Новость общества

Вред или польза: психолог рассказал о влиянии компьютерных игр на детскую психику

Вред или польза: психолог рассказал о влиянии компьютерных игр на детскую психику

коллаж «Московской газеты»

23.08.2022 в 10:05:00
6512

«Московская газета» публикует заключительную часть исследования про феномен Хаги Ваги. Речь идёт о персонаже компьютерной игры Poppy Playtime (доступна на мобильных устройствах). На этот раз клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский рассказал, как современные забавы помогают детям выплёскивать негатив. Кроме того, поговорили с ним об играх во дворе — о том, что осталось в прошлом — прятки, казаки-разбойники, царь-горы и т.д. В мегаполисах они почти исчезли, им на смену пришёл компьютер. Обсудили, насколько это плохо, или хорошо для психики ребёнка

Игра — визуальный симулятор

В первой части собеседник «Московской газеты» подробно объяснил, что игрушки не могут оказывать негативное влияние на психику. По словам Валерия Ивановского, для ребёнка гораздо опасней любой игрушки-монстра невежественное ближайшее окружение, которое через свой архаично-синкретичный жизненный опыт существенно искажает процесс социализации ребёнка, закладывая в структуру его личности зерна будущих социально-психологических страданий.

Ещё одна важная тема — компьютерные игры.

Валерий Ивановский считает, что те из них, что основаны на применении алгоритмов дискурсивного мышления (от лат. discursus — рассуждение), являются наиболее разработанными когнитивными вербально-логическими (вид мышления, в котором используют понятие и логические конструкции, — прим. авт.) и визуальными симуляторами, которые в короткие сроки учат ребёнка зачаткам дискурсивного мышления и приемам наиболее результативного взаимодействия с реальностью.

«Играя в любую игру можно с легкостью убедиться, что она в той или иной степени схематично описывает существующую реальность: для того, чтобы достичь цели необходимо развивать навыки и умения, манипулировать с предметами, разрабатывая стратегии и придерживаться кодекса различных правил», — отметил клинический психолог.

Плюсы компьютерных игр

По мнению специалиста, у компьютерных игр есть плюс: они помогают детям выплёскивать негатив.

«Они (компьютерные игры, — прим.авт.) помогают непросто выплёскивают негатив, но и перерабатывать его, и наилучшим образом социализироваться. Я где-то читал про исследование, которое показало, что компьютерные игры улучшают криминогенную обстановку практически в два раза», — говорит Валерий Ивановский.

Действительно похожий эксперимент провели учёные Университета Йорка (Великобритания). Они изучили поведение более 3 тыс. геймеров и подтвердили, что связь между играми и агрессией есть, но вовсе не такая, как считалось раньше. Оказалось, что дети, которые больше склонны к жестокости и агрессии, чаще играют в компьютерные игры. Так они избавляются от негативных эмоций.

«Эти развлечения не только доступны, но они так же соотносятся с современными реалиями, как добывание пропитания на охоте и поход за продуктами в супермаркет. Дело в том, что с эволюционной точки зрения приобретение опыта, использование этого в качестве компьютерных игр, является в разы эффективнее и результативнее», — пояснил клинический психолог.

Игры прошлого

От современных игр — к забавам прошлых поколений.

Детский психолог и игровой терапевт Анастасия Цветкова считает, что поколение тех, кто родился в 70-х и 80-х годах удовлетворяли свой интерес к страшилкам с помощью игр во дворе (подвалы, «заброшки», стройки). Современному ребёнку эти развлечения недоступны, поэтому он выбирает других «монстров» — того же Хаги-Ваги.

В ответ на это Валерий Ивановский сказал, что такая постановка вопроса еще раз демонстрирует разницу между житейским и научным опытом: «Игры во дворе исчезли не потому, что на это повлияла чья та злая воля, а потому, что с учетом развития такая форма получения навыков взаимодействия с реальностью, получения навыков социальной коммуникаций взаимодействия является менее эффективными, чем компьютерные игры».

По словам клинического психолога, все компьютерные игры сейчас дают возможность участникам взаимодействовать и общаться.

«Игры позволяют более разнообразно взаимодействовать с предметами оцифрованного мира и получать гораздо более значимый опыт», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
Хаги Ваги, игрушки, психолог, Валерий ивановский
Поделиться
Похожие новости