Новость политики

Чем Москва может ответить на явную нелояльность Казахстана

Чем Москва может ответить на явную нелояльность Казахстана

коллаж «Московской газеты»

19.06.2022 в 00:28:00
56267

Казахский лидер Касым-Жомарт Токаев в последние дни стал одним из основных ньюсмейкеров политической части ПМЭФ. На Петербургский форум президент Казахстана, приехал, чем вроде бы продемонстрировал верность союзническим отношениям с подсанкционной Россией. Но если собрать все его последние действия и слова, кажется, что для Кремля было бы лучше, если бы друг Токаев остался дома

Накануне появилась информация о том, что президент Токаев отказался принять орден Александра Невского, которым его за заслуги в развитии двусторонних отношений собиралась наградить российская сторона. Сперва эти сведения появились в казахстанских СМИ, и их можно было бы счесть слухами. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что никаким орденом награждать Токаева и не собирались. Для сохранения лица российских коллег в Ак-Орде могли бы промолчать или согласиться с версией Пескова, но не сложилось. Пресс-служба главы Казахстана подтвердила, что награждать всё-таки собирались, а Токаев отказался принять награду. В Нур-Султане вроде бы дипломатично объяснили, что господин президент решил не принимать никаких орденов до окончания своего срока полномочий. Мол, это всего лишь скромность, а не демарш в адрес российского руководства. 

Однако и без перипетий с орденами Касым-Жомарт Токаев за последние дни наговорил достаточно, можно сказать, неприятных для Москвы вещей. В российских властных кругах даже поспорили, как к этому стоит относиться. Сперва в интервью госканалу «Россия-24» президент Казахстана недвусмысленно заявил, что его страна будет соблюдать все санкционные меры, которые введены западными странами против России. 

«Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики», — пояснил казахстанский лидер, выразив надежду, что Россия и сама справится с давлением.

Также, Токаев сообщил, что в Казахстане создана комиссия для возвращения в государственную собственность активов, которые были приватизированы незаконно: «Такие активы возвращаются в лоно государства. Я абсолютно далёк от мысли «отобрать и поделить». Всё, что мною сделано, законно».

Он добавил, что Нур-Султан не отказывается от союзнических отношений с Москвой, хотя в свете предыдущего заявления это и прозвучало не слишком убедительно. А затем прямо во время своего выступления на площадке ПМЭФ, где находился и президент РФ Владимир Путин, Токаев ещё раз официально подтвердил проведение Казахстаном независимого внешнеполитического курса без оглядки на желания Москвы. 

Токаев заявил, что Казахстан не признаёт независимость Тайваня, Косова, Южной Осетии и Абхазии.

«…И, по всей видимости, этот принцип будет применен и в отношении квазигосударственных территорий, коими, на наш взгляд, являются Луганск и Донецк», — добавил он, отвечая на вопрос модератора Маргариты Симоньян.

Отечественные эксперты и представители власти прокомментировали это заявление. Так, публицист Игорь Друзь заметил, что в текущих условиях невозможно и быть союзником России, и соблюдать антироссийские санкции, а упрямое следование многовекторной политике может привести Токаева к плачевному финалу. Кроме всего прочего, лидеру Казахстана заочно припомнили отказ от военного парада 9 мая, назвав это демонстрацией отдаления от России.

Не смогли промолчать и в Госдуме. Зампред комитета ГД по делам СНГ Константин Затулин назвал слова Токаева вызовом российскому президенту и некорректным поведением. 

«Мы везде и всюду, и в отношении Украины в том числе, говорим: если у нас дружба, сотрудничество и партнерство, то тогда никакие территориальные вопросы не поднимаются. А если этого нет, то все возможно. Как в случае с Украиной», — заявил депутат, напомнив, что в Казахстане тоже есть области с преимущественно русским населением. 

Депутат Госдумы прошлого созыва, политик и академик РАН Геннадий Онищенко уличилТокаева в неблагодарности за то, что Россия в январе 2022 года «спасла его жизнь и государственность» в ходе беспорядков. Онищенко добавил, что на территории Казахстана якобы действуют американские военные биолаборатории. 

Наконец, из российских властных кругов прозвучали примирительные голоса. Секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак резко дезавуировал намёк Затулина на некие территориальные претензии к Казахстану. Турчак напомнил, что внешней политикой в РФ занимаются президент и МИД, а Затулину посоветовал не выходить за рамки своей компетенции и укреплять добрососедские отношения в рамках СНГ, оставив при себе провокационные заявления. На этой здравой рекомендации словесный конфликт можно было бы завершить. Но Москву, по всей видимости, раздражает подчёркнутая самостоятельность Казахстана по чувствительным для РФ вопросам. И неизвестно, сколько ещё Кремль готов поддерживать внешнюю иллюзию союзничества двух стран, довольствуясь лишь тем уровнем сотрудничества, который Казахстан готов обеспечивать с учётом своих многовекторных интересов. 

О том, что такие отношения нельзя назвать союзническими, говорят аналитики. Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров отметил, что позиция Казахстана не соответствует даже уровню обычного партнёрства, не говоря о союзничестве. Эксперт напомнил, что Китай и Индия, которые формально не являются политическими союзниками РФ, на государственном уровне не заявляли о соблюдении антироссийских санкций, оставив этот вопрос на усмотрение каждой отдельной компании, а Токаев заявил именно о государственной поддержке санкционного режима. Аналитики полагают, что соблюдение антироссийских санкций несовместимо с членством в ЕАЭС и ОДКБ, поэтому Казахстану в скором времени придётся делать выбор, на какой стороне противостояния он окажется. Варианта «и нашим, и вашим», похоже, в арсенале не остаётся.

При этом российская сторона, судя по всему, демарши Казахстана без ответа не оставляет, предпринимая определённые непубличные действия. В частности, по странному совпадению именно в эти дни экспорт казахстанской нефти через порт Новороссийска оказался затруднён. Большую часть топлива на западные рынки страна экспортирует через трубопровод Каспийского консорциума, перегружая нефть на морские суда в Новороссийске. Труба уже была повреждена штормом несколько месяцев назад, а теперь в близлежащей акватории, по официальной версии, обнаружились боеприпасы времён Второй мировой, из-за чего транзит нефти через порт в отдельные дни прекращается полностью для разминирования морского дна. Впрочем, в самом Казахстане нефтяники откровенно говорят, что из-за санкций экспорт нефти через РФ становится менее выгодным, и надо бы переориентировать потоки на Транскаспийский нефтепровод, идущий через Азербайджан в обход России. Также Россия ещё с прошлого года не стала включать территорию Казахстана в свой транспортный проект под условным наименованием Алтайский коридор, в рамках которого должна быть построена скоростная автотрасса в Китай. Географически построить дорогу через Казахстан было бы значительно удобнее и дешевле, но в планах магистраль протянется до участка российско-китайской границы, минуя Казахстан. Комментаторы прямо связывали такое, на первый взгляд нерациональное, решение с опасениями по поводу возможного изменения политики Казахстана на недружественную. 

Наконец, не получили внятных объяснений контакты российского руководства с представителями прежней казахстанской власти, смещённой по итогам январских беспорядков. 12 июня в Москву на встречу с Путиным прибыл экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По официальной версии, он просто прилетел поздравить Путина с Днём России и пожелать здоровья президенту РФ. Кстати, официальной поздравительной телеграммы от действующего главы Казахстана в этом году не последовало. 

Доктор исторических наук, профессор Александр Кобринский считает, что реальной целью визита может быть попытка заручиться гарантиями безопасности от российского президента для себя лично, своих родственников и накопленной за годы власти собственности. В самом Казахстане после январских событий клан Назарбаева был отстранён от управления, часть его приближённых оказалась под следствием, а положение самого бывшего Елбасы стало очень шатким. Местные и российские эксперты также не исключают, что Назарбаеву по протекции Путина может быть предоставлена какая-то должность в региональных структурах, тем самым экс-лидер может быть хотя бы частично возвращён в политику. Но тогда он может восприниматься казахстанской властью как противовес, поддерживаемый Россией в ущерб власти и авторитету Токаева. 

Одним словом, Казахстан сегодня даёт понять, что по доброй воле отказываться от своей самостоятельности и полностью идти в фарватере российской внешней политики он не намерен. А вот чем на это может всерьёз ответить Москва – пока неясно.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Казахстан, Россия, Владимир Путин, Касым-Жомарт Токаев
Поделиться
Похожие новости