В российской интернет-торговле началась конкуренция с продавцами из Китая
Китайские продавцы появились и стали заметны на российских маркетплейсах
Об этом сообщил «Московской газете» топ-селлер на маркетплейсах компании ЯLove Trade Юрий Ялов:
«На сайтах маркетплейсов можно заметить некачественно заполненные товарные карточки с плохим русским переводом. Но здесь китайцам будет трудно выиграть в конкурентной борьбе. Дело в том, что в России принято делать многие вещи хорошо, иногда даже слишком. Если женщина увеличивает губы — то на пол-лица, если накрывается праздничный стол, то так, что у него ножки ломятся. Товарные карточки на наших маркетплейсах максимально «вылизаны», причём в условиях жесточайшей конкуренции. А китайские продавцы привыкли работать на рынке, где у них всё купят, даже если товарная карточка будет написана с ошибками, а фото товара будет некачественным. В России так не сработает. Поэтому мы здесь пока конкуренции не видим. Однако наши селлеры всё-таки напряглись, потому что на сайтах маркетплейсов начали появляться новости на китайском языке. Видимо, маркетплейсы всё-таки смотрят в сторону КНР, для них это важный большой рынок, на который они пытаются выйти. Селлеры думают, что китайцы так или иначе начнут активность на нашем рынке, но пока не испытывают больших опасений. Единственное, чем китайцы могут давить — это ценами, потому что они осуществляют прямые продажи, без посредников. Для продавцов, которые покупают товар в Китае и потом перепродают, это может стать проблемой».
Об активности китайских продавцов на российских маркетплейсах рассказал «Московской газете» предприниматель, совладелец компании Fullfilment Павел Литвак.
— Насколько активно стали появляться на наших маркетплейсах продавцы из Китая? Какова их доля на этом рынке?
— Продавцы из Китая начали активно выходить на российские маркетплейсы с 2022 года, когда логистика и торговля между Россией и Западом усложнились. Сейчас их количество стремительно растёт, особенно на Wildberries и Ozon. Например, на Ozon число китайских продавцов в 2023 году выросло более чем в 10 раз по сравнению с предыдущим годом. По разным оценкам, их доля на рынке уже превышает 10% от всех продавцов и продолжает увеличиваться. Wildberries даже запустил специальные программы для китайских партнёров, предоставляя им льготные условия для выхода на платформу. В 2023 году маркетплейс открыл офисы в Китае, а также запустил склады в Гуанчжоу и Урумчи, что говорит о стратегическом интересе к китайскому рынку. Более того, в 2024 году прошла конференция в Китае, где маркетплейсы презентовали свои компании китайским производителям, показали условия и потенциал работы с ними.
— Насколько сильно китайские продавцы конкурируют с российскими продавцами?
— Китайские продавцы пока не создают жёсткую конкуренцию российским предпринимателям, да у них есть локальные успехи особенно в сегментах электроники, аксессуаров, детских товаров и бытовых мелочей. Основная проблема в том, что они не сильно разбираются в алгоритмах и методах продвижения. Чаще всего они нагло заимствуют контент у российских продавцов. Также они проигрывают в сроках доставки, так как не все имеют склады в России. Но они быстро учатся. Основное их преимущество — это цена: китайские производители работают без посредников, предлагая более низкие цены, чем российские, которые закупают у тех же фабрик, но через дистрибьюторов.
Второе преимущество — ассортимент: китайцы быстро поставляют уникальные и трендовые товары, намного быстрее, чем российские компании. Китайские продавцы часто готовы работать с минимальной наценкой, чтобы занять рынок, в отличие от отечественных поставщиков, вынужденных учитывать более высокие издержки. Российские продавцы сохраняют конкурентоспособность в сегменте локального производства, например, в товарах ручной работы, продуктах питания, косметике, детской одежде и обуви. Но в массовых категориях китайские игроки наращивают обороты.
— Каковы особенности взаимодействия с продавцами из Китая, их стиль работы?
— Китайские предприниматели отличаются высокой скоростью реакции на рынок и готовностью работать по минимальной марже. Быстро адаптируются к изменениям спроса и готовы оперативно менять ассортимент. Ориентированы на объём продаж, а не на долгосрочное брендирование. Многие работают под «одноразовыми» брендами, которые быстро заменяются новыми. Минимум коммуникации: китайские продавцы чаще используют готовые шаблоны общения через менеджеров и посредников.
— Какие товары они обычно продают на наших маркетплейсах?
— Электроника и гаджеты (наушники, зарядные устройства, смарт-часы, аксессуары). Одежда и обувь (фаст-фэшн, аналог AliExpress). Косметика и товары для ухода. Товары для дома и кухни. Детские игрушки и аксессуары. Автоаксессуары.
Они продают как дешёвые товары массового спроса, так и продукцию качественного сегмента.
— Помогают ли продавцы из Китая решить проблему взаиморасчётов с республикой?
— Да, но не полностью. У китайских продавцов уже налажены каналы логистики и платежей через альтернативные системы, фирмы посредники в других странах, также активно используется криптовалюта, что позволяет российским покупателям и бизнесу избежать сложностей с международными переводами. Однако есть и минусы: китайские компании не спешат работать с рублёвыми расчётами и предпочитают юани или доллары, комиссии при переводах остаются высокими из-за санкционного давления, риски замораживания переводов стали очень высокими, сроки переводов увеличились, и комиссии, конечно, тоже.
— Каковы плюсы и минусы активности китайских продавцов на российских маркетплейсах?
— Плюсы: широкий ассортимент товаров, доступные цены для покупателей, ускорение развития маркетплейсов в России, новые логистические схемы, которые могут быть полезны и российским предпринимателям. Минусы: жёсткая конкуренция, давящая на отечественный бизнес, снижение качества товаров, трудности с гарантийным обслуживанием и возвратами, выдавливание российских предпринимателей из многих категорий и ниш, отсутствие ответственности перед конечным потребителем и даже государством.
В целом, китайские продавцы становятся неизбежной частью российского e-commerce (электронная коммерция, — прим. авт.), вопрос в том, смогут ли российские предприниматели адаптироваться и найти свои конкурентные преимущества, смогут ли сделать и локализировать производства.
-
Президент США Дональд Трамп может уже в понедельник инициировать расследование в отношении Китая, заподозренного америка...12.08.2017 в 15:05:003925
-
Программу канала будет составлять медиапродукция стран-участников БРИКС.19.05.2017 в 17:44:003094
-
Китайская авиакомпания Lucky Air запускает регулярные прямые рейсы из провинции Юньнань в Москву.26.04.2017 в 09:39:003258
-
Сегодня в китайском городе Ухань завершился XII Международный фестиваль акробатического искусства.02.11.2016 в 17:41:003034
-
Оборудование будет перерабатывать около тысячи тонн морской воды для получения 700 тонн пресной....03.10.2016 в 10:45:002967
-
Мост Бэйпаньцзян высотой 565 м и длиной 1341 м возвели в одноименной долине китайской провинции Гуйчжоу, расположе...12.09.2016 в 14:13:003344