Новость общества

Ситуация на автомобильном рынке с 21 сентября кардинально изменилась

Ситуация на автомобильном рынке с 21 сентября кардинально изменилась

Фото © «Московская газета»

08.10.2022 в 13:09:00
3100

Первый месяц осени стал «проверкой на прочность» для автомобильной отрасли. Вплоть до 20 числа прошлого месяца наблюдался устойчивый спрос на автомобили. Однако с 21 сентября ситуация на рынке кардинально изменилась. Наблюдается существенное снижение трафика по многим направлениям бизнеса и рост отказов от ранее заключенных сделок, сообщил «Московкой газете» генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич

Тем временем, продажи подержанных авто в России в третьем квартале возросли на 36% по сравнению с кварталом ранее. При этом в ряде регионов (в Красноярском крае, Омской области, Дагестане, Новосибирской области) сделки в сегменте машин с пробегом показали лучшую динамику не только по сравнению с нынешним, но и с прошлым годом.

В то же время, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), количество сделок на покупку новых «легковушек» в РФ за сентябрь снизилось на 59,6%. Падение авторынка, хотя и неактивно, но замедляется второй месяц подряд.

Чем объясняется такой перекос между продажами новых и подержанных авто, и долго ли он будет продолжаться? Может ли исправить ситуацию параллельный импорт?

«Перекос в продажах на отечественном авторынке в сторону автомобилей с пробегом по итогам девяти месяцев 2022 года объясняется дефицитом новых авто и ростом цен на них. В начале года в России продавали 80-90 тыс. новых автомобилей в месяц, в августе этот показатель снизился до 42 тыс. единиц. В целом к началу октября продажи новых машин сократились на 60%, при этом средняя цена авто составила 2,3 млн рублей, на 22% больше относительно прошлого года. В условиях дефицита новых автомобилей многие россияне проявляют интерес к ТС с пробегом. Так, в январе 2022 года на рынке на один новый автомобиль приходилось четыре авто с пробегом, к началу августа соотношение составило 1 к 10, с учетом недостатка новых автомобилей. Нельзя определить четко общий тренд сентября — он был разнонаправленным. На динамике спроса отражались политические заявления властей. Так, в первые две декады сохранялся устойчивый спрос на новые автомобили. Ситуацию в определенной степени стабилизирует параллельный импорт. Процесс ввоза автомобилей возможен через российское юридическое лицо, которое не имеет сертификата ОТТС (одобрения типа транспортного средства). Важно, что авторынок стал более прозрачен, как для госорганов, так и для ГИБДД. В ближайшее время, скорее всего, наибольшее распространение будут иметь автомобили премиум-сегмента из-за их высокой маржинальности. С конца сентября нам удалось наладить поставки сертифицированных авто и комплектующих через разные страны. Многие автомобили сейчас в пути. К нам поступают авто с НДС, это позволит увеличить возможность продажи через лизинговые компании и даст толчок повышению спроса», — рассказал «Московской газете» генеральный директор «Автодом» Андрей Ольховский.

«Первый месяц осени стал своеобразной «проверкой на прочность» для автомобильной отрасли. Вплоть до 20 числа прошлого месяца наблюдался устойчивый спрос на автомобили. Однако с 21 сентября ситуация на рынке кардинально изменилась. Мы видим существенное снижение трафика по многим направлениям бизнеса и рост числа отказов от ранее заключенных сделок. При этом в дилерских центрах сегодня достаточно новых авто, а также и автомобилей с пробегом, чтобы удовлетворить покупательский спрос. В приоритете модели с базовыми характеристиками с небольшим пробегом. География импорта автомобилей продолжает перестраиваться. Автомобили поставляют из Кореи, Сербии, Мексики, Казахстана, Киргизии. Китайские бренды значительно упрочили своё присутствие на рынке России – за прошлый месяц их продажи выросли на 20%. Параллельный импорт через Турцию постепенно налаживается. Таким образом восполняется потребность в автомобилях премиум-класса», — отметил в беседе с изданием Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

Аналитики отмечают, что параллельный импорт пока еще не оказывает решающего влияния на структуру отечественного авторынка.

«На рынке существует серьезный дефицит новых машин, что подогревает спрос на вторичном рынке. Если в первые месяцы после начала СВО многие продавцы и покупатели не спешили совершать сделки, надеясь на благоприятное для себя изменение конъюнктуры, а ряд сделок проходил по откровенно завышенной цене, то сейчас ситуация постепенно стабилизируется. Параллельный импорт пока не вносит существенного вклада в динамику, поскольку пока налажено мало каналов поставки именно автомобилей по таким схемам. Сейчас вариант, когда машины ввозятся через третьи страны как собственность граждан этих стран, но из-за больших логистических расходов этот поток невелик, в основном ввозятся по такой схеме автомобили премиум-класса», — сообщил эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.

«Различие между количеством проданных новых и подержанных автомобилей объясняется тем, что в первом случае продаётся меньше брендов, чем во втором. Многие автомобильные марки временно прекратили работу в стране, что повлияло на продажи новых ТС. Подержанные можно купить практически любой марки. Во-вторых, возможно, цены на подержанные автомобили стали более выгодными, чем на новые, и большее число автовладельцев совершили такую покупку. Не исключено, что подержанных машин было продано больше, поскольку возникли проблемы с поставками запасных частей, и автомобили покупались для последующего их разбора, а не для езды. Подержанных автомобилей может продаваться больше, чем новых ещё несколько месяцев – как минимум до конца года. Всё будет зависеть от ситуации на рынке, смены предпочтений автовладельцев. Увеличение параллельного импорта может сыграть свою роль, но это не ключевой фактор, не все автомобили можно поставить в страну по нему, к тому же неизвестно, сколько будут стоить автомобили, поставленные в рамках такой процедуры. Неизвестно также, удастся ли решить проблему комплектующих. Не исключено, что нужно будет продавать подержанные автомобили под «разбор», это может повлиять на количество сделок», — поделился своим мнением с «Московской газетой» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Достичь показателей прошлого года в целом по стране по продажам как новых, так и подержанных машин получится еще нескоро.

«Отечественный автомобильный рынок, несмотря на небольшой рост летних месяцев, продолжает серьезно отставать по объему продаж от прошлого года. В сентябре было реализовано 46,7 тыс. новых автомобилей, что на 12% больше, чем в августе 2022 года, но на 60% меньше, чем в сентябре в 2021-м. При этом всего за три квартала продажи составили 506,7 тыс. единиц (-60% к прошлогодним результатам за аналогичный период). Прирост продаж в летние месяцы был в целом обеспечен восстановлением бизнеса по бренду LADA, возобновлением программы льготного автокредитования и относительно уверенными продажами китайских марок. В сентябре восстановительный тренд на рынке был нарушен началом мобилизации, когда россияне поставили многие планы на паузу, снизив спрос в последнюю неделю сентября при покупке как новых, так и подержанных машин. Наибольшее движение наметилось именно на вторичном рынке, который все еще популярен из-за высоких цен на новые авто, недоступные для многих россиян. Сентябрьские события выкинули на рынок с пробегом много автомобилей премиального класса на 10–30% дешевле обычной цены из-за срочности. Также прибавилось машин с небольшим пробегом возрастом до 3 лет — их не хотели продавать, но вынудили обстоятельства. Часть этого транспорта уже ушла на площадки к дилерам. Салоны смогут постепенно наращивать продажи иностранных автомобилей посредством параллельного импорта, но в основном среднего и премиального ценовых сегментов. По-настоящему насытить бюджетными иномарками наш рынок скорее всего не получится: ввозить по «серым» схемам относительно дешевые (за 1,5-1,6 млн руб.) автомобили любых марок в нашу страну дилерам просто невыгодно», — сообщили изданию в пресс-службе «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автомобиль, авторынок, россия
Поделиться
Похожие новости