Новость политики

Эксперты рассказали, от чего зависит интенсивность применения реагентов на дорогах

Эксперты рассказали, от чего зависит интенсивность применения реагентов на дорогах

Фото © «Московская газета»

23.01.2023 в 08:15:00
3846

«Московская газета» попыталась разобраться, насколько эффективны и экологичны реагенты для таяния снега и льда, применяемые в Москве и Санкт-Петербурге

Читатели издания отмечают, такое ощущение, что зимой 2022-2023 гг в столице применяются особенно «едкие» противоснежные и противогололёдные смеси: от соляных разводов страдает и одежда, и автомобили. «Московская газета» обсудила ситуацию со специалистами и связалась с крупным производителем реагентов.

В реагентах есть промышленные отходы?

В производстве противогололедных реагентов стали применять производственные отходы, рассказал «Московской газете» химик Дмитрий Мустафин.

«В качестве противогололедного материала могут быть использованы отходы от переработки рудного сырья. Там действительно присутствуют различные соли, способствующие таянию снега и льда. В этих примесях так же может содержаться радиоактивный калий, но его доля весьма мала, для того чтобы представлять радиационную опасность. Негативное воздействие от этих веществ могут испытывать животные и растения, содержащиеся в них вещества могут влиять на обувь и одежду, на кузов автомобиля, подвергая его коррозии», — рассказал химик.

Ещё с «лужковских» времён для производства противоснежных и противогололёдных реагентов стали применять карбамиды, отметил собеседник издания.

«По сути, карбамиды – это мочевина, в небольших объёмах она совершенно безвредна, в больших – вопрос более сложный. Применяли при Лужкове и более качественный для борьбы с гололёдом ингредиент – мраморную крошку, которую используют в Европе, но делали это не совсем толково: после использования мраморную крошку надо собирать, чтобы использовать снова, для этого в Европе устанавливают в водостоках специальные ловушки – у нас такой практики нет, поэтому крошку тратили бестолково и впоследствии перестали её применять», — рассказал Дмитрий Мустафин.

В производственных отвалах действительно могут содержаться соли, которые применяются в производстве реагентов, сказал «Московской газете» эколог Роман Пукалов.

«Но у отходов может быть очень сложный химический состав, и для производства реагентов могут применяться только определённые отходы, — отметил эксперт. — В любом случае, солевой раствор заведомо опасен для растений. Поэтому эти реагенты можно применять на дорогах, на федеральных трассах, там их можно посыпать в умеренных количествах, но во дворах, на придомовых территориях мы этого делать не рекомендуем, они убивают микроорганизмы в почве, и здесь проще обойтись песком. Каких-то изменений по поставкам реагентов в Москву в этом году не наблюдалось, не думаю, что сейчас от них больше негативного эффекта, чем прежде».

«Состав реагентов, наиболее широко используемых в Москве и Санкт-Петербурге, известен: это в основном калийно-кальциевые магний- и хлорсодержащие составы, — сообщил «Московской газете» эколог Дмитрий Левашов (Нижний Новгород). — В производстве этих реагентов могут использоваться отходы производства Березниковско-Соликамского промышленного узла. Основной состав реагентов – хлористый кальций, хлористый кальций модифицированный, магний. Насчёт тяжёлых металлов сказать трудно. Незначительные количества токсичных металлов будут находиться в любой породе или в любых отходах. При масштабной посыпке данных реагентов не только засоляются сами почвы в местах их использования, остатки реагентов разносятся с песком по газонам. Если сами газоны засыпаются реагентами, то кустарники в первую очередь и цветники на газонах погибают. Отдельная тема – причинение вреда домашним животным (в первую очередь, собакам). В Нижнем Новгороде применять эти реагенты стали совсем недавно, если говорить о масштабном использовании на улицах, а не только на территории нижегородского Кремля».

Выжженная почва и загрязнения в Санкт-Петербурге

О проблемах из-за противоснежных реагентов в северной столице «Московской газете» рассказал председатель правления Санкт-Петербургского Экологического союза Семён Гордышевский:

«Традиционно, ещё с дореволюционных времён для уборки снега и льда применяется соль. Обычная каменная соль, природная, стоит совсем недорого. Периодически проводятся эксперименты с другими реагентами, но они – более дорогие. Отходы рудного производства могут применяться в производстве реагентов, особенно если они содержат какие-то соли. При реакции соли со снегом выделяется тепло, и снег тает. Образуется солевой раствор, имеющий гораздо более низкую температуру замерзания, чем 0 градусов по Цельсию. Поэтому мы видим на тротуарах, дорогах соляную жижу. Когда она высыхает, от неё и проступают соляные разводы на одежде. Массовое применение соли на улицах города приводит к засаливанию почв. Вместе с талым снегом соль стекает на обочины и в канализацию».

В Санкт-Петербурге для борьбы со снегом и гололёдом применяется очень много соли, говорит эксперт. 

«Мы в своё время сумели добиться с помощью Законодательного собрания Санкт-Петербурга V созыва, тогда, кстати, во главе городской Комиссии по экологии был депутат-профессор, доктор технических наук, резкого сокращения применения соли – на 90%. До 2016 года заготавливалось 100 тыс. тонн для уборки улиц Санкт-Петербурга, а в 2016-и было заготовлено всего 10 тыс. тонн. Но эта практика была прекращена, и в Санкт-Петербурге опять вернулись к полномасштабному применению соли: в 2021 году снова было заготовлено 100 тыс. тонн», — говорит Семён Гордышевский.

Чем хуже обстоят дела с уборкой снега, чем меньше дворников, техники, тем больше нужно соли?

«Да, в этом есть логика, — отметил собеседник издания. — Для уборки снега коммунальным службам надо прикладывать много усилий: надо, чтобы работала малая техника для тротуаров, а этой техники всегда немного, её надо поддерживать в пригодном для эксплуатации состоянии, надо соблюдать график уборки снега. Если вовремя не убирать снег на тротуарах, он натаптывается, и образуется наледь, которую надо разрушать механически, из-за чего разрушается и дорожное покрытие. В регламенте городской уборки Санкт-Петербурга оговариваются сроки уборки после начала снегопада: тротуары с интенсивным движением надо убирать в течение часа после того, как закончился снегопад. Если соблюдать эту меру, соль применять не потребуется. Можно использовать небольшое количество песка. В Финляндии применяется мелкая гранитная крошка. А у нас улицы в основном посыпают солью в больших количествах, чтобы экономить на затратах по уборке улиц. Но экологический ущерб может значительно превышать эти затраты».

В Санкт-Петербурге солевые реагенты приводят не только к тем же проблемам, что и в остальных регионах, но и к ещё одной, специфической и весьма серьёзной, сообщил эколог:

«Солевые растворы попадают в канализацию и идут на очистные сооружения. В Санкт-Петербурге в конце 90-ых город выбрали в качестве способа обращения с осадками очистных сооружений их сжигание. В Москве и других городах часть осадка сбраживается в метан при невысокой температуре и сжигается, а минеральная часть складируется. А в Санкт-Петербурге – вся таблица Менделеева – огромное количество бытовой химии и особенно хлора. А соли всегда содержат хлор. При сжигании хлора и органики образуются диоксины, идущие в атмосферный воздух. Это очень опасные вещества. С 90-ых годов в Петербурге наблюдается резкий рост заболеваемости в сравнении с Москвой. Впрочем, по онкологии, детской онкологии, врождённым аномалиям, заболеваниям органов дыхания у нас показатели были лучше московских, но в последние годы ситуация меняется».

Мнение автоэксперта

Реагенты зимой безусловно добавляют хлопот автомобилистам, и их применение из года в год вызывает много споров, сказала «Московской газете» координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова.

«Не очень понятно зачем разводить грязь и месиво на дороге, когда ее можно почистить и посыпать песком, если уж на улице гололед. В Финляндии заснеженные дороги и вовсе укатывают грейдером, есть такая практика, и на ту же аварийность у них это никак не влияет в негативную сторону. Кроме того, что реагент токсичен, от него страдает обувь, портится железо – машины более подвержены ржавчине, особенно это видно по порогам наших стареньких авто, можете обратить внимание на дороге. Конечно, совет мыть авто почаще помогает, но тут многое зависит от качества мойки, можно попасть на такую, где тебе по всей машине развезут эти недомытые частицы реагента, и на кузове останутся белые разводы. Лично мое мнение – от реагентов больше вреда, чем пользы, а колоссальные траты на них – не оправданы», — отметила эксперт.

Всё чисто, проблема только в использовании, считает производитель

На Уральском заводе противогололёдных материалов — предприятии, поставляющем эти материалы для уборки улиц в Москву, — «Московской газете» ответили, что отходы Березниковско-Соликамского промышленного узла в производстве реагентов не используют и заверили в предельной экологичности и безопасности продукции.

«На УЗПМ разработано более 30 рецептур для различных климатических условий и областей применения, при этом каждая рецептура проходит испытания в лабораториях Роспотребнадзора, — сказали на предприятии. — В изготовлении противогололедных материалов УЗПМ не используются никакие отходы производства Березниковско-Соликамского промышленного узла. Более того, противогололедные материалы относятся к 4-му классу опасности по пятибалльной шкале. 4-й класс означает «малоопасные», и это самый низкий класс среди противогололедных материалов, к такому же классу относится ряд пищевых продуктов. Как уже упоминалось ранее, в основе ПГМ – даже не техническая, а пищевая соль».

Требования к зимнему содержанию дорог в городах очень высокие, они касаются как скорости плавления снега и льда, так и экологической безопасности, отметили на предприятии.

«Противогололедный материал УЗПМ состоит из природных солей — минеральных элементов — и безопасен для использования при применении в соответствии с инструкцией. В составе противогололедных материалов – хлорид натрия (основа пищевой соли), хлорид кальция (присутствует в большинстве молочных продуктов), биофильная добавка и ингибитор коррозии. В материалы для тротуаров также добавляется мраморная крошка. УЗПМ изготавливает свою продукцию по уникальной технологии «Единая гранула» – все частицы, входящие в состав продукта, компонуются таким образом, чтобы в каждой грануле готового материала содержалось одинаковое количество компонентов, что в дальнейшем дает равномерное воздействие на обрабатываемую поверхность дорог. Внешняя оболочка гранулы состоит из хлористого кальция, который мгновенно вступает в реакцию со льдом, сопровождающуюся выделением тепла. Так гранула проникает вглубь структуры льда и доходит до основания ледяной корки. Ядро гранулы состоит из хлорида натрия с ингибирующими коррозионное воздействие добавками и биофильными элементами, и отвечает за преобразование льда в раствор. Насыщенный соляной раствор отслаивает наледь от дорожного полотна. Лед теряет свою кристаллическую структуру, размягчается, становится рыхлым, и снегоуборочная техника может легко удалить образовавшуюся рыхлую снежно-ледовую массу», – рассказал производитель реагентов.

Противогололедные материалы УЗПМ соответствуют требованиями, предъявляемыми к экологической безопасности и качеству продукции, подчеркнули на предприятии.

«В 2022 г. «Уральский завод противогололедных материалов» получил сертификаты соответствия требованиям ГОСТ Р 58427-2020 на противогололедные материалы (ПГМ). Сертификаты соответствия на подобную продукцию были выданы в Национальной системе сертификации в Российской Федерации впервые. Успешную процедуру сертификации в Национальной системе сертификации прошли твердые, комбинированные и двухфазные средства борьбы против скользкости», — сообщили в УЗПМ.

Также на предприятии заверили, что реагенты не опасны для домашних животных и наносят минимальный вред автомобилям.

«С животными как правило передвигаются по тротуарам, для зимней уборки которых применяются противогололедные материалы с добавлением мраморной крошки. Мраморная крошка состоит из карбоната кальция, т.е. фактически из основного компонента мела – ракушек и яичной скорлупы. Такая крошка не обладает способностью плавить снег и не может «разъесть» что-либо. Остальные составляющие ПГМ — соли, не опаснее тех, что можно найти в любом кухонном шкафу, и не вызывают химических ожогов. Противогололедные реагенты уральского завода протестированы на безопасность в научно-исследовательской лаборатории. Зоозащитникам можно не беспокоиться – ни одно животное не пострадало, никто из подопытных млекопитающих не получил ни аллергии, ни раздражений на коже. Как для домашних животных, так и для людей, реагенты безвредны. Зимой для лап животных опасность представляют холодные лужи. Лапы, как и положено у млекопитающих, горячие и, попадая в уже растопленный реагентами снег, т.е. в ледяную жижу, могут получить термический ожог. Как и на обледенелом асфальте или тротуарной плитке, как и летом на раскаленном асфальте или песке. Если же на лапах питомца уже имеются ранки или трещинки, попавшие на поврежденные подушечки песок или соль, могут вызвать раздражение и воспаление. Поэтому лапы животного после прогулки нужно мыть и зимой, и летом. Кроме того, новый ГОСТ, о котором написано выше, предъявляет высокие требования к современным реагентам в вопросах экологичности и коррозионной активности, вдвое ужесточая требование по воздействию на металлические элементы городской среды. Т.е. антикоррозийные компоненты в уральских реагентах уменьшают разрушающее воздействие не только на автомобили, но и на металлические опоры или дорожные отбойники. При этом средства борьбы с гололедом, применяемые на пешеходных зонах, не оказывают воздействие на кожу обуви и должны быть гипоаллергенными. В целях снижения запыленности в городах, новый стандарт ужесточил даже требования к размерам гранул мелкой фракции, которыми зимой обрабатывают дороги», — рассказали в УЗПМ.

Во дворах и придомовых территориях применяются противогололедные материалы для тротуаров, отметили на предприятии: «Качество подтверждено экспертами 25-го Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» — продукция Уральского завода противогололедных материалов стала победителем федерального этапа конкурса в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Экспертная комиссия отметила многокомпонентные экологичные средства против зимней скользкости «Бионорд универсальный» и «Бионорд тротуары». Согласно положению конкурса в течение двух лет эта продукция может маркироваться знаком «Сто лучших товаров России» на паспортах качества. Эффективность применения материалов подтверждается статистикой – зимняя аварийность на дорогах снижается до 30%, а гололедный травматизм в городах – до 50%».

Возможное негативное воздействие противогололедных материалов — независимо от их состава — зависит, в первую очередь, от соответствия правилам применения и от концентрации, считает производитель реагентов.

«При этом, если сравнивать использование многокомпонентного реагента, галита или пескосоляной смеси, то влияние реагента будет значительно ниже. Это доказывают многолетние исследования государственного научно-исследовательского института сельского хозяйства в Санкт-Петербурге, изучавшего влияние разных видов противогололедных материалов на уровень засоления почв. При соблюдении правил технологии зимней уборки с использованием многокомпонентных ПГМ постепенно происходит восстановление почв за счет биофильных добавок в составе реагентов. Например, в Москве до 2010 года применялась техническая соль (3-й класс опасности – «умеренно опасно»), и количество газонов с засоленными почвами вдоль дорог превышало 70%. После перехода в 2011 году на многокомпонентные реагенты Государственный экологический мониторинг фиксировал за 10 лет снижение в три раза уровня засоления почв, а количество газонов с незасоленными почвами увеличилось до 97%. Интенсивность применения реагентов зависит от погодных условий», — сказали в руководстве УЗПМ.

«Наиболее эффективна превентивная обработка дорог многокомпонентным реагентом. Если делать это до появления снега и заморозков, то расход материала будет минимальным, а дорожным службам нужно будет только смести талый снег, — пояснил собеседник издания. — Для этого дорожники должны отслеживать переход температуры через нулевую отметку и начинать обработку до выпадения осадков. Такой метод позволяет избежать появления луж, грязной снежной каши и к тому же экономит средства. При использовании ПГМ по факту выпадения снега и образования наледи важно соблюдать правила обработки поверхности дорог и последующей уборки. Сначала дорожное полотно очищается от рыхлого снега, затем применяется реагент, норма расхода которого зависит от температуры и интенсивности осадков, и после этого в течение трех часов необходимо смести с дороги остатки расплавленной снежно-ледовой массы».

Текущая экономическая ситуация безусловно влияет на всех участников производственного сектора экономики страны, признались в руководстве Уральского завода противогололедных материалов:

«В частности, удлинение логистических цепочек повлияло на стоимость отдельных сырьевых компонентов, которые вынужденно импортируются, и повысило себестоимость ПГМ в 2022 году».

«Московская газета» направила редакционный запрос в Департамент ЖКХ города Москвы с вопросами о качестве уборки городских улиц и всех аспектах применения реагентов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
реагенты, противогололедные реагенты, ЖКХ, Москва
Поделиться
Похожие новости