Новость общества

В Тверском районе не могут найти подрядчика на ремонт канализации из-за нюансов в госзакупке

В Тверском районе не могут найти подрядчика на ремонт канализации из-за нюансов в госзакупке

pixabay

12.05.2022 в 13:23:00
2821

«Московская газета» на примере рядового аукциона по реконструкции канализационной сети в Тверском районе столицы разобрала сильные и слабые стороны 44 Федерального закона

Так, глава муниципального округа Тверской в городе Москве Яков Якубович рассказал, почему необходимо пересматривать подходы к планированию закупочной и инвестиционной деятельности. А кандидат юридических наук, адвокат Александр Зорин напомнил про обилие дел, связанных с госзакупками.

Но сначала о предмете, с которого началось обсуждение. Это лот на реконструкцию канализационной сети в Тверском районе Москвы. Накануне выяснилось, что он «повис» в воздухе. Аукцион на сумму почти 8 млн рублей был размещён на сайте госзакупок ещё в марте, однако комиссия так и не определила победителя. Конкурс остановили по жалобе одного из участников торгов. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала его претензию. Закупка будет возобновлена, но лишь после выполнения предписания ФАС.

«Московская газета» изучила закупочные документы.

Слишком много недочётов?

«Участнику не понравилось, что заказчик указал в качестве критерия фактическое исполнение контракта на сумму не менее 30% от НМЦ контракта. В нашем случае это чуть меньше 2,4 миллиона рублей. УФАС по Москве удовлетворило эту жалобу и выдало предписание», — рассказал Яков Якубович.

Муниципальный депутат обратил внимание на ещё один нюанс в оформлении аукционной документации: адресный ориентир обозначен очень размыто — город Москва. А наименование услуг указывает лишь на то, что они проводятся в Тверском районе.

«К закупке представлены только сметные расчеты. Отсутствует проектная документация, — продолжил Якубович. — Честно говоря, я бы в этом усмотрел ограничение прозрачности закупки ввиду того, что Москва — город очень разнородный. Как и Тверской район. Работы, о которых идёт речь, могут быть связаны как с плановой реконструкцией канализационного трубопровода, так и с перекладкой сетей. Вопрос в том, почему заказчик — ГБУ «Автодороги ЦАО», а не АО «Мосводоканал», который как правило является балансодержателем систем водоотведения (канализации). Это может быть в двух случаях. Первый: ГБУ «Автодороги ЦАО» — балансодержатель канализационного трубопровода. Второй: система водоотведения относится к бесхозяйным сетям».

Якубович считает, что, как бы то ни было, в отсутствие понимания адресного ориентира и проектной (предпроектной) документации у участников закупок не может быть чёткой позиции по тому, смогут ли они выполнить соответствующие работы.

«Вероятно, эти данные скрыты для массового пользователя и открыты для участников закупок, однако достоверно это неизвестно. В отсутствие понимания, где необходимо выполнять работы, подрядчик не может в полной мере быть уверен в том, что он сможет их выполнить за сумму, менее НМЦ (начальной максимальной цены), — пояснил глава Тверского района Москвы. — Попытки сделать закупочную деятельность прозрачной еще больше её запутывают. Но это уже вопрос пересмотра норм 44-ФЗ».

Сложная процедура

Кандидат юридических наук, адвокат Александр Зорин согласен с Яковом Якубовичем в том, что 44-ФЗ несовершенен.

«В такой редакции 44-ФЗ вызывал, вызывает и будет вызывать множество вопросов, — говорит Зорин. — Я наблюдаю большое количество судебных споров, особенно по оспариванию торгов. Предприниматели недовольны, что техническое задание «подгоняют» под конкретного поставщика и с такими условиями, что другие коммерсанты не могут участвовать в аукционе».

По словам адвоката, часто документация закупки не раскрывает всех условий конкурса.

Яков Якубович в свою очередь напомнил, что изначально задачей 44 Федерального закона являлось повышение прозрачности закупочной деятельности и обеспечение конкурентной среды в государственных и муниципальных закупках.

«На сайте госзакупок не хватает полной информации о закупаемых товарах, работах и услугах. Для оценки возможности выполнения контракта этого недостаточно», — добавил депутат.

Политик предполагает, что полная информация по тому или иному лоту есть только у участников аукциона, но не у массового пользователя.

«Сами закупочные процедуры сложные, запутанные. На мой взгляд, они не повышают, а ограничивают конкуренцию, отсекая тех подрядчиков, которые не готовы составить полностью соответствующую требованиям заявку. Сразу вспоминается крылатая фраза Виктора Степановича Черномырдина про «хотели как лучше…». В попытке обеспечить расширение возможностей для конкуренции по факту их лишь сузили. Даже в примере с реконструкцией канализационной сети видно, что отсутствие адресного ориентира и проектной документации не позволяет определить, какие могут возникнуть риски. Насколько стеснены условия? Требуется ли перекрытие движения? Есть ли там другие сети? Какова геоподоснова? Требуется ли согласование с другими балансодержателями коммунальных сетей и иных линейных объектов? Вопросов очень много», — говорит Якубович.

Отсутствие синхронизации

Глава муниципального округа Тверской объяснил, что изношенность коммунально-инженерной инфраструктуры, особенно в центре столицы, крайне высокая. На это указывают и постоянно проводимые в аварийном режиме работы по замене коммуникаций, и срок, прошедший с периода индустриального домостроения, когда прокладывались сети: «В то же время инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций не синхронизированы. Отсутствует единый центр принятия решений по синхронизации сроков выполнения инвестпрограмм МОЭК, МОЭСК, ОЭК, Мосводоканала, Мосводостока, МГТС, Москоллектора, Гормоста, ГУП «Московский метрополитен», Мосгаза, ФСО, Департамента капитального ремонта и многих других балансодержателей как линейных объектов, так и территорий. В результате мы имеем ситуации, когда только что благоустроенные участки вновь разрываются в связи с реконструкцией линейных объектов».

Якубович считает, что закупки, связанные с реконструкцией линейных объектов, сильно тормозят работы. Здесь свою роль играет не только высокий износ сетей, но и сезонность, когда можно проводить реконструкцию.

«В нашем примере с канализацией в Тверском районе получается так: закупка приостановлена, подрядчик не выбран, а значит, к работам не могут приступить. Время идёт, лето очень быстро закончится. Именно по этой причине конкурсы должны проводиться заблаговременно, что в действующей системе планирования невозможно. Необходимо пересматривать подходы к планированию закупочной и инвестиционной деятельности. Возникает другая проблема: вероятный рост стоимости материалов. Но и эту проблему можно решить, заложив с запасом НМЦ либо предусмотрев пересмотр контракта при определенных условиях, которые контролирует заказчик и третья сторона. Например, банк — держатель банковской гарантии», — отметил собеседник издания.

Выход есть

Яков Якубович считает, что 44-ФЗ нужно пересмотреть в сторону либерализации. По его словам, нужно упростить возможность участия подрядчиков в закупках, предоставить возможность заказчику отказываться от ценового критерия как ключевого, сделать систему закупок более гибкой взамен на повышение прозрачности (раскрытие дополнительной информации по просьбам участников).

«Кроме того, важно пересмотреть систему планирования закупочной и инвестиционной деятельности. Планировать деятельность заранее, пересмотреть бизнес-процессы бюджетного планирования. А главное — синхронизировать все инвестиционные программы балансодержателей коммунально-инженерной инфраструктуры (КИИ), актуализировать государственную программу по развитию и реконструкции КИИ, синхронизировав все инвестпрограммы в городе, независимо от формы собственности сетей. И это задача московских властей, тем более что есть целый Департамент инвестиционной политики, для которого такая задача была бы вполне по силам», — добавил Якубович.

В этой части дискуссии Александр Зорин не согласен с главой Тверского района Москвы. Адвокат считает, что упрощать процедуру торгов по 44-ФЗ нельзя. По его мнению, в этом случае начнётся хаос, и в систему «полезут» фирмы-однодневки.

«Считаю, выход в том, чтобы улучшить информационную составляющую конкурсной документации. Это увеличит конкуренцию среди поставщиков. А что касается наказания за злоупотребления в сфере закупок для государственных нужд, то она уже — УК РФ 200.4. Санкции по ней серьёзные: внушительные штрафы, а в самом «тяжёлом» случае — лишение свободы на срок до 7 лет», — подчеркнул Зорин.

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
госзакупка, тверской район, канализация, подрядчик
Поделиться
Похожие новости