и земля… Фильтры, подвеска, моторное масло. Такое приносят, что порой керосин пахнет лучше. Если нельзя отследить цепочку от представительства поставщика до точки продажи, то определить поддельную деталь нельзя никак. Тут остаётся только вводить систему «Честный знак» и отслеживать всю цепочку поставок. Поддельные запчасти не выходят в свой ресурс: у элементов тормозной системы срок эксплуатации в 2-3 раза меньше, чем рекомендует производитель. У многих поставщиков нет техподдержки и гарантии. Гарантия — 2 недели, указанные на сайте. Многие поставщики перешли на договор-оферту. Это односторонний договор: хочешь — подписывай, не хочешь — свободен. Как можно, по большому счёту, юрлицу взаимодействовать с другим юрлицом по договору-оферте? Главная проблема в том, что у нас пока нет регулятора качества автозапчастей», — заключила председатель РАСТО.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
автосервис, автозапчасти, качество, авто
Поделиться
Похожие новости