Политологи высказались о возможности уличных протестов из-за голосования по поправкам
Эксперты пришли к единому мнению, но привели разные аргументы
Времени до голосования по поправкам в Конституцию, начало которого намечено на 1 июля, остается все меньше, а активность и общественный резонанс вокруг темы возрастают. В СМИ появляются сообщения о том, что столичные бюджетники заявляют о якобы принуждении к электронному голосованию, члены избиркомов обращаются к своим коллегам с призывам отказаться от работы во время голосования из-за опасности заражения COVID-19, а столичная мэрия отказалась согласовывать митинг КПРФ и «Левого фронта» против поправок в Основной закон страны. В своем отказе московские власти руководствовались тем же аргументом, что и члены избиркомов, заявившие о нежелании работать в УИКах — неблагоприятная эпидемиологическая ситуация. Картина чем-то напоминает лето 2019 года и выборы в Московскую городскую думу.
Отказ в регистрации независимых кандидатов собрал тогда рекордные по численности митинги со времен протестов 2011–2013 годов. Чем сопровождались московские выборы и как они закончились, все наверняка прекрасно помнят. Массовые задержания, уголовные дела и волна общественного недовольства. В итоге почти половину мест в городском парламенте заняли представители оппозиционных партий.
Возможны ли в сегодняшней ситуации массовые протесты и какова их вероятность?
«Люди чувствуют, что предстоящее голосование — не их тема. Это повестка властей. И этим оно отличается от выборов. Те существуют объективно, независимо от желаний начальства. А голосование по Конституции — это в чистом виде придумка Кремля. Если бы тот не захотел, то этого голосования и не было бы. Поэтому, при всем том, что я не исключаю высокой протестной явки, массовый уличный протест по итогам предстоящего мероприятия кажется мне маловероятным. Конечно, оппозиционные настроения сильны и могут сыграть свою роль, однако, как представляется, даже многочисленные скандалы, связанные с применением административного ресурса, не приведут к формированию у людей ощущения, что их обокрали. Нельзя украсть то, чего не было», — написал на своей странице в Facebook политолог Аббас Галлямов.
Эксперт по коммуникациям и политический консультант Алена Август также считает уличные протесты маловероятным сценарием.
«Все-таки ситуация прошлого года и нынешнего отличается — как минимум пандемии у нас тогда не было. А с ней не было у значительной части людей и таких проблем, как поиск работы и заработка, не было у многих панического состояния, порой излишне нагнетаемого. Мы же понимаем, что протесты в России — процесс больше эмоциональный, чем рациональный. А эмоции сейчас очень разношерстны: есть и паника, и уныние, а есть и радость от обретенной после карантина свободы. Собрать такую мозаично настроенную массу на протест сложнее, тем более что в последнее время и сама политика, если можно так выразиться, «ушла на карантин». Вряд ли оппозиционеры смогут быстро раскачаться. А сами по себе ни митинги, ни демонстрации не происходят — это же не вечеринка с шампанским. По поводу «сгоняют», «фальсифицируют» — лишь предположения. Настроения у людей очень разные. Хотя, конечно, многих неграмотных действий со стороны и организаторов голосования, и властей стоило бы избежать. Но привычка ходить по одним и тем же граблям, видимо, сильнее», — рассказала эксперт в беседе с журналистом «Московской газеты».
Политтехнолог Сергей Тараканов считает, что сегодняшнее депрессивное состояние общества, демонстрирующего безразличие к происходящему, вряд ли обернется протестами. Но не исключено, что в конечном счете такая картина может привести к гораздо худшим последствиям.
«События «периода самоизоляции» показали, что, по всей видимости, у народа сломлена воля к сопротивлению, и какого-то неорганизованного протеста, скорее всего, не будет. Весь протест, который возникает, так или иначе организован, но он не поддерживается широкими массами. Поэтому я не думаю, что возможны варианты какого-либо протеста по поводу поправок. Я вижу глубокую апатию населения, только это гораздо страшнее, чем протест. Складывается впечатление, что люди не верят, что они законными методами что-то могут изменить, они загнаны в угол и не видят выхода. И уж точно не через митинги. Народ понимает, в пропасти какой глубины он оказался, и ни во что не верит. Обернется чем-то данная ситуация в перспективе или нет, спрогнозировать сложно. Но если обернется, боюсь, что эти люди, доведенные до отчаяния, будут абсолютно беспощадны. Не хочется пророчить такие вещи, но, думаю, что у нас ситуация может быть гораздо более жесткой, чем на Украине в 2014 году. Мы легко можем увидеть те крайности, которые были в 1917 году, когда людей тоже загнали в угол и получили то, что получили. Конечно, тогда была и мировая война, и голод-холод, но основной фактор, который привел к революции — это просчеты руководства страны», — отметил Сергей Тараканов.
-
Социологи предполагают, что власти опасаются протестов08.06.2020 в 18:20:003668
-
Некоторые эксперты предполагают, что при голосовании по конституционным поправкам нарушения могут принять массовый харак...05.06.2020 в 16:29:004892
-
В качестве руководителей штаба эксперт предложил профессоров Ивана Куриллу, Марию Снеговую и Владислава Иноземцева ...02.06.2020 в 16:18:009785
-
Политики стали специалистами по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения15.05.2020 в 21:30:006743
-
Сможет ли Кремль «вырулить» из ситуации с рухнувшей экономикой и стремительно нарастающим недовольством граж...08.05.2020 в 16:46:007011
-
В посткороновирусную эпоху россияне могут проснуться другими03.04.2020 в 18:12:003331