Новость общества

В морские порты России могут вернуться сухогрузы, как это было в 80-х

В морские порты России могут вернуться сухогрузы, как это было в 80-х

pixabay

26.03.2022 в 14:53:00
4903

Сегодня контейнерный бизнес в России занимает ключевое место в транспортной логистике. Но еще каких-то 40 лет назад транспортировка грузов по воде осуществлялась на сухогрузах. Сейчас, в ситуации неопределенности, эксперты просчитывают возможные сценарии функционирования международного контейнерного бизнеса. Если Россию вытолкнут с рельсов мировой транспортной системы, те несколько отечественных компаний, что есть в стране, вряд ли смогут полноценно компенсировать пробелы в логистике — может произойти «откат» в 80-е

Сорокалетнее отставание

Сегодня контейнер, подобно общеходовой монете, фигурирует в перевозках. 20- или 40-футовые контейнеры являются единым общепринятым стандартом, который используют для доставки грузов на судах, поездах и автотранспорте. А ведь сто лет назад считалось, что доставка контейнерами экономически невыгодна. Тогда Британия назвала их конструкцию неудобной и отказалась от использования. Стандартные контейнеры массово вошли в производство на территории Европы только в 60-х годах. Советский Союз в то время продолжал использовать более консервативные и привычные суда – сухогрузы, а контейнерная логистика в России начала набирать обороты с опозданием от Европы почти на 40 лет.

Ключевой производитель контейнерного оборудования – Китай – в пандемию коронавируса закрыл границы, тем самым спровоцировав дефицит контейнеров во всем мире. Постоянный рост спроса привел к кратному их удорожанию и, соответственно, всей логистики. Уже сейчас известно, что средняя стоимость доставки морского контейнера по основным торговым маршрутам в 2022 году по сравнению с прошлыми пятью годами выросла в шесть раз. Но проблема даже не в этом. Сегодня, в условиях жестких санкций, эксперты опасаются, что Россию вообще могут «отрезать» от контейнерных линий.

«Суда типа «сухогрузы» остаются в большом количестве в текущей структуре мирового флота. Учитывая массовый уход международного контейнерного бизнеса из России, суда такого типа могут вернуться», – говорит руководитель московского подразделения ООО «Азия-Л» Вадим Воложанин.

Не приспособлены

Сухогрузы совершенно не приспособлены для перевозки контейнеров. Огромный трюм, не разделенный отсеками, оптимально подходит для транспортировки грузов навалом, в бочках или биг-бэгах. Поместить контейнер в такой трюм очень проблематично, отмечают специалисты.

«Если посмотреть контейнеровоз в разрезе, то он сконструирован ячейками. Туда удобно размещать с помощью крана контейнеры, их ставят друг на друга, и внутри они зафиксированы. А сухогруз – открытый огромный трюм. В него груз размещается просто по площади. Причем задействованы могут быть только ручные и полуавтоматизированные способы выгрузки с судна. Там, где 20 тонн в контейнере выгружается за 10 минут, 20 тонн в сухогрузе выгружается полдня. Еще одним недостатком считается сохранность груза, подверженного отсыреванию, заморозке, высоким температурам», – поясняет Воложанин.

В России морскими контейнерными перевозками занимается всего несколько крупных компаний. На Дальнем Востоке – Владивостокский морской торговый порт. До происходящего сегодня в Украине совет директоров компании рассказывал о планах увеличить контейнерный парк. Компания собиралась закупать дополнительно 11 тысяч сухих контейнеров и 11 тысяч фитинговых платформ. Сейчас деятельность ВМТП продолжается, но стратегии развития и планы не раскрываются.

Эксперты предполагают, что сейчас вполне возможен сценарий развития, при котором мировые контейнерные линии откажутся от сотрудничества с Россией. Если международный контейнерный бизнес будет купирован, потребности россиян придется закрывать сухогрузами.

«Совсем без грузов не останемся, какие-нибудь мороженые яблоки или говядина из Аргентины будут грузиться на сухогрузы и через Тихий океан переправляться в Россию. Но темпы развития экономики страны приведут в том числе и к деградации способов доставки грузов. Таким образом мы легко можем вернуться в 80-е годы, когда в России о контейнерах даже не знали, хотя во всем мире это был распространенный способ перевозки. Если сейчас нас отключить от мирового от контейнерного бизнеса, то мы быстро скатимся на 40 лет назад», – уверен Вадим Воложанин.

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
сухогрузы, россия, морской порт
Поделиться
Похожие новости