Новость общества

В Ростове-на-Дону жители и власти вопросы расселения решают через суд

В Ростове-на-Дону жители и власти вопросы расселения решают через суд

Фото © «Московская газета»

27.06.2025 в 07:06:00
149

Продолжая тему аварийного жилого фонда в регионах России, «Московская газета» выяснила, почему в Ростове-на-Дону местные власти и жители решают вопросы расселения через суд

Проблема расселения в Ростове-на-Дону

Главная проблема расселения аварийных домов в Ростове на Дону — это прежде всего отсутствие необходимого жилого фонда для переселения, сообщил «Московской газете» политолог Евгений Михайлов.

«Более 270 домов признано аварийными и более 150 домов идут под снос. Отмечу, что при губернаторе Голубеве проблема была пущена на самотёк. При этом создавались различные фонды, собиравшие под программы расселения средства, но «воз проблем и ныне там». Более того скандально известный сити-менеджер Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко, который ушел в отставку, запомнился тем, что сносил исторические постройки без статуса памятника архитектуры в центре города. Активисты призвали Минкульт России защитить старый город. На данный момент врио губернатора Юрий Слюсарь тщательно собирает обращения граждан», — рассказал политолог.

Эксперт сомневается в том, что баланс между развитием инфраструктуры Ростова-на-Дону и сохранением культурного наследия можно сохранить.

«Есть достаточно фактов, когда в угоду коммерческим структурам незаконно отрезались куски земель в историческом центре в ущерб старинным паркам и строились апартаменты», — заключил собеседник издания.

Реставрация – дорогое удовольствие

Аварийные дома в историческом центре Ростова-на-Дону подлежат не реконструкции, а реставрации, рассказал «Московской газете» политолог Дмитрий Абросимов.

«Причина этого в том, что старый город имеет культурную ценность. На реконструкцию деньги есть, но стандартный капитальный ремонт этих домов проводить нельзя. А на реставрацию город денег не выделяет. Канализационные и другие системы в этих домах не ремонтировались по 20-30 лет. Позиция властей обычно такова, что дома они признают аварийными, а жителей хотят отправить в новые микрорайоны. Но люди не хотят ни оставаться в аварийном жилье, ни ехать в новые микрорайоны, поскольку на окраинах существуют проблемы с транспортной доступностью. Единственным выходом видится то, что власти всё-таки пытаются запустить кварталы с пригодной для жизни инфраструктурой», — сказал политолог.

При этом параллельно решается вопрос с транспортными развязками в центре Ростова, рассказал политолог.

«В плане городского транспорта приоритет отдаётся автобусам. Руководители автобусных предприятий присутствуют в городской думе. Что касается трамваев, то ширина трамвайных путей в Ростове нестандартная: ещё при Союзе первые ростовские трамваи покупали в Бельгии. Московские трамваи по нашим путям ездить не могут. Компания «Синара» одно время хотела заняться нашими трамвайными путями, но сейчас об этом разговоров нет. Автомобильные дороги в центре у нас тоже старые, ширина их не менялась с дореволюционных времён. В Москве в своё время для расширения дорог сносили жилые кварталы. У Ростова средств для этого нет. И всё, опять же, упирается в неприкосновенность исторического центра. Чтобы реставрировать дома 19-го века и менять в них коммуникации, нужен федеральный инвестор, на уровне области этим никто заниматься не хочет», — заключил Дмитрий Абросимов. 

Что сеешь годами, то пожнёшь перед выборами

Проблема старого фонда в Ростове-на-Дону появилась не сегодня, рассказала «Московской газете» региональный общественно-политический деятель, помощник депутата Госдумы Татьяна Крашенникова:

«В определённый момент законодательно изменилось понимание капитального ремонта, а отрасль УК в Ростове практически не регулировалась. Управляющие компании, многие из которых были связаны с главами администрации города, запустили дома. Это привело к тому, что отремонтировать их порой уже нельзя. Переселять людей некуда, потому что бюджет города и региона не может обеспечить их качественным жильём. Маневренный фонд для временного размещения не соответствует современным требованиям. Проблема усугубляется тем, что в центре Ростова большая часть домов – это памятники архитектуры, либо объекты, находящиеся рядом с ними. Бывший глава Ростова Логвиненко пытался внедрить практику ремонта старых зданий, чтобы использовать их для бизнеса и туризма, но дело до этого не дошло». 

В рамках действующего законодательства объекты культурного наследия в Ростове-на-Дону могут реставрировать только специализированные учреждения, а их услуги могут быть раз в 20 дороже, чем услуги обычных компаний, отметила Татьяна Крашеникова.

«Лицензия на реконструкцию объектов культурного наследия стоит столько, что муниципалитетам это не по карману. При этом Ростов мог бы стать туристической Меккой на Дону, город пронизан историей становления русского купечества, казачества, торговли – наш регион был одной из ключевых точек Великого Шёлкового пути. В городе действуют экскурсии по историческому центру, но многие жители прибегают к ним же не столько для того, чтобы узнать о своих корнях, сколько для того, чтобы с ними попрощаться. В марте 2025 в центре Ростова загорелся особняк Савушкина. Был случай, когда по ошибке экскаваторщика было снесено не то здание в Кривошлыковском переулке. Бывали случаи, когда дома, ещё не являвшиеся аварийными, признавали такими в угоду застройщиков. Бывало, что людей переселяли из аварийного дома в манёвренный фонд без выкупа принадлежащего им жилья. В целом, старый фонд – одна из самых больных тем для нашего города. Здесь необходимо дорабатывать законодательство, иначе в преддверии избирательной кампании в сентябре 2025 года эта тема может стать проблемой для врио губернатора Юрия Слюсаря, вместе с медициной в регионе и мусорной реформой», — заключила помощница депутата Госдумы.

Почему власть и жители общаются через суд

Законодательство в отношении старого фонда имеет определённые изъяны, считает депутат гордумы Ростова-на-Дону Наталья Оськина. 

«В январе 2024 частично обрушился дом на улице Нариманова. Городская администрация и прокуратура склоняются к тому, чтобы все старые дома признать аварийными. Но после этого их по 3-4 года никто не расселяет, потому что отсутствует надлежащий маневренный фонд жилья, социальное жильё и средства бюджета для выплаты компенсаций. С 2017 по 2022 гг. эти дома не признавались аварийными, а потом начали признавать, но не расселять. Однако возникает ситуация, что через 3 года экспертиза об аварийном состоянии дома перестанет действовать, власти спохватываются и начинают подавать на людей в суды на принудительное выселение. Но суды становятся на сторону людей, и начинается катавасия. При этом оценка жилья, которую проводят власти, не учитывает инфляцию и остаётся на уровне 2020 года. Поэтому людям тоже приходится обращаться в суд, чтобы уже судебная экспертиза фиксировала стоимость жилья в моменте. На данный момент в городе около 200 аварийных домов. С 2022 по 2024 гг. было расселено 63 дома и выплачены компенсации их жителям из средств муниципальных, регионального и федерального бюджетов», — сообщила депутат гордумы Ростова-на-Дону.

Фальсификация истории?

Дореволюционные здания, как правило, представляют собой не только архитектурные памятники, но и важные элементы городской и национальной памяти, рассказал «Московской газете» региональный эксперт, руководитель издания «Акценты» Антон Чаблин:

«В Ростове-на-Дону, где каждый четвертый дом построен до революции, такая практика может привести к потере уникального облика города и его культурной идентичности. Снос ветхого жилья — это отдельная проблема. Безусловно, людей необходимо расселять из аварийных квартир. Но освободившиеся квадратные метры можно отдавать инвесторам под создание лофтов. Мэр Алексей Логвиненко, возможно, следовал краткосрочной стратегии, сосредоточенной на экономической выгоде от застройки освобожденных земель. Однако подобный подход игнорирует долгосрочные последствия для городской среды и качества жизни горожан. Вместо того чтобы искать инвесторов для реконструкции и адаптации старинных зданий к современным нуждам мэрия выбирает путь наименьшего сопротивления. Исторические памятники сносят. А нередко дома, в которых опасно жить, не расселяют годами. При этом чиновники в обоих случаях не заинтересованы в поиске инвесторов, которые были бы готовы вложить деньги в реновацию старой недвижимости».

В общем, ситуация в Ростове-на-Дону — это яркий пример конфликта между развитием городской инфраструктуры и сохранением культурного наследия, заключил отметил эксперт.

«Устойчивое развитие города должно основываться на уважении к его истории и культуре. Важно, чтобы и местные власти, и девелоперы осознали значимость исторических зданий не только как объектов недвижимости, но и как носителей памяти и идентичности города. В противном случае, ростовчане рискуют остаться без своего исторического облика и культурного наследия. А часть горожан будет вынуждена прозябать в опасных для жизни квартирах», — считает Антон Чаблин.

В мэрии Ростова-на-Дону и в пресс-службе губернатора Ростовской области на редакционные запросы «Московской газеты» не ответили.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Ростове-на-Дону, аварийное жилье, расселение, архитектура
Поделиться
Похожие новости