Новость политики

Между вирусом и Конституцией: шах для Путина

Между вирусом и Конституцией: шах для Путина

https://www.clarin.com

08.05.2020 в 16:46:00
7011

Сможет ли Кремль «вырулить» из ситуации с рухнувшей экономикой и стремительно нарастающим недовольством граждан?

Деньги есть, да не про вашу честь

Коронавирус поделил российскую жизнь на «до» и «после» пандемии. Впрочем, говорить «после» пока еще рано. В Москве по сравнению с прошлой неделей суточное число заболевших выросло почти вдвое. За истекшие сутки в столице выявлено 6703 случая заражения COVID-19. По регионам ситуация разная: где-то лучше, где-то хуже. Но речи о победе над вирусом там тоже не ведется. А вот докороновирусная реальность с худо-бедно функционировавшим бизнесом и гражданами, получающими невысокую, но стабильную зарплату, на которую, по крайней мере, можно было держаться на плаву, сегодня многими вспоминается как благословенные времена. Все действительно познается в сравнении, для которого появился очень невеселый повод. 

В общем-то, и до пандемии россияне были не сильно довольны экономической ситуацией в стране и поведением элит, но удар по карману, который нанес вирус, борьба с ним в условиях «оптимизированного» здравоохранения и сегодняшней социально-политической и экономической ситуации только усилили градус общественного раздражения. Бонусом к этому всему отдельные представители политического истеблишмента «подливают масла в огонь» своими скандальными заявлениями, о том, кому можно путешествовать за рубеж, а кому нет. Услышав эти заявления, хочется вслед за Милюковым спросить: «Что это — глупость или измена?» Слово «глупость» при этом сильно тянет заменить словом «идиотизм».

Оппозиция предлагает раздать деньги населению по примеру Европейских стран и США, представители власти несколько раз заявляют, что делать этого не будут. Еще одна капля в чашу растущего недовольства. Похоже, что идея «вертолетных» денег у основной массы населения непопулярной быть не может, тем более, когда в основе этой идеи лежит понятная и простая миллионам россиян логика и классическое противопоставление «мы — они». Складывается впечатление, что у народа деньги кончаются, а власть уселась на мешках и не хочет делиться с населением.

С широко закрытыми глазами

Расчет несистемщиков сделан абсолютно безошибочно и грозит Кремлю полным контролем над повесткой. А тут еще и исследование «Левада-Центра», согласно которому рейтинг одобрения деятельности Путина опустился до рекордно низкого уровня. Реакция власти на опрос социологической службы была, скажем так, не лучшей из возможных: «Мы не доверяем опросам Левады, который использует разные методики. Есть и «другие опросы, которые дают иную картину».

Под другими опросами пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, вероятно, имел в виду исследования ВЦИОМ, изменившего методику измерения президентского рейтинга в мае прошло года после рекордно низких результатов доверия Путину в 31,7%. За сдержанной формулировкой путинского пресс-секретаря «не склонны доверять» прослеживается плохо прикрытое разделение на правильную и неправильную социологию. Хотя и на последние цифры «Левады» политологи можно смотреть по-разному. Вот что, в частности, говорит политолог Андрей Перла: «Трудно себе представить лидера какой бы то ни было демократической страны, от Израиля до США, который имеет уровень одобрения в 60%. В условиях экономического кризиса, карантина и ограничений, которым подвергаются граждане, о таком рейтинге можно только мечтать».

«Левада-центр», внесенный в список иностранных агентов, сложно обвинить в любви к власти, но, похоже, что вряд ли социологи из НКО, ознакомившись с вышеприведенными оценками, побегут менять методику и пересчитывать путинский рейтинг. Ну, высокий так высокий, что ж сделаешь, таковы народные предпочтения. Пескову цифра в 59% показалась, видимо, недостаточной высокой.

«Пора разогнать эту банду»

Стоит отметить, что в снижении популярности Путина во многих случаях виноват не сам президент, а его окружение. Порой создается ощущение, что эти люди прилагают значительные усилия, чтобы в народном восприятии Владимир Владимирович ассоциировался с дорогим Леонидом Ильичом.

Хотя «форма Путина в широком смысле — и в плане физической бодрости, и в плане умения отвечать на вопросы и перемещаться по планете — еще очень далека от того состояния, в котором находился поздний Брежнев, ставший после инсульта в последние 5–7 лет предметом насмешек и героем анекдотов», — отмечает другой политтехнолог Денис Ястребов.

Впрочем, что там ближайшее окружение, если над Путиным, похоже, уже подшучивают собственные спичрайтеры. Все эти исторические экскурсы про половцев, печенегов и Древнюю Спарту молниеносно разлетелись по интернету, став предметом саркастических насмешек над главой государства. А ведь это все явно не из президентского лексикона. Путин всегда хорошо попадал во вкусы своего ядерного электората решительными, не перегруженными ненужными интеллектуальными отсылками, но хорошо запоминающимися фразами. От хрестоматийной «мочить в сортире» до «пахал, как раб на галерах» и «вытащили из носа и по бумажкам своим размазали».

Кстати, о Брежневе. В связи с вышесказанным вспоминается эпизод из одноименного сериала, когда Леонид Ильич по дороге в Кремль заезжает к своим политконсультантам, явно не ожидающим его визита. Приклеив брови и нацепив бумажные ордена, один из них «проверяет на слух» брежневский доклад, в котором помимо цитат из Маркса и Ленина обнаруживается цитата из Тургенева «для литературности». Узнав про это, генсек морщится и говорит: «Вот из-за таких, как ты, про меня анекдоты по всей стране ходят после каждого пленума. Ты бы еще из Библии цитату всунул. Вы что, в самом деле, хотите меня дураком выставить? Все знают, что я книжки не читаю. Тургенева изъять!» Выдав свое резюме, Брежнев удаляется, а в следующей сцене в машине дает распоряжение своего референту: «Пленум пройдет и надо разогнать всю эту банду. Зажрались».

Найти виноватых

На фоне провальной политики внутренней довольно печальная картина складывается и во внешней, которая всегда преподносилась, как путинский конек, и могла хотя бы частично отвлечь внимание от насущных проблем. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов снижение путинского рейтинга связывает с тем, что популярность российского лидера «зависела от тех вещей, которые большинство вообще не затрагивали. Война в Сирии, победа дедов, можем повторить, вставание с колен и прочая пропаганда. Где это все и где мы? А вот вирус коснулся всех, многих ударил по карману и всех заставил жить здесь и сейчас».

В условиях коронавируса вести маленькие победоносные войны вроде Донбасса или Сирии Россия больше не в состоянии. И не только Россия, а вообще весь мир. Что касается войн дипломатических, там как-то все складывается не очень. В истории с «ОПЕК» и саудитами Кремль был вынужден сдать назад. Попытки заполнить повестку темами вроде демонтажа памятника Коневу в Праге не достигнуть нужного эффекта. Вряд ли в сегодняшней ситуации народные массы проникнутся «патриотическими» пассажами про великую державу и ее славное прошлое. Ситуация с сотрудниками государственного Первого канала, которых МИД Беларуси лишил аккредитации за фейковые сюжеты о коронавирусе на территории республики и вовсе выглядит как дипломатическое поражение России. Особенно на фоне сдержанной позиции, которую занял Александр Лукашенко в отношении ограничительных мер, связанных с коронавирусом. В глазах москвичей, уже буквально изнывающих от собянинской полицейщины, Лукашенко выглядит явно симпатичнее.

А тут еще и поправки в Конституцию. Тему как-то поддерживают на медийном уровне, но как реализовывать этот проект в новой реальности в Кремле, похоже, пока не знают. По имеющимся данным, голосование по поправкам хотят перенести на сентябрь и провести в единый день голосования. Интересно, что по данным того же «Левада-центра», исследованиям которого о рейтинге Путина не склонен доверять Дмитрий Песков, за поправки по состоянию на конец апреля точно собираются голосовать 44% опрошенных (в марте таких было 33%).

Уже упомянутый политконсультант Андрей Перла объясняет столь высокие цифры не реальной народной поддержкой, а спецификой опрашиваемой аудитории.

Единственно более или менее эффективным средством для Путина, оказавшегося между двух огней, СOVID-19 и редактированием основного закона страны, вероятно, остается «война» внутренняя с очередной серией отставок чиновников, аккумулировавших недовольство населения. Сработает или нет, посмотрим.

Автор: Сергей Пименов
ТеГИ
рейтинг Владимира Путина, плебисцит, коронавирус
Поделиться
Похожие новости