Новость общества

Следует ли автовладельцам готовиться к дефициту запчастей и росту цен на них: прогнозы аналитиков

Следует ли автовладельцам готовиться к дефициту запчастей и росту цен на них: прогнозы аналитиков

Фото © «Московская газета»

01.10.2022 в 12:19:00
3853

Россиянам не следует опасаться острого дефицита автозапчастей для иномарок, по крайней мере в нынешнем году, поскольку параллельный импорт уменьшил недостаток комплектующих. Об этом заявили в пресс-службе Группы компаний «Автодом»

При этом, цены на запчасти растут. Ранее стало известно, что отечественным страховщикам приходится сталкиваться с трудностями при ремонте автомобилей по ОСАГО. Поступления некоторых запчастей иногда нужно ждать не один месяц, а в некоторых ситуациях нужные детали просто не найти.

К чему готовиться российским автолюбителям? Аналитики далеки от панических настроений, но предупреждают, что платить придется больше.

«Дефицит запасных частей и комплектующих для автомобилей маловероятен. Во-первых, потому что в стране сократился средний возраст автомобилей по сравнению с 1990-ми годами ХХ века, их чаще меняют, износ не такой высокий, поэтому им требуется меньше запасных частей. Во-вторых, постепенно набирает обороты параллельный импорт из разных стран, это позволяет ввозить необходимые комплектующие для автомобилей. В-третьих, отечественные компании уже производят многие виды деталей и узлов для автомобилей и могут увеличить производство, начать изготовлять то, что раньше не выпускали, это обеспечит потребности рынка. Сложная ситуация в экономике повлияла на использование гражданами автомобилей, некоторые временно отказались от них, пересели на общественный транспорт, стали развиваться коллективные формы эксплуатации автомобиля. Это может уменьшить спрос на запасные части для них, позволит избежать их нехватки. Актуальным может стать качество комплектующих для автомобилей от новых поставщиков, что влияет на безопасность движения. В первую очередь именно этому необходимо уделить внимание различным органам власти, от Федеральной таможенной службы РФ и Минпромторга РФ до Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Конечно, и сами водители должны обратить пристальное внимание на то, какие детали для автомобиля они покупают, ведь от этого зависят их жизнь и здоровье», — сказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Дефицита может и не быть, но цены на некоторые запчасти даже для авто из стран, считающихся сейчас в России «дружественными», будут кусаться.

«Вопрос с альтернативной поставкой запчастей можно считать решенным. Картина еще далека от идеальной, есть определенные затруднения с ритмичностью поставок, стабильностью логистических цепочек. Периодически возникают вопросы с наличием тех или иных позиций, но в целом, ситуация стабилизируется. В дальнейшем подорожание автозапчастей неизбежно. Это связано прежде всего с увеличением издержек на энергоносители и сырье. Слишком много факторов влияют на конечную стоимость запчастей. Так, несмотря на то что китайские автопроизводители заявляют о доступности своих товаров, в августе автозапчасти для кроссоверов, которые поставляются из КНР, подорожали на 39%, а по ряду позиций — на 128%. С ростом спроса на комплектующие, а также увеличением издержек на материалы, энергоносители стоимость автозапчастей в ближайшие месяцы может увеличиться еще на 25%. К наиболее востребованным позициям можно отнести кузовные запчасти. Ограничено количество уникальных запчастей под VIN автомобиля, включая мехатроник, электронные ключи. Увеличены сроки поставок запчастей для агрегатных ремонтов – блоки ДВС, поршни, шатуны, вкладыши и с электронные компоненты. В настоящее время дорабатывается законодательная база для новых логистических схем, которые реализуются через Турцию, Китай, ОАЭ, налаживаются бизнес-процессы для участников рынка», — рассказал в беседе с журналистом издания директор по сервисному обслуживанию АВТОДОМ Алтуфьево Роман Тимашов.

Однако, некоторые эксперты полагают, что наплыв в страну запчастей по линии параллельного импорта может привести в некоторых случаях даже к снижению цен на них.

«Острого дефицита не будет. Российский рынок автозапчастей всегда был насыщен как официальными запчастями, так и аналогами из Азии. Сейчас, цепочки поставок из ЕС поменялись, но поставки восстанавливаются, а поставки из Азии не прерывались. К сожалению, запчасти из ЕС, даже если являются официально произведенными, не могут считаться официально ввезенными. Т.е. вопрос скорее к страховым компаниям, как будет осуществляться. В связи с наличием параллельного импорта и иностранных каналов, постепенно цены на автозапчасти будут снижаться. По мере насыщения рынка предложением. Это будет долгий процесс, который займет более года, но постепенно, спрос простимулирует предложение и цены нормализуются. В том числе конкуренцию будут составлять иностранные аналоги», — поделился своим мнением с «Московской газетой» Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс».

«Чтобы говорить о будущем цен на запасные части важно разделить их по категориям. Ходовые элементы вроде навесного оборудования и расходники всегда будут в относительном достатке (с поправкой на условия текущих реалий, конечно). Это касается оригинальных деталей, попавших к нам через параллельный импорт, и аналогов. Другое дело эксклюзивы, на которые нет реплик. Например, на автомобили, продававшиеся у нас официально, но в небольшом количестве или просто на дорогие детали, которые сами по себе «проблемные», а на фоне сложившихся условий, ставшие настоящим дефицитом. Они продаются только в оригинале, поэтому попадают к нам через руки посредников по «серым» каналам. Еще одна категория — сложные детали. Это технически насыщенные компоненты, часто изготовленные для конкретной машины на заводе. Недавняя история с отсутствием дубликатов ключей Mercedes-Benz из-за нарушенной связи с производителем подтвердило реальность проблемы. Что будет с ними — большой вопрос. Весной и летом дилеры обходились старыми запасами (пока они были). Теперь приходится заказывать в других странах: дубликаты тех же ключей делают в ОАЭ и с очередью в несколько месяцев привозят к нам. Сейчас нет причин, чтобы цены стояли на месте. Добавленная стоимость посредников тем больше увеличивается, чем меньше запасов остается на местных складах. Остающиеся проблемы с логистикой по всему миру добавляют пессимизма в прогноз по ценам. На мой взгляд, до конца 2022 года они могут вырасти еще на треть от сегодняшнего уровня. В меньшей степени это касается запчастей с дешевыми аналогами многие из которых производятся у нас. Сложные компоненты будут дорожать сильнее из-за сложности в их заказе. Также важно помнить, что параллельный импорт чувствителен к курсу валют. Поэтому к цене может добавиться разница между подешевевшим рублем и валютой покупки запчастей где-то в другой стране», — сказал «Московской газете» эксперт «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Сергей Власов.

«Энергетический кризис наносит свой удар по производителям различных товаров, в том числе и по автопрому. Высокие затраты производителей перекладываются на потребителя, в результате мы видим рост цен на автомобили и самое главное на запчасти для них. После введения санкций, параллельный импорт помог смягчить ситуацию на рынке запчастей, но ожидание доставки стало значительно больше. Высокая инфляция и кризис с энергией, а также скатывание мировой экономики в рецессию резко снизит количество производимых автомобилей и соответственно запчастей к ним. В связи с этим дефицит запчастей в России может увеличится, а стоимость возрасти в разы. Но, как всегда, на помощь может прийти китайский производитель, который заменит оригинальные запчасти. Правда качество у китайских товаров всем нам известно», — сказал «Московской газете» специалист департамента стратегических исследований Total Research Ярослав Островский.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автовладельцы, автомобиль, запчасти
Поделиться
Похожие новости