Новость общества

Спрос на запчасти для авто в России вырос: с чем это связано и что будет дальше

Спрос на запчасти для авто в России вырос: с чем это связано и что будет дальше

Фото © «Московская газета»

05.10.2022 в 10:55:00
3719

Российским автодилерам не хватает специалистов по вторичному рынку. Как сообщает «Коммерсант», «Рольф» и другие крупные продавцы автомобилей ищут специалистов в области покупки и продажи подержанных авто и работников сервиса. «Рольф» уже открыл около 600 новых вакансий и собирается расширять штат в Москве, Подмосковье и других регионах

Также с середины лета власти РФ сняли все препятствия для ввоза новых машин по параллельному импорту. Но аналитики указывают, что в обход официальных поставок дилерам реально выгодно ввозить в основном премиальные модели, на цену которых новые расходы по логистике влияют не так заметно. Между тем, в результате санкций и прекращения работы в России многих зарубежных компаний резко снизился не только ассортимент новых автомобилей, но и запчастей к уже купленным машинам. Участники рынка сообщают, что в среднем запчасти уже выросли в цене на 35–65%. А в случае с дорогими марками наблюдается даже заметный дефицит комплектующих. Не хватает масляных и воздушных фильтров, бамперов, стёкол и кузовных элементов для ремонта и текущего техобслуживания. К автомобилям массового сегмента расходники и детали начали завозиться через каналы параллельного импорта. Поставки идут  прежде всего из Китая, Южной Кореи, Индии и других азиатских стран. Однако эти каналы только осваиваются, поэтому до конца года можно ожидать роста цен на запчасти ещё на 15%.

«Московская газета» спросила у экспертов, следует ли ожидать, что из-за дефицита предложения и дороговизны россияне будут предпочитать чинить свои машины, а не покупать новые и следует ли в этой связи ожидать резкого роста рынка подержанных авто?

«Нехватка комплектующих из-за проблем с логистикой больно ударила по дорожающему рынку еще в прошлом году. Минувшей весной негатива ситуации добавили санкции, из-за которых цены начали расти еще сильнее. Расходные запчасти быстро заменили недорогими аналогами, а вот кузовные детали и эксклюзивные позиции вроде электронных блоков до сих пор остаются в дефиците. Разумеется, это уже сказалось на среднем сроке владения автомобилем. В 2020 году среднестатистическая машина была в одних руках почти 5 лет. В 2021-м к этой цифре прибавился год. Нынешняя ситуация еще больше увеличит время в собственности. Сначала планы многих на смену автомобиля перечеркнули выросшие цены, теперь к ним прибавились дорогие комплектующие. Риски, связанные с покупкой нового автомобиля, заставляют оставить машину на руках — так проще прогнозировать стоимость обслуживания и ремонта. Неутихающий спрос на запчасти во многом связан с оправданной привычкой наших сограждан перестраховываться. Расходники вроде колодок, фильтров, свечей зажигания и тормозных дисков покупаются про запас на фоне растущих цен. Автовладельцы хотят запастись впрок, чтобы сэкономить в будущем. Часть приобретенных в последнее время деталей — остатки оригинальной продукции. Находившиеся в режиме ожидания покупатели окончательно поверили в долгосрочность санкций, поэтому решили скупить складские запасы даже если они сейчас им не нужны», — рассказал «Московской газете» Сергей Власов, эксперт «Открытие Авто» ( блок автобизнеса банка «Открытие»).

Как возросший спрос отразится на ценах на автозапчасти, и каковы риски приобрести некачественную продукцию в рамках параллельного импорта?

«В связи с ростом цен спрос на запчасти для ремонта и обслуживания автомобилей вырос в сентябре 2022 года. Стимулом к покупке комплектующих стало подорожание новых автомобилей и нежелание владельцев продавать имеющиеся у них авто, соответственно визиты в сервисные центры стали чаще. Так в последний месяц лета средняя цена автомобиля составила 2,29 млн рублей, что на 22% выше, чем в августе 2021 года. Еще одна причина роста объемов заказов запчастей на маркетплейсах – в удобстве формата онлайн, который стал привычным для россиян с 2020 года. На таких ресурсах пользователи стремятся найти автокомпоненты дешевле и с меньшими сроками доставки, однако при покупке на таких площадках высоки риски приобрести неоригинальные запчасти», — сообщили «Московской» в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

«Наибольший интерес россияне проявили к покупке расходных компонентов: тормозные диски, топливные и масляные фильтры, свечи зажигания, автомобильные колодки. 35% россиян стали экономить на обслуживании и ремонте авто по сравнению с 2021 годом. 64% автовладельцев стараются экономить на расходниках и приобретать более доступные аналоги. Около 35% отказались от обращений к дилерам и предпочли проводить техобслуживание автомобиля самостоятельно. Что касается роста цен на автомобили с пробегом, то в среднем с начала года они подорожали на 28%. При этом ограниченность новых авто и комплектующих сохраняется, несмотря на параллельный импорт. Следовательно, цены продолжат расти», — добавили в пресс-службе ГК Автодом.

Чем объясняется рост именно онлайн продаж?

«Нарушение логистики поставок привело к тому, что часть запчастей в регионы просто не поступает. Образовалась новая логистика, когда запчасти сразу попадают в онлайн магазины и уже оттуда идут потребителям. Это эффективно. Поставщики не тратят собственные ресурсы на доставку товаров покупателям. Запчасти от завоза до попадания на полку интернет магазина проходят меньший путь. Нет необходимости замораживать оборотку поставщика. Себестоимость доставки размазывается по логистике маркетплейсов. Возможно, это долгосрочный тренд, и магазины автозапчастей начнут постепенно закрываться. С уходом ажиотажа конкуренция на маркетплейсах снизит маржу до уровня, когда через них заказывать детали будет просто дешевле, чем покупать в магазине. Этот тренд начался еще с пандемии, а сейчас только усиливается. Поскольку не все региональные поставщики пережили эту череду кризисов. Играет свою роль и невозможность поменять свой подержанный автомобиль на новый. Сократилось предложение новых автомобилей, потребители не могут их купить, а значит и не продают свой подержанный автомобиль. В результате, автолюбители начинают заниматься вдумчивым обслуживанием своего подержанного авто, поскольку переложить эту проблему на нового покупателя уже не получится», — отметил в беседе с «Московской газетой» Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс».

Означает ли все это, что россияне теперь будут выжимать все из уже купленных авто, вместо того, чтобы покупать новые?

«Санкции, энергетический кризис в западных странах, исторически высокая мировая инфляция — создают проблемы для ряда корпораций, в том числе для автомобильной промышленности. Производство новых авто снижается во всем мире, а цены на транспорт и запчасти постоянно растут. В таких условиях российский потребитель выбирает качественный ремонт своего автомобиля, вместо покупки нового. Спрос на запчасти растет. Такая смена настроений позволяет развивать малый бизнес, например, маркетплейсы и автомастерские. Рынок новых авто при этом сильно просядет, да и роста рынка подержанных ждать не стоит. Теперь владельцы будут бережнее относится к своим машинам и ремонтировать их», — считает Глеб Финкельштейн, специалист департамента стратегических исследований Total Research.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
запчасти, автомобиль, автолбители
Поделиться
Похожие новости