Новость политики

Ближневосточная зима рискует стать ядерной

26.12.2021 в 18:11:00
2982

Россия и страны Запада пытаются охладить пыл Ирана и Израиля, грозящих друг другу войной на уничтожение

В Персидском заливе и близлежащих иранских провинциях завершаются масштабные военные учения, в которых были задействованы элитные подразделения ПВО, флота и авиации исламской республики.

Местное информагентство Fars распространило информацию о том, что в ходе манёвров ВВС Ирана отработали удар по атомному реактору, расположенному недалеко от израильского города Димона. Учебный авианалёт прошёл успешно – сообщили в Корпусе стражей исламской революции. Мишень, игравшая роль реактора, была с высокой точностью поражена баллистическими ракетами и беспилотниками. Этот учебный авиаудар стал финальным аккордом пятидневных манёвров, в ходе которых иранские военачальники даже не старались скрыть, против кого они тренируются воевать. Вместо обычной в таких случаях формулировки «условный противник» прямо назывался Израиль.

Градус напряжения сильно возрос в последние две недели после того, как министр обороны Израиля Бени Ганц во время своего визита в Вашингтон заявил, что еврейское государство готово нанести удары по иранским ядерным объектам, чтобы предотвратить производства там ядерного оружия. Появлялась даже информация о том, что Ганц якобы уже отдал приказ ЦАХАЛу готовить такую операцию.

На жёсткую риторику Израиль вынужден идти потому, что переговоры в Вене о возвращении Ирана в рамки соглашения по его ядерной программе фактически застопорились. Тегеран даже в обмен на снятие санкций не слишком стремится брать на себя, а главное выполнять обязательства по сохранению сугубо мирного назначения своего ядерного топлива. Отсутствие прогресса во время своей встречи констатировали также госсекретарь США Энтони Блинкен и новоназначенная глава МИД Германии Анналена Бербок.

«Нам понятно, что никакого прогресса нет. Из-за позиции Тегерана мы потеряли полгода, а время на исходе», — сказала госпожа Бербок. Время действительно на исходе. Аналитики утверждают, что Иран как никогда близок к созданию своей ядерной бомбы. Возможно поэтому Тегеран и затягивает переговоры, пытаясь выиграть время и довершить начатое. Но в Тель-Авиве уж точно не могут ждать. Там прекрасно знают, куда могут полететь эти ядерные бомбы, если они у Ирана появятся.

Поэтому обе стороны уже подняли ставки до предела, а крупные державы стремятся поумерить пыл не в меру разбушевавшихся ближневосточных антиподов. На Израиль, судя по косвенным признакам, пытается повлиять прежде всего Россия. 12 декабря после заявления господина Ганца стало известно об отмене визита в Израиль министра иностранных дел России Сергея Лаврова.

РФ в принципе дорожит своими отношениями с Израилем, который является одной из немногих демократических стран, неизменно поддерживающих дружеские контакты с Москвой. Поэтому отмена поездки главы российского дипломатического ведомства – серьёзный шаг, который не мог быть сделан без особой причины. В самом МИДе эту ситуацию никак не прокомментировали, сказав лишь, что визит отложен на неопределённый срок, но обязательно состоится. Однако на фоне новостей о подготовке Израиля к военной операции против Ирана сложно поверить, что у неожиданного демарша есть какая-то другая причина. В межгосударственных сношениях, важных для обеих сторон, таких совпадений не бывает.

У Москвы сложились вполне конструктивные отношения и с Тель-Авивом, и с Тегераном, и Россия явно не хотела бы, чтобы две достаточно сильные ближневосточные державы начали взаимные бомбёжки ядерных объектов. Это может привести к непредсказуемым последствиям и для российских интересов в регионе. К тому же Москва приложила немало усилий, чтобы переговоры в Вене, которые сейчас буксуют, в принципе могли возобновиться. В сентябре, когда венский процесс по обсуждению иранской ядерной программы только начинал оживать, источники «Коммерсанта» в российских дипломатических кругах сообщали, что именно благодаря посредничеству Москвы в самый напряжённый момент Тегеран посетил гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, убедивший иранские власти не чинить препятствий продолжению наблюдений за ядерными объектами с помощью видеокамер, установленных инспекторами агентства.

«Гендиректор МАГАТЭ уже не раз в трудных обстоятельствах, когда нарастала напряженность, включался в процесс в рамках своего технического мандата и помогал разрядить ситуацию. Это ему удалось в очередной раз в ходе воскресной поездки в Тегеран. Это очень позитивное развитие, оно означает, что никаких искусственных препятствий для возобновления переговоров по СВПД не будет. А был риск, что они появятся, причем очень серьезный. Это удалось предотвратить», — констатировал в те дни постпред РФ в австрийской столице Михаил Ульянов.

Теперь из-за воинственной риторики Израиля и ответного негодования Ирана все старания в том числе и российского МИДа могут обесцениться.

А на сам Иран коллективно давят западные страны. Помимо нелестных заявлений американских и немецких дипломатов своё неудовольствие милитаристскими действиями исламской республики выразила Великобритания. В ходе учений в районе Персидского залива иранцы, помимо прочего, испытывали баллистические ракеты, на что последовало резкое осуждение Лондона. «Баллистические ракеты являются угрозой для региональной и международной безопасности, их применение является вопиющим нарушением резолюции Совбеза ООН 2231, запрещающей Ирану любые действия, связанные с баллистическими ракетами, способными доставлять ядерные боеголовки», — напомнили в МИД Великобритании.

Пока непонятно, приведёт ли международное давление к отказу обеих враждующих сторон от намерений развязать войну с ядерным следом, но Израиль по-прежнему планирует весной 2022 года провести над Средиземным морем манёвры своей военной авиации, чтобы отработать рейды на дистанцию около тысячи километров. Именно столько нужно пролететь израильским самолётам, чтобы достигнуть иранских ядерных объектов. Впрочем, сами израильские военные эксперты сомневаются в возможности широкомасштабной воздушной операции ЦАХАЛа на иранской территории.

Отставные сотрудники разведки и офицеры военной авиации, опрошенные New York Times на фоне роста напряжённости в регионе, выразили мнение, что для подготовки полноценной операции по разрушению ядерной программы Ирана Израилю нужно минимум 2 года. Основная проблема – нехватка необходимых самолётов, в том числе дозаправщиков. И здесь проявляется сдерживающее влияние даже США, которые публично никак не возражают против планов Израиля. Вашингтон отказался досрочно поставить союзнику самолёты-заправщики KC-46, без которых массово бомбить территорию Ирана вряд ли возможно. А по плану поставки состоятся лишь через 4 года. В Вашингтоне явно рассчитывают, что за это время удастся найти иное, невоенное решение проблемы. Отставной генерал ВВС Израиля Релик Шафир уверен, что имеющимися ресурсами его страна не сможет уничтожить всю сеть из десятков заводов и подземных коммуникаций, составляющих ядерную инфраструктуру исламской республики. Такое под силу лишь американской авиации.

Тегеран тоже вряд ли перейдёт «красную черту» и будет напролом идти к созданию ядерной бомбы, если там почувствуют, что последствия могут быть неприемлемо негативными. Пока звучат лишь угрозы нанести удар по каким-либо объектам в Израиле, Вашингтон напрямую не вмешивается в конфликт. Но если подобное нападение Иран себе действительно позволит, американцы в стороне, вероятно, не останутся. И опасения столкнуться с сильнейшей армией мира наверняка умеряет решимость иранского руководства. Сегодняшнее обострение – действительно одно из опаснейших за последние десятилетия со времён исламской революции 1979 года и захвата американских дипломатов в заложники в Тегеране. Однако до реальной большой ближневосточной войны дело вряд ли дойдёт. Слишком высока будет цена не только для самих её потенциальных участников, но и для всего региона, где тесно переплелись российские, европейские и американские интересы.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
иран, израиль, россия, запад
Поделиться
Похожие новости