Новость политики

Как вступление Швеции в НАТО становится новой реальностью

Как вступление Швеции в НАТО становится новой реальностью

Фото © «Московская газета»

26.06.2023 в 21:19:00
4028

Генсек НАТО Йенс Столтенберг сегодня сообщил, что вскоре в Брюсселе пройдёт внеплановая встреча между представителями Североатлантического альянса, Турции и Швеции по поводу принятия Швеции в НАТО. Консультации должны пройти до саммита альянса в Вильнюсе, который запланирован на 11-12 июля

Напомним, Финляндия и Швеция в мае прошлого года решили отказаться от многолетней нейтральности и одновременно подали заявки на вступление в НАТО. Стокгольм и Хельсинки рассчитывали также совместно пройти весь путь до полноценного членства, однако в эти планы вмешалось турецкое вето. Пользуясь тем, что в альянсе действует принцип консенсуса, и новые члены должны получить одобрение всех действующих государств-участников, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил заодно продвинуть собственные интересы. Он выдвинул североевропейским странам несколько условий, среди которых главным стало признание Рабочей партии Курдистана террористической организацией и выдача турецкому правосудию всех лиц, которые нашли убежище в Финляндии и Швеции, а на родине подозреваются в терроризме.

Финнам сравнительно быстро удалось преодолеть разногласия, и 4 апреля 2023 года республика официально стала 31-м членом НАТО. А вот со Швецией процесс несколько затянулся. Причиной тому стала в том числе акция ультраправых активистов в Стокгольме, которые публично сожгли Коран. В Анкаре сочли, что шведские власти несут ответственность за эту антиисламскую акцию, и отказались далее вести переговоры о приёме Швеции в НАТО.

Многие аналитики отмечали, что сожжение Корана и требования выдать курдских активистов во многом являлись для Турции лишь публичным поводом, позволяющим затягивать переговоры по поводу вступления Швеции. Политолог Александр Асафов предполагал, что данная проблема стала предметом политического торга, посредством которого Анкара пытается получить для себя определённые преференции, в том числе, вероятно, экономического характера. Эксперт констатировал, что для альянса принятие Швеции стало принципиально важным, а скорость завершения переговоров зависит от того, что именно просит Турция за своё согласие.

Ещё сравнительно недавно популярным было представление о том, что Швеции предстоит достаточно долгий процесс вступления. Так, профессор Лундского университета, глава Транснационального фонда мира и исследования будущего Ян Оберг выражал уверенность в том, что процесс затянется в том числе из-за неподготовленности самой Швеции. Однако после того, как в Турции победой Эрдогана завершились президентские выборы, стало заметно стремление сторон форсировать события. Генсек альянса Йенс Столтенберг в начале июня констатировал, что Стокгольм выполнил все условия и имеет право присоединиться к блоку. С заявлением о том, что принятие Швеции произойдёт ещё до вильнюсского саммита, выступил и госсекретарь США Энтони Блинкен. Эти же сроки подтвердил премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре. Однако куда более важным выглядит явное смягчение риторики турецкого руководства. Если ранее Эрдоган заявлял, что шведам не стоит и мечтать о членстве в НАТО, то в начале июня министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу написал, что Швеции необходимо выполнять взятые на себя обязательства по борьбе с терроризмом, а всё остальное приложится.

Замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов пояснил, что одномоментное объявление о согласии принять Швецию в НАТО со стороны Анкары выглядело бы чересчур резким изменением позиции. Поэтому риторика будет меняться постепенно. Кроме того, не исключено, что все условия сделки ещё окончательно не согласованы. Однако общий вектор понятен, и вероятность того, что Турция объявит о снятии вето на вильнюсском саммите, достаточно велика. По словам Суслова, среди уступок, которые Эрдоган хотел бы получить от Запада в обмен на своё согласие на шведское членство, можно отметить экономическую помощь Турции после катастрофического землетрясения, поставки американских истребителей F-16 вкупе с сохранением на вооружении российских систем ПВО С-400 и обещание не вводить слишком жёсткие вторичные санкции против турецких компаний за торговлю с РФ. Эрдоган после победы на выборах не заинтересован ни в ухудшении отношений с Западом, ни тем более в выходе Турции из НАТО, поскольку Анкара нуждается в экономической и военно-технической поддержке со стороны своих партнёров.

Сохраняется вероятность того, что к июльскому саммиту, до которого осталось чуть больше двух недель, уладить все детали не удастся. Если учесть, что несколько высокопоставленных лиц уже пообещали решить вопрос к саммиту, это стало бы определённым символическим провалом, но с военно-стратегической точки зрения альянс ничего не потеряет. Ведь та же Финляндия спокойно вступила в НАТО вне рамок какого-то масштабного саммита с участием всех стран-членов, в рутинном порядке. Финляндия, которая лишь несколько месяцев назад стала членом Североатлантического альянса, уже рассматривает планы своего военного развития. Так, в правящей Национальной коалиционной партии обсуждают вопрос разрыва международного соглашения, установившего демилитаризованный статус Аландских островов.

Между тем, вступление Швеции в НАТО вызывает протесты в шведском обществе. Так, во втором по величине городе королевства, Гетеборге, в апреле прошла акция протеста, участники которой выразили свое несогласие с политикой официального Стокгольма. Акция в Гетеборге была столь многолюдной, что повлияла на движение транспорта в городе с полумиллионным населением.

«Жители города выразили протест против членства своей страны в НАТО и совместных военных учений «Аврора-2023», проходящих сейчас в Швеции. Похоже, не до всех дошла пропаганда, изобильно льющаяся на шведов из местных СМИ», — сообщала KP.RU генеральный консул Российской Федерации в Гётеборге Анастасия Федорова.

ТеГИ
нато, швеция, политика
Поделиться
Похожие новости