Сядет ли таксист, не знавший о подкинутых ему наркотиках или оружии?
Московский автоактивист Петр Шкуматов, подрабатывающий в такси, отказался везти подозрительный пакет
Координатор движения за права автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов, который на своей странице в Facebook регулярно рассказывает о выявленных недостатках в организации дорожного движения в Москве и различных ситуациях, происходящих на дорогах, с недавних пор стал подрабатывать в такси. Общественник делится с читателями своим опытом в качестве таксиста. Вочередном посте Петр Шкуматов поднял дискуссию вокруг проблемы перевозки посылок, с которой ему пришлось столкнуться во время одного из заказов. Из ситуации, в которую попал автоактивист, по его мнению, можно «сделать интересные выводы».
«Приходит вызов прямо от того места, где я стою, и почти до того места, где я живу. БИНГО, думаю я и соглашаюсь. Приезжаю на место, предварительно созвонившись с пассажиром. Пассажир говорит, что сам не поедет, а ребята, ну ситуация обычная, никаких проблем. Подъехал, жду. И тут подходит очень стремного вида чел с запакованным пакетом, кладет его в багажник, после чего отходит и загадочно говорит, что сам не поедет, а на месте меня «ребята встретят». … я его вежливо прошу либо ехать со мной, либо пакет своими руками забрать и заказ отменить. На что слышу угрозу, что если я не поеду, то они поставят плохую оценку и напишут жалобу агрегатору!!! Напоминаю, что пакет непрозрачный, запечатанный, что там лежит, бомба с гвоздями, пять кило анаши или оптовая партия героина, я не знаю. Становиться героем хроники «Желтое такси взорвалось на ходу, проезжая мимо Кремля» или «Шкуматов пойман на транспортировке 5 килограммов героина» я добровольно не хочу. И за рейтинг тоже не хочу. И никак не хочу. Поэтому, естественно, я этого стремного человека послал на три веселых буквы с его мелким и мерзким шантажом (который он претворил таки в жизнь, поставив мне кол)», — рассказал о случившемся автоактивист.
После этого, как отметил общественник, он предпринял попытку связаться с техподдержкой и объяснить, что отказался от заказа из-за подозрений, что в пакете может находиться что-то запрещенное. Например, наркотические вещества или взрывчатка, а водитель такси в таком случае становится нарушителем закона. Поэтому цель поездки в таких случаях должна быть четко объяснена, а отправитель посылки четко идентифицирован. Подобные меры хоть как-то застрахуют таксистов от неожиданностей и ситуации, когда водителя просто используют в качестве безопасного курьера.
По словам П. Шкуматова, агрегатор поблагодарил его за обращение и сообщил о понижении его приоритета. Эта процедура означает уменьшение количества заказов, которые получает водитель.
«То есть за то, что я отказался везти «кота в мешке», который мог оказаться наркотиками, бомбой, оружием или еще чем-то, меня еще и наказали!!! Потрясающе! — пишет координатор «Синих ведерок». — В итоге получается, что вообще никто, ничем и ни о чем не думает. Разумеется, когда наркополиция накроет таксиста, который взял доставку черного пакета по заказу, сделанному по левой симке за наличку, на 15 лет поедет в тюрьму по особо крупному, не агрегатор, не программист, не отправитель, которого уже и след простыл, а тот самый глупый бедолага, который за 200 рублей и звездочку в рейтинге получил 15 лет лагерей».
Подобные ситуации, по мнению координатора «Синих ведерок», несут угрозу не только для самих водителей, но и для всех окружающих, поскольку, окажись в неизвестной посылке взрывное устройство, оно может сработать в любой момент и унести жизнь не только таксиста, но и тех, кто окажется рядом. По мнению эксперта, агрегатор, допускающий подобные ситуации, должен быть заблокирован до того момента, пока не наведет порядок.
В комментариях к посту автоактивиста развернулась дискуссия на тему безопасности. С позицией Петра Шкуматова согласился начальник ситуационного центра и заместитель руководителя в ЦОДД Москвы Александр Евсин: «Если агрегатору безразлично (слово заменено на близкое по значению — прим. ред.) на мнение Пети, который персона публичная и известная, то что уж говорить о мнении обычного таксиста», — написал чиновник, отметив, что компания, собирающая заказы от клиентов, вероятно не думает о безопасности и озабочена исключительно коммерческими целями.
Обсуждение правовых последствий для таксиста, у которого сотрудники правоохранительных органов обнаружат запрещенный груз, продолжилось уже с участием юристов. Все они сошлись во мнении, что у водителя такси, задержанного с посылкой, в которой найдут оружие, наркотики или что-либо другое, «тянущее» на статью УК, как минимум будут долгие судебные разбирательства с большими затратами на адвокатов. В худшем же случае он надолго может отправиться в тюрьму.
Адвокат Сталина Гуревич считает, что случись подобное в начале «нулевых», таксиста бы отпустили, потому что практика была другой. Обнаруженное в машине правоохранители не связывали сразу же с водителем, считая находку «ничейной». Однако сегодня все по-другому, и многое будет зависеть от деталей: где нашли пакет, был ли он спрятан и так далее. Шансы выйти из истории чистым есть, отметила Гуревич, но рисковать, перевозя «темные» посылки, все-таки не стоит.
Схожее мнение высказал и член коллегии адвокатов города Москвы «Сулим и партнеры» Даниил Черных-Аипов, указавший, что таксиста, у которого обнаружат что-то запрещенное, однозначно задержат и заведут на него уголовное дело, которое в лучшем случае завершится нервотрепкой, в худшем тюремным сроком.
Президент общественной организации «Коллективная защита» Марат Аманлиев уверен, что у водителя такси, попавшегося с посылкой содержащей что-то противозаконное, шанс избежать уголовной ответственности есть только в том случае, если вокруг истории поднимется мощный общественный резонанс, который заставит правоохранителей расследовать дело, а не посадить «втихаря» невиновного таксиста. Но шансы на волну общественной поддержки у рядового гражданина, по мнению Аманлиева, отсутствуют, поскольку «таксист у нас не из «Медузы». И адвоката ему, который душу вытрясет из правоохранителей через СМИ и соцсети, не видать».
Чем закончится история, в которую попал известный автоактивист Петр Шкуматов, пока непонятно, но ясно, что озвученную проблему нужно поднимать на законодательном уровне. Ясно и другое: судя по комментариям юристов, водителям такси стоит очень хорошо подумать, прежде чем соглашаться перевезти неизвестный предмет без пассажира из пункта А в пункт Б. Последствия могут быть самыми печальными.
-
Рейтинг школ формируется автоматически.19.12.2016 в 12:04:003140
-
Минэнерго РФ представил рейтинг энегоэффективности субъектов России.14.12.2016 в 16:20:003426
-
Страна заняла вторую позицию по количеству проданных туров этой осенью.08.12.2016 в 10:29:003091
-
Специалисты Всемирного экономического форума (ВЭФ) составили рейтинг самых безопасных государств мира....12.10.2016 в 18:44:003437
-
Опубликованное сегодня глобальное исследование THE World University Rankings 2016 - 17 охватывает в целом 980 высш...22.09.2016 в 17:32:003891
-
Согласно результатам исследования «Города, управляемые данными» аналитической компании PricewaterhouseCoop...08.07.2016 в 14:18:003095