В Московской области больше не будет домов ребёнка для «особенных» детей
Специализированный дом ребёнка во Фрязино и реабилитационный центр на его основе закрывают. Уполномоченный по правам ребёнка Московской области Ксения Мишонова уверяет, что дети с нарушениями психики продолжат получать необходимую помощь, а региональные министерства – что сотрудники детского дома получат работу. Специалисты учреждения, как и жители Фрязино, во всём этом пока не уверены
Во Фрязинском специализированном доме ребёнка, куда первым делом позвонил в приёмную журналист «Московской газеты», были настолько подавлены решением о закрытии, что дали изданию очень негромкий, в прямом смысле и скупой комментарий.
«С 1 июля мы прекращаем свою работу, — сказал человек, представившийся заместителем главного врача. — Решение о закрытии нам объяснили «реорганизацией». Теперь некий аналог того, чем мы занимались, будет действовать на базе детского санатория «Отдых» в Жуковском. Отмечу, что мы предоставляли детям с нарушениями в развитии комплекс бесплатных медицинских и педагогических услуг. К нам привозили детей с повреждениями центральной нервной системы и с нарушениями психики – не только из Фрязино, но и с севера и северо-востока Московской области».
«Специализированный дом ребёнка во Фрязино закрывается из-за несоответствия его профилю, ведь он предназначается для детей-сирот, — сообщила «Московской газете» уполномоченный по правам ребёнка в Московской области Ксения Мишонова. — Полную информацию об его закрытии можно получить в Минздраве Московской области. В свою очередь, мы сделаем всё для того, чтобы дети, которые сейчас проходят там реабилитацию, и дальше получали всю необходимую им помощь».
Журналисту «Московской газеты» удалось связаться с одной из молодых мам Фрязино, чей сын проходил лечение в специализированном доме ребёнка, а также с ещё работающим в учреждении специалистом-логопедом и обсудить, так ли всё безоблачно, как говорит омбудсмен.
«В конце 2021 года губернатор Андрей Воробьёв объявил, что в Подмосковье всех детей-сирот взяли к себе приёмные семьи, и пошёл процесс закрытия детских домов, — рассказала изданию руководитель инициативной группы родителей Фрязино Анастасия Черникова. — А вместе с детскими домами стали закрывать работающие на их основе отделения реабилитации для детей с особенностями развития. Мне стало известно, что планируется закрытие подобных центров и в других городах Московской области».
Эти центры принимали к себе детей на реабилитацию — на 21-дневные курсы каждые три месяца — и в них сформировался коллектив специалистов и отлаженный процесс работы с синдромом Дауна, заболеваниями аутического спектра, с детскими расстройствами речи и другими заболеваниями и расстройствами, пояснила собеседница издания.
«В этих центрах сложилась уникальная, именно российская система реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, сочетающая педагогику, медицину и социальную адаптацию, — говорит Анастасия Черникова. — К тому же специализированные дома ребёнка, на базе которых эти центры существуют, оснащены всем необходимым современным оборудованием, в них в течение последних 5 лет проводился качественный ремонт. С помощью реабилитационных центров детей с инвалидностью нередко удаётся вытянуть на уровень без инвалидности. Я сама мама, моему ребёнку поставили задержку речевого развития, лёгкое расстройство аутического спектра и синдром пирамидальной недостаточности. В 3,5 года он не говорил, а после 3 курсов реабилитации заговорил. Во Фрязинском специализированном доме ребёнка выстроена система для ранней реабилитации детей, что позволяет сократить риски развития того или иного заболевания: поскольку мозг ребёнка до 5 лет очень пластичен, эффект от ранней реабилитации колоссальный. В целом, сложилась весьма эффективная система, адаптированная под среду, в которой находятся дети, и с профессиональным коллективом специалистов высокой квалификации. И эта система сейчас подвергается «реорганизации».
Как рассказала Анастасия, инициативная группа родителей Фрязино с 6 марта 2023 обращается по поводу закрытия специализированного дома ребёнка во все ведомства, включая Минздрав Московской области, Минздрав РФ, Счётную палату, Министерство социального развития, Министерство просвещения и т.д., и даже посещала приёмную Президента РФ.
«При этом от Минздрава Подмосковья мы в последнее время получали довольно противоречивую информацию. Я поняла так, что дом ребёнка будет ликвидирован, а реабилитационный центр — присоединён к санаторию «Отдых», на базе которого откроют коррекционный детский сад и амбулаторную реабилитацию на 25 мест, и всё это под кураторством Министерства социального развития. 25 мест в амбулатории – это, конечно, не «поток», это количество не охватывает реальные потребности муниципального округа, и назвать это полноценной восстановительной медициной нельзя», — считает Анастасия Черникова.
В ответах на обращения жителей Фрязино «замминистра здравоохранения Подмосковья Елена Зинатулина уверяет, что со всеми сотрудниками специализированного дома ребёнка во Фрязино была проведена работа, всем было предложено место, но на деле всё обстояло иным образом, — рассказала «Московской газете» логопед специализированного дома ребёнка во Фрязино Маргарита Кондратова. — В апреле к нам, в дом ребёнка, пришли вручать уведомления об увольнении представители министерств здравоохранения, образования и социального развития Московской области. Никто из них нам не представился, мы узнавали, кто эти люди, по фотографиям в интернете. Представитель Министерства образования Королёва на этой встрече сказала мне, что никакой работы у неё для меня нет. Представитель Министерства социального развития предложила мне работу, но сказала, что я потеряю свой педагогический стаж и своё логопедическое рабочее время. Представитель Министерства здравоохранения сказала, что будет думать, что со мной делать. Отмечу при этом, что я клинический логопед, нейродефектолог, работающий с раннего возраста детьми с органическими поражениями центральной нервной системы и с нарушениями психики. Потом, уже после круглого стола в Госдуме 18 мая с представителями министерств, моей коллеге-логопеду предложили работу в будущем коррекционном саду. Если сказать точнее, у неё спросили, даёт ли она принципиальное согласие там работать. Коллега спросила, какова будет структура этой работы, какие будут документы, печати и т.д. Ей ничего не показали. Коллега сказала, что, в принципе, согласна работать в коррекционном саду. Вот и всё. Больше с нашими врачами никто, насколько мне известно, не говорил. С нашим психиатром совершенно точно никто не разговаривал по поводу работы».
Также Маргарита Кондратова объяснила возможности будущей амбулаторной реабилитации на базе санатория «Отдых»:
«Амбулаторная реабилитация предполагает 0,5 ставки педиатра, 0,5 ставки специалиста-физиотерапевта и 0,5 ставки массажиста. Эта информацию была озвучена моей коллеге-педиатру представителем Министерства социального развития. На круглом столе в Госдуме 18 мая замминистра здравоохранения Елена Зинатулина эту информацию в моём присутствии подтверждала. При этом в нашем реабилитационном центре на сегодняшний день работает 2 процедурных сестры, 4 массажиста, 2 педиатра, 2 невролога, психиатр, врач-физиотерапевт, ЛОР и другие специалисты — и все на полной ставке. И есть ещё ряд специалистов, которые приходят и оказывают услуги на полставки».
Как сообщила Маргарита Кондратова, ещё весной в реабилитационном центре состояло 74 ребёнка. В будущей амбулаторной реабилитации планируется всего 25 мест. Может быть, этим и объясняется такое снижение количества персонала? Правда, снижение это, со слов собеседницы «Московской газеты», более чем в 2 раза, и выпадает целый ряд медицинских квалификаций. Справится ли таким образом амбулаторная реабилитация на базе санатория «Отдых» со своей задачей?
«Замминистра здравоохранения уверяла, что раз в месяц к нам на специальном автобусе будет приезжать реабилитационная команда, — сообщила Маргарита Кондратова. — Работать с детьми будут прямо в автобусе. Речь идёт о специалистах из НИКИ Детства в Мытищах. Но тут есть некоторое непонимание специфики состояния наших детей и работы с ними. Нашим детям может оказаться сложно находиться в этом автобусе — кабинеты для реабилитации там, я полагаю, будут очень узкие, — и даже заходить в этот автобус к незнакомым им людям. Ведь к нам поступают дети, сенсорно очень «нерасшатанные», нерасторможенные, не откликающиеся на своё имя. Поэтому, чтобы выработать правильную методику лечения наши врачи, психиатры и неврологи, находятся в состоянии спокойного и длительного наблюдения за детьми и постоянного общения с остальными специалистами, в том числе, со мной, логопедом. Мы тоже постоянно собираем информацию о каждом конкретном ребёнке для психиатра, для невролога, потом проводим за каждым ребенком видеонаблюдение, анализируем видеозаписи — так постепенно складывается некий «паззл» о ребёнке. Мы видим, как он раздевается, одевается, кушает, и в эти моменты видим состояние его умственного развития, какие у него появляются проблемы и в чём, наоборот, наблюдается прогресс. А теперь будут приезжать на автобусе специалисты, с которыми не общаемся ни мы, ни дети. Поэтому с большой вероятностью дети могут не раскрыться этим специалистам, а то и просто уйти в «негатив».
Что касается будущего коррекционного сада, это прекрасное начинание, но без качественной реабилитации тяжёлых детей оно бессмысленно, считает логопед. Также, по мнению эксперта, бессмысленно разделять в процессе этой реабилитации работу медиков и педагогов.
«Ничего не имею против коррекционных садов, их должно быть как можно больше, — говорит Маргарита Кондратова. — Допустим, коррекционный сад на базе санатория «Отдых» будет работать идеально. Это прекрасная возможность для родителей отдать ребёнка с нарушениями в развитии в учреждение, где взрослые его не испугаются и будут понимать, почему он определённым образом реагирует на всё и как его из этого состояния вывести. Но параллельно ребёнок должен проходить курс полноценной реабилитации. И не только параллельно, а и до коррекционного сада, как раз для того, чтобы к нему подготовиться. Нарушения и задержки в развитии можно отследить у грудного ребёнка – всяческие запоздания в рефлексах, в двигательном развитии. Мы в нашем центре учили родителей, как можно простимулировать эти моменты, и вытягивали таким образом ребёнка, чтобы он много чего не упустил. Коррекционный сад никогда этого не даст. А в амбулаторной реабилитации, которую планируется открыть вместе с коррекционным садом, как я уже сказала, нет педагогов. Чиновники почему-то пытаются разделить комплекс медицинской и педагогической помощи детям с нарушениями развития, который уже есть и прекрасно работает. Почему и зачем это делается, не знаю. Но для детей это может быть опасно».
«Минздрав хочет разделить медицину, социальную адаптация и педагогику, — согласна руководитель инициативной группы родителей Фрязино Анастасия Черникова. — Скорее всего, это не даст положительного эффекта. Вообще, эффект от этих начинаний будет виден только на детях и года через три. И это, конечно, определённый риск. Детям от 3 лет сейчас предложена хотя какая-то помощь, а что касается ранней реабилитации детей, то в это сфере власти пока действительно не предлагают ничего конкретного, а в ответ на наши вопросы только разводят руками и говорят: «Подождите, всё будет хорошо».
По словам собеседницы издания, в целом, после закрытия специализированного дома ребёнка и реабилитационного центра у жителей Фрязино, и не только Фрязино, возникает целый ряд проблем с тем, как позаботиться о нуждающихся в помощи детях: «У нас было три группы для детей: амбулаторная, дневная и круглосуточная. Амбулаторная — для сложных детей и тех, кто пришёл в первый раз, чтобы посмотреть, как проходит адаптация, скорректировать диагноз и методику лечения. Круглосуточная – для тех, кто привозил детей из Сергиева Посада, Пушкинского района, из Ивантеевки. Круглосуточную группу отменили вообще. Минздрав говорит: «Отправляйте детей в санаторий». Но там детей принимают на срок три месяца и без посещения родителей. Либо можно отвезти ребёнка на дневной или амбулаторный стационар, каждые три месяца проходя реабилитацию вместе с ним. Но тогда маме надо уволиться с работы. Ещё представители Министерства здравоохранения говорили нам: «У вас в Подмосковье блестящая медицина, во Фрязино есть специальная поликлиника, в которой есть все специалисты для реабилитации». Я недавно была в этой поликлинике на приёме у педиатра и выяснила, что из реабилитации там только лечебная физкультура и массаж, на который стоит очередь. Психолога, психиатра там нет».
«Во Фрязино после оптимизации нашей детской поликлиники, взрослой поликлиники и больницы и присоединения их к Щёлковскому больничному комплексу «посыпались» кадры, — сообщила Маргарита Кондратова. — Хорошие врачи давно стали уходить, в том числе, из поликлиники. Но люди, по крайней мере, знали, что специалисты есть в доме ребёнка. А теперь его закрывают».
Вероятно, у Минздрава Московской области есть исчерпывающие ответы на все опасения и сомнения сотрудников Фрязинского детского дома и жителей Фрязино? Впрочем, позиция Минздрава представлена в одном из ответов ведомства на обращение жителей Фрязино от 10 мая 2023 года.
«В имущественном комплексе Фрязинского дома ребёнка планируется размещение дошкольной образовательной организации с группами комбинирующей и компенсирующей направленности, а также открытие отделения Комплексного центра социального обслуживания и реабилитации «Королёвский» на 25 мест. Для детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, особых потребностей и индивидуальных возможностей будет организовано обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Детям в полном объёме будет продолжено оказание услуг по психолого-логопедической коррекции, а также процедуры по лечебной физкультуре и массажу в отделении Комплексного центра социального обслуживания и реабилитации «Королевский». Медицинская реабилитация нуждающимся детям будет оказываться по показаниям в амбулаторных, либо в стационарных условиях. Если ребёнок нуждается в медицинской реабилитации в амбулаторных условиях, такая медицинская помощь будет оказана в условиях детской поликлиники ГБУЗ Московской области «Щёлковская городская больница». При наличии медицинских показаний для оказания стационарной реабилитационной помощи будет предложен курс лечения в условиях круглосуточного стационарного отделения реабилитации ГБУЗ Московской области «Научно-исследовательский клинический институт детства Министерства здравоохранения Московской области», ГБУЗ Московской области детский санаторий «Отдых», ФГБУ Российский реабилитационный центр «Детство» Минздрава России. В филиалах ГБУСО Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Королевский», подведомственного Министерству социального развития Московской области, также предоставляются услуги по психолого-логопедической и социальной реабилитации детей, и комплекс медицинских услуг (лечебная физкультура, массаж, механотерапия). С каждым работником Фрязинского дома ребёнка проведена индивидуальная работа и персонально предложено трудоустройство в медицинские, социальные и образовательные организации Московской области», – говорится в ответе Минздрава Московской области за электронной подписью замминистра здравоохранения Елены Зинатулиной.
В ответе ведомства активно фигурирует центр социального обслуживания и реабилитации «Королевский». Где же детский санаторий «Отдых», может спросить читатель? Он в ответе ведомства тоже присутствует – правда, не так широко.
Согласно предоставленному «Московской газете» инициативной группой родителей Фрязино распоряжению Правительства Московской области от 22 марта 2023 года, к детскому санаторию «Отдых» присоединяется целый ряд специализированных домов ребёнка в Подмосковье, в том числе, во Фрязино.
Как рассказала журналисту издания логопед Фрязинского специализированного дома ребёнка Маргарита Кондратова, после круглого стола в Госдуме 18 мая замминистра здравоохранения Московской области Елена Зинатулина в общении с жителями Фрязино и сотрудниками спецдома ребёнка сообщила о планах, в рамках которых Минздрав будет сдавать помещение спецдома ребёнка в аренду учреждениям Минобра и Минсоцразвития Московской области.
Схема аренды вырисовывается не самая простая: Может быть, санаторий «Отдых» будет сдавать помещение спецдома ребёнка в аренду центру «Королевский»? Возможно, это объясняется тем, что санаторий «Отдых», относящийся к Минздраву Московской области, имеет лицензию на медицинскую деятельность, но не имеет лицензии на деятельность по социальной адаптации детей и образовательную деятельность?
«Московская газета» направила редакционные запросы губернатору Московской области и в Министерство здравоохранения Московской области.
-
В г. Пушкино Московской области сотрудники полиции задержали 31-местного жителя, подозреваемого в заведомо ложном сообще...28.09.2017 в 10:02:004319
-
С 19 по 21 апреля МЧС России проводит командно-штабные учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним по...20.04.2017 в 16:41:004351
-
Об этом заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев на традиционном подведении итогов года.28.12.2016 в 16:11:004414
-
В ближайшие часы в Москве и Подмосковье ожидаются резкие перепады температур, что может привести к образованию на проезж...11.11.2016 в 18:54:003996
-
Избирательная комиссия Московской области в преддверии выборов уделяет большое внимание избирателям, имеющим инвал...15.09.2016 в 18:11:004203
-
Красногорский район Московской области может стать центром активного отдыха для всего московского региона....28.07.2016 в 17:24:004121