Новость общества

В Москве школьника с взаимоисключающими тестами на COVID-19 вновь не допустили к ЕГЭ

10.07.2020 в 17:36:00
7035

Отец намерен добиваться возбуждения уголовного дела

8 июля «Московская газета» писала о том, как школьника в Щербинке не допустили к сдаче ЕГЭ по русскому языку, потому что он якобы инфицирован коронавирусом. Самочувствие юноши, со слов его отца, было и остается нормальным; 29 июня он обратился в филиал № 3 ГБУЗ ДГП № 118за справкой, которая была ему необходима для возобновления занятий в спортивной секции. Молодой человек был направлен на ИФА-анализ в другую поликлинику, на следующий день, 30 июня, ему сообщили о положительном результате.

А был ли вирус?

1 июля, как рассказал отец юноши Михаил Четвериков, к ним домой приехала бригада медиков. Собрав данные членов семьи, записав номера телефонов, они взяли мазки из носоглотки у Михаила и двух его сыновей, после чего предложили подписать ему ИДС (информированное добровольное согласие) на лечение сына и соблюдение им режима самоизоляции.

Отец юноши попросил медиков показать ему результаты анализов с печатью и подписью: ранее, по его словам, ему был продемонстрирован только лист бумаги, отпечатанный на принтере. Руководитель бригады этого сделать не смог. По мнению Михаила Четверикова, ситуация выглядела странно: его старший сын не жаловался на самочувствие, температура у него была в норме, заверенных результатов анализов ему не показали. На основании чего тогда был сделан вывод, что его старший сын болен? Как отметил Михаил Четвериков, он отказался подписывать ИДС до того момента, пока ему не будут предъявлены результаты анализов, оформленные должным образом.

Два анализа (ПЦР и ИФА), сделанные впоследствии в разных частных клиниках, показали отрицательный результат. По словам отца юноши, представители каких-либо государственных структур на связь с ним больше не выходили, все члены семьи чувствовали себя хорошо, и, соответственно, вели свой обычный образ жизни. А 6 июля, как сообщил г-н Четвериков, классный руководитель уведомил его о том, что старший сын не допущен к сдаче ЕГЭ по причине заболевания.

На следующий день, 7 июля, Михаил Четвериков с сыном прибыли в пункт сдачи ЕГЭ, однако к экзамену его ребенка не допустили: как объяснили отцу, сделано это якобы на основании письма из Щербинской городской больницы, адресованного директору школы № 2122, в которой учится юноша. В документе утверждается, что «(имя)… внесен в информационную систему КПИ.Covid.Регистр.АПЦ с 29.06.2020 года». При этом Михаил Четвериков отметил, что ранее отказался от подписания ИДС.

Как рассказал собеседник «Московской газеты», в ходе последующего разговора с главврачом Щербинской городской больницы результат анализа с подписью и печатью учреждения ему так и не был продемонстрирован. Михаил Четвериков сообщил, что направил прокурору НАО обращение с жалобой на действия должностных лиц.

После публикации статьи на почту издания поступило разъяснение Департамента образования и науки города Москвы. В сообщении ведомства утверждается, что по фактам, изложенным в статье, Департамент образования Москвы совместно с Департаментом здравоохранения провел проверку и сообщил, что информация об отрицательном анализе школьника не соответствует действительности.

«Тест методом ИФА показал повышение иммуноглобулина М. При данном показателе пациент является носителем вируса и предоставляет опасность для окружающих людей. Результаты исследования доступны в электронной медицинской карте ребенка», — говорится в комментарии ведомства.

При этом отмечается: отцу разъяснили, «что за качество и результаты тестов, полученных в частных лабораториях, поликлиника ответственности не несет».

Также сообщается, что «сотрудники детской поликлиники № 118 многократно пытались связаться с родителями пациента, чтобы проинформировать о результатах лабораторного обследования, однако по указанному телефону никто не отвечал».

От ворот поворот

9 июля, по словам Михаила Четверикова, он получил письмо от директора школы № 2122, которое гласит, что «на основании письма ГБУЗ города Москвы «Щербинская городская больница Департамента здравоохранения города Москвы» № 02-1075/07-20 от 7.07.2020 года, Вы информированы и дали добровольное согласие на лечение коронавирусной инфекции и соблюдение режима изоляции от 01.07.2020. Следовательно, 10.07.2020 г. не можете принимать участие в массовых мероприятиях, а именно в государственной итоговой аттестации по математике (профильный уровень)».

Далее в документе сообщается: «в случае неявки участника ЕГЭ на экзамен (нахождение на изоляции), Вам необходимо подать обращение о повторном допуске к экзамену в Государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в городе Москве (далее — ГЭК) в 2020 году с приложением документов, подтверждающих наличие уважительной причины неявки на экзамен».

Тем не менее, Михаил Четвериков с сыном 10 июля поехали в пункт сдачи госэкзаменов.

«Если бы мы не поехали сегодня, то впоследствии должны были бы представить документ, подтверждающий уважительную причину неявки. Предполагается, что этот документ — то самое ИДС, с которым мы не согласны, и которое я отказался подписывать. На мой взгляд, это вообще не является документом. И нам могли бы, в принципе, отказать и сказать: «Ребята, что это за бумажка? Что вы нам принесли? Мы считаем, вы по неуважительной причине отсутствовали». Поэтому мы сегодня поехали, чтобы получить хоть какой-то официальный документ, который бы подтверждал, что мы по уважительной причине не находимся на экзамене», — рассказал собеседник издания.

В итоге, по словам Михаила Четверикова, он получил на руки Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам, в котором указано, что экзамен для его сына «досрочно завершается» на основании «письма № 780 от 09.07.2020 г. от руководителя образовательной организации ГБОУ Школа № 2122 Д. В. Зайцева, который уведомляет о том, что участник ГИА-11 10.07.2020 г. не может принимать участие в государственной итоговой аттестации по математике, на основании письма ГБУЗ г. Москвы «Щербинская городская больница департамента здравоохранения города Москвы» № 02-1075/07-20 от 7.07.2020…»

Существенный вред

Отец школьника в очередной раз попытался разъяснить ситуацию присутствовавшим на месте сотрудникам полиции:

«Мне отказывают на основании каких-то писем, которые даже отказываются предоставить, а я готов предоставить два официальных анализа с синими печатями, которые подтверждают, что мой сын здоров».

Как рассказал Михаил Четвериков корреспонденту «Московской газеты», теперь он планирует добиваться возбуждения уголовного дела: он считает, что ему и сыну причинен существенный вред.

По мнению кандидата юридических наук Екатерины Скосаренко, похожие ситуации могут быть последствием «невнятного регионального регулирования»:

«Правозащитники фактически кричали о недопустимости без четкого федерального закона необоснованного ущемления конституционных прав граждан, которые уже пострадали на практике. Поэтому многие граждане, возможно, не хотят тестироваться, создавая опасность  себе и окружающим».

Родители вправе знать

«При внятном правовом регулировании, которое готовят длительное время эксперты с учетом мнения общественности и возникших потребностей, люди, как правило, знают, куда идти и как обжаловать возможные нарушения их прав, если вдруг при правоприменении закрадется нелепость, — продолжает Екатерина Скосаренко. — Тут же никто из должностных лиц родителям этого не объясняет, хотя предписания чиновников влекут ограничения важнейших прав, таких как свобода передвижения, социальных контактов, право на образование и на медицинское информирование. В итоге школьник пропускает государственный экзамен, при том, как утверждает отец, ему не показали должным образом оформленные результаты анализа, легшие в основу всех последующих решений. Между тем, родители и законные представители имеют право на полное ознакомление с любой медицинской документацией, касающейся жизни и здоровья их несовершеннолетнего ребенка. Отсылка Минздрава на некие данные электронной медкарты, которые родители никогда в глаза не видели, не обеспечивают этого неотъемлемого права пациентов согласно ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». По указанному закону родители вправе знать, какой диагноз и на основании каких результатов поставлен ребенку, знать все результаты его анализов и исследований, знать все о проводимом лечении, прогнозах, возможных последствиях и рисках».

Также, по словам юриста, гражданину должны были разъяснять последствия отказа от лечения и где, в какие сроки и как возможно обжаловать решения чиновников Минздрава, которое повлекло ограничение прав несовершеннолетнего ребенка.

Согласие не имеет значения

«А теперь об отказе от подписи о согласии на лечение, — разъясняет Екатерина Скосаренко. — Согласно Приказу Минздрава от 19 марта 2020 года №198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», был утвержден образец добровольного согласия и информирования пациентов, а также их законных представителей, о лечении и одновременном уведомлении об обязательном режиме изоляции. Именно этот документ в себе сочетает не только добровольное согласие на лечение, но и предписание о самоизоляции, обязательное для выполнения независимо от отказа его подписать или получить под роспись (которое и подписал отец школьника). Пациент при этом считается уведомленным. Согласно КоАП РФ, невыполнение в установленный срок выданного законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 40 000 рублей».

При этом, по словам юриста, в законе нет упоминаний о фактическом состоянии здоровья пациента, или же о получении его согласия под роспись.

«Подчеркиваю, что для  вступления в силу решения, ограничивающего права, достаточно факта, что предписание вынесли на основании полученных анализов, попытались вручить документ законному представителю. Дальнейший отказ от подписания документов  уже не имеет юридической силы для начала ограничения прав. В правах все равно ограничат, пока вынесенное предписание не будет отменено. Что делать, если вы не согласны с вынесенным предписанием? Строго говоря, из базы коронавирусных больных «исчезнуть» крайне сложно, проще и быстрее дождаться новых официальных положительных анализов и пойти на сдачу экзаменов в дополнительные и резервные дни. Но если родители не хотят оставлять подобную ситуацию без реакции, то можно обратиться с жалобой к Главному санитарному врачу для отмены вынесенного предписания об изоляции (но даже в этом случае, пациентам могут отказать, заявив о возможности ложноположительных анализов). Кроме того, всегда остается обращение в суд с требованием компенсации понесенного морального ущерба в связи с незаконным ограничением прав пациента», — подытожила Екатерина Скосаренко.

UPD

В Департаменте здравоохранения города Москвы прокомментировали ситуацию:

«По факту публикации в Московской газете «В Москве школьника с взаимоисключающими тестами на COVID-19 вновь не допустили к ЕГЭ» Департамент здравоохранения сообщает, что с отцом школьника неоднократно связывались для разъяснения причины, по которой было выдано постановление о необходимости соблюдения режима изоляции, однако отец не захотел общаться с медицинскими работниками.

Как уже сообщалось ранее, информация о том, что результат анализа школьника – отрицательный, не соответствует действительности. Тест методом ИФА показал повышение иммуноглобулина М. При данном показателе пациент является носителем вируса и предоставляет опасность для окружающих людей. Результаты исследования доступны в электронной медицинской карте ребенка. Также сотрудники деткой полклиники № 118 многократно пытались связаться с родителями пациента, чтобы проинформировать о результатах лабораторного обследования, однако по указанному телефону никто не отвечал. Тогда информация о пациенте была передана в поликлиническое отделение Щербинской городской больницы по месту проживания пациента. При посещении врача из Щербинской городской больницы отцу пациента были повторно даны разъяснения о том, что повышенный уровень IgM является критерием носительства вируса COVID-19, также была предоставлена информация о необходимости проведения забора биоматериала из носоглотки и ротоглотки на 8 и 10 день с даты оформления добровольного согласия на лечение на дому. Однако от проведения повторного обследования и от подписи добровольного информированного согласия на амбулаторное лечение отец ребенка отказался.

Что касается анализов, сданных в частной лаборатории, то сотрудники больницы сообщили отцу, что за качество и результаты тестов, полученных в частных лабораториях, поликлиника ответственности не несет.

По факту проведения ИФА-исследования вместо ПЦР-диагностики хотели бы отметить, что действительно школьник обратился в поликлинику с целью обследования методом ПЦР для получения допуска в спортивную школу. Однако показаний для проведения анализа ПЦР у пациента не было, поэтому ему была предложена ИФА-диагностика. Забор крови был произведён с добровольного согласия пациента.

По факту недопуска к ЕГЭ Департамент образования также ранее выступал с разъяснением. Выпускник не был допущен к сдаче ЕГЭ из-за положительного результата теста на антитела к коронавирусу. В целях безопасности проведения экзамена образовательные организации не имеют права допускать до сдачи предмета выпускников с лабораторно подтвержденным диагнозом СOVID-19».

Автор: Алексей Нилов
ТеГИ
Щербинка, не допустили до ЕГЭ, Михаил Четвериков, разбирательство
Поделиться
Похожие новости