Российские экспортеры заплатят свыше 30 млрд евро в ближайшие 5-7 лет из-за европейского углеродного налога
В Москве состоялся круглый стол: «Устойчивая логистика: глобальные тренды и развитие российского рынка». На нем участники встречи обсудили ужесточение международного экологического регулирования и необходимость принятия мер по предотвращению рисков в цепочках поставок
Перед российскими компаниями стоят серьезные экологические вызовы, связанные с необходимостью обеспечения низкоуглеродной логистики, снижения углеродного следа, который формируется в цепочке поставок. Об этом заявил директор Института исследований развивающихся рынков МШУ «Сколково» Алексей Калинин, который вел встречу. Стартовой точкой можно назвать Парижское соглашение, достигнутое многими странами мира в 2015 году, после чего Евросоюз принял «Зеленую сделку», которая представляет собой стратегию экономического развития, направленную на достижение углеродной нейтральности к середине нынешнего века.
В рамках этой климатической политики Евросоюз вводит углеродный налог. Он означает, что весь углеродный след, который накоплен в продукции, ввозимой на территорию европейских стран как на стадии производства, так и на стадии транспортировки будет облагаться налогом.
По некоторым оценкам, российские экспортеры заплатят свыше 30 млрд евро в ближайшие 5-7 лет только, в связи с этим налогом, поскольку Евросоюз является одним из важнейших торговых партнеров России.
«Та продукция, которая направляется в западные страны, оказывается одной из наиболее углеродоемкой, — признал Алексей Калинин. — Из-за действий налога по целлюлозе снижение прибыльности составит 65%, по стальному прокату 40%, по сырой нефти 20%. Фактически это можно рассматривать как серьезную пошлину и одновременно как императив к тому, чтобы делать наше производство и цепочки поставок менее углеродоемкими. В связи с этим вопросы углеродной нейтральности уже становятся вызовами конкретной конкурентоспособности».
В ходе встречи состоялось подписание соглашения о намерениях о стратегическом сотрудничестве между компаниями «Русал» и «Трансконтейнер» в целях низкоуглеродного развития в сфере логистики, а также договора между компаниями EN+ и «Трансконтейнер» о предоставлении «зеленых» сертификатов.
«Целью этих соглашений для нас является начало практического пути по снижению углеродного следа на единицу перевозимой продукции», — сообщил президент ПАО «Трансконтейнер» Александр Исурин.
«Сейчас как никогда важно развивать свою стратегию по достижению углеродной нейтральности, делать первые шаги в этом направлении, – отметил операционный директор компании En+ Group Вячеслав Соломин. – Но помимо всего мы видим свою миссию, чтобы помогать всем отечественным предприятиям стать более конкурентоспособными через разные инструменты, в том числе через такие сертификаты. Мы видим, что логистика для нашей группы также является ключевым элементом. Вся цепочка стоимости у нас тоже должна быть углеродно нейтральной.
Генеральный директор компании «Русал» Евгений Никитин сообщил, что 20% готовой продукции его компании перевозят через «Трансконтейнер». «Я думаю, что мы в дальнейшем будем развивать это направление, – заявил он. – В начале этого года Группа En+ объявила целью достичь углеродной нейтральности к 2050 году».
Это означает, что компания будет снижать выбросы по всей производственной цепочке, начиная от добычи боксита, производства глинозема, алюминия, тепло- и электроэнергии, но также и логистики.
«Подписанное соглашение позволит компании «Русал» каждую пятую тонну перевезти на безуглеродные рейсы, – подчеркнул Евгений Никитин. – Это как раз является шагом достижения нашей глобальной цели, которую мы себе поставили».