В Москве выселяют художников из-за реновации
Депутат Мосгордумы Елена Янчук на своей странице в Facebook опубликовала пост, где рассказала о проблеме, с которой столкнулись художники в Северном Измайлово
Как ранее писал муниципальный депутат Дмитрий Барановский, в собственности Москвы находятся нежилые помещения, которые на безвозмездной основе предоставляются для работы художникам. Таких мастерских, по оценкам самих художников, в столице более тысячи. Одна из них расположена в Северном Измайлово на Щелковском шоссе, 62/59. Пятиэтажное здание в советские годы было специально спроектировано таким образом, чтобы весь верхний этаж с высокими потолками заняли мастерские, и с 1961 года здесь творят художники.
Сейчас этот дом попал под программу реновации, причем, по словам художников и депутата Елены Янчук, сроки сноса дома еще не определены, однако художники уже получили уведомление из Департамента городского имущества (его опубликовал на своей странице в «Живом Журнале» Дмитрий Барановский), где сказано, что Департамент в одностороннем порядке расторгает договор о безвозмездном пользовании и дает художникам 3 месяца и 10 дней, чтобы они освободили помещение. При этом взамен никаких помещений якобы предоставлять не предполагается. А это может означать, что художники рискуют просто оказаться на улице без возможности работать.
«Город начал выселять художников из мастерских по причине сноса домов по программе реновации первой волны. Но, похоже, помещения под мастерские в новых домах город предоставлять не собирается, то есть художников выселяют на улицу. Делается это так. Департамент имущества высылает уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования помещением в Московский союз художников. В уведомлении указано, что жилой дом включен в программу реновации и подлежит сносу, художники должны освободить помещение в течение 3-х месяцев + 10 дней. Ничего о новых помещениях не говорится, но срок на выселение уже пошел. Расчет на то, что художники громко возмущаться не будут и никто в процессе реновации не заметит, как их киданули», — комментирует ситуацию Дмитрий Барановский.
В настоящее время на пятом этаже дома на Щелковском шоссе работают 14 художников и скульпторов. Депутат Елена Янчук записала видеоролик, где побеседовала с мастерами о возникшей ситуации.
За долгую историю здесь выросло не одно поколение востребованных мастеров. Многие из них являются потомственными художниками и получили свои мастерские после родителей. Так, Яна Гаврилкевич, член Московского Союза художников рассказала, что ее отец получил мастерскую в 1980-х годах от Союза художников.
«Когда все только зарождалось, это было гораздо интереснее государству, и государство покровительствовало художникам, которые не могут существовать без поддержки, поскольку наше творчество — это не продукт, реализуемый сиюминутно. Ценность этого продукта определяется временем. И поэтому очень важно, каким бы ни было наше время сейчас, сохранить то, что было создано», — прокомментировала ситуацию Яна Гаврилкевич.
Член Московского Союза художников Ярослав Мартынов получил мастерскую в 1993 году после смерти отца, который работал здесь же. Как сообщает художник, все в мастерской делалось руками, пространство обживалось 58 лет, теперь же весь труд одним разом решили обнулить.
Алексей Спиренков, член Московского Союза художников, один из самых молодых мастеров, работающих здесь, рассказал, как он получил помещение в пользование: «Когда я претендовал на мастерскую, был серьезный отбор, выставки, конкурсы — целый сложный процесс. Буквально через 5 лет, как я здесь отработал, дом попал под программу реновации. Большая часть наших художников в возрасте, и я боюсь, что они всего этого просто не перенесут».
Мастера также рассказали, как помещения у художников постоянно отнимались, начиная с 1990-х годов. По их словам, это было точечно, локально, в основном в центре Москвы, но власти всегда предоставляли равнозначное помещение взамен, пусть и в другом районе. Сейчас же примерно 500 художников по Москве будет выселено. Как отмечают живописцы, им просто негде расположить свои работы: площадь личных квартир не позволяет хранить такое количество картин, а работа в жилых помещениях может быть просто опасна для здоровья из-за материалов, с которыми работают художники. Поэтому художники просят Департамент городского имущества и правительство Москвы предоставить им нежилые помещения для работы и хранения произведений.
Член Московского Союза художников Александр Равкин считает: «То, что творят с нами московские власти, — это запрет на профессию, даже жизненный крах, можно сказать. У нас не будет возможности работать в том деле, которому была посвящена вся жизнь. Раньше мы были кому-то нужны, сейчас — никому».
По словам Елены Янчук, она обратилась по данной ситуации к заместителю мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрею Бочкареву. Депутат считает необходимым принять распорядительные меры по пролонгации нахождения художников на занимаемой территории, а также в кратчайшие сроки обеспечить художественный коллектив новым помещением для осуществления переезда.
«Возможность одностороннего отказа ссудодателя от договора безвозмездного пользования регламентирована статьей 699 ГК РФ. Согласно нормам статьи, ссудодатель (в нашем случае это Департамент имущества Москвы) вправе расторгнуть договор безвозмездного пользования имуществом только в том случае, если он заключен на неопределенный срок. От договора, заключенного на конкретный срок, ссудодатель по общим правилам не может отказаться! Это возможно только через суд и строго по основаниям, предусмотренным 698 ГК РФ (например, если имущество используется не по назначению, передается третьим лицам или существенно ухудшается его состояние и т.п.), — рассказала в беседе с журналистом «Московской газеты» кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко. — Судя по уведомлению Департамента, направленному в студию, помещение художникам было предоставлено по срочному договору пользования, заключенному до 26.12.2025 года. Следовательно, права на односторонний отказ от исполнения договора столичные власти по ГК РФ не имеют, а договор может быть расторгнут только через суд и только по вышеуказанным юридическим основаниям. Следовательно, московские власти не вправе выселять художников в «пустоту». Ссылка в уведомлении департамента на якобы применимый в данном случае пункт договора, обязывающий ссудополучателя освободить помещения в трехмесячный срок после уведомления о сносе или реновации, не имеет юридического значения, поскольку императивный пункт закона не может «обнуляться» договором. Если договор противоречит закону, то применяется закон. Следовательно, художникам необходимо уведомить столичный департамент об отсутствии юридических оснований для освобождения помещений и предложить им, как это и положено, в судебном порядке оспорить и расторгнуть договор, поскольку об этом говорит российский Гражданский кодекс. Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности постановлением ФАС ДО от 04.03.2008 № Ф03-А51/08-1/390. В споре по договору безвозмездного пользования суд опрокинул довод ссудодателя о том, что право на отказ от договора предусмотрено самим договором и поэтому договор может быть расторгнут по желанию собственника имущества. Суд признал, что договором не может быть предусмотрено право ссудодателя на односторонний отказ от срочной сделки, и рекомендовал ссудодателю расторгнуть договор в судебном порядке, подтвердив наличие оснований, указанных п. 1 ст. 698 ГК РФ».
-
В «Московскую газету» обратились жители дома в районе Северное Измайлово по адресу Щёлковское шоссе, д. 92, ...30.11.2021 в 10:00:003909
-
Политик считает, что в Москве сложилось «двоевластие»08.08.2020 в 15:02:002946