В Совете Федерации появится пожизненное Политбюро
Владимир Путин сформирует команду собственных «пожизненных сенаторов», которые, по мнению экспертов, станут бюрократическим инструментом для спокойного транзита власти в России
Государственные реформы, которые были активированы Посланием президента РФ Владимира Путина, призваны заметно изменить политическое устройство России или же имеют своей целью организовать безболезненный транзит власти и сохранение гарантий для основных действующих лиц российской политики?
У главы государства могут появиться не только свои солдаты, но и собственные сенаторы. Президент планирует увеличить президентскую квоту в верхней палате парламента России до 30 членов Совета Федерации. Напомним, что сейчас кандидатов в Совет Федерации предлагают губернаторы и региональные законодательные собрания.
По мнению экспертного сообщества, происходит очевидное утяжеление и бюрократизация федеральной власти, поскольку параллельно с укреплением Совета Федерации за счет президентских сенаторов, Владимир Путин решил воссоздать новую конституционную структуру — Госсовет, состоящий из губернаторов.
«Возникает вопрос: зачем было в свое время изгонять губернаторов из Совфеда, а затем спустя много лет, создавать новую структуру — Госсовет. Не проще ли было бы вернуть губернаторов в Совфед? Сейчас возникнет своего рода двоевластие между Совфедом и Госсоветом. Госсовет, естественно, будет доминировать и подомнет под себя и Совфед, и, возможно, Госдуму. В Совфеде сейчас сидят подчиненные губернаторов. Естественно, они будут голосовать так, как им скажут губернаторы, влияние которых на Совфед дополнительно усилится. <…> Создание Госсовета усложнит и запутает административную структуру власти и, возможно, станет источником потенциальных административных конфликтов», — написал в Facebook «Директор по исследованиям Центра стратегических разработок» Сергей Белановский.
Много вопросов у политологов возникает в целесообразности «путинских сенаторов».
«Поправка в Конституцию, которая позволяет президенту ввести в состав СФ «федеральных» сенаторов в размере 10% от числа региональных сенаторов, была принята ещё в 2014 году, но другое дело, что всё это время она оставалась «спящей» — ни одна вакансия президентских сенаторов так и не была заполнена», — пояснил «Московской газете» политолог Александр Пожалов. — Сейчас речь идёт о, по сути, трёх изменениях: некоторое увеличение количества таких президентских сенаторов (с 17 до 30), придание им официального статуса «сенатор Российской Федерации» (эта норма содержалась ещё в изначальном пакете поправок) и возможность пожизненного сенаторства. Сейчас такое увеличение числа сенаторов выглядит попыткой придать СФ круглую численность: по новым правилам, его состав должен увеличиться до 200 сенаторов. Вероятно также, что такие поправки направлены на увеличение числа статусных позиций для возрастных представителей правящей и общественно-политической элиты, куда их можно было бы перемещать после ухода с должности. Кроме того, введение в состав СФ бывших президентов в российской практике, скорее всего, будет означать, что именно из числа бывших президентов будет выбираться спикер СФ. Соотносить роль СФ и место в системе власти с обновлённым Госсоветом сейчас преждевременно — до сих пор нет никаких подробностей относительного будущего федерального закона о Госсовете, порядка его формирования и текущего функционирования, его полномочий и статуса его решений. Госсовет в поправках в Конституцию, вероятно, намеренно упоминается рамочно, как орган, предметное наполнение деятельности которого в новой системе институтов власти можно будет осуществить позднее — уже в виде «обычного» закона, а не поправок в Конституцию».
По мнению политтехнолога Аббаса Галлямова, сейчас президент занят институционализацией механизмов своего контроля над политической ситуацией в стране.
«Неформальные практики и механизмы он пытается оформить в качестве формальных. 30 мест в СФ — это возможность пристроить 30 представителей своей клиентелы так, чтобы они получили гарантии безопасности и высокий официальный статус. В ответ можно рассчитывать на то, что они сохранят лояльность и станут костяком группы его поддержки в парламенте, — считает Аббас Галлямов. — Причем закрепить право президента назначать «пожизненных сенаторов» постараются в ходе поправок в Конституцию. У решения, закреплённого в Конституции, и статус будет выше, и отменить его будет сложнее».
Председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский считает, что окончательная роль Госсовета пока неясна.
«Какова будет в итоге роль Госсовета, пока до конца не очевидно, поскольку на данном этапе есть только рамочная поправка, которая устанавливает его статус в связи с полномочиями президента. Все остальное должен конкретизировать федеральный закон, он ещё будет разрабатываться и корректироваться с учетом того, как будет развиваться ситуация дальше. Никаких временных рамок для принятия этого закона нет, а значит, он может быть принят даже не в этом году, а позднее, — рассказал «Московской газете» Дмитрий Бадовский. — Что касается квоты для сенаторов от Федерации, назначаемых президентом,эта норма предложена ещё несколько лет назад, сейчас речь идёт только о расширении этой квоты. В основе здесь представление о том, что в Совете Федерации должны быть не только представители регионов, но и представители федерации. Это связано с тем, что именно СФ решает ряд ключевых вопросов национальной безопасности, в том числе военного и чрезвычайного положения, использования войск за рубежом и так далее. А сейчас объём полномочий ещё расширяется в вопросах консультаций по силовым министрам и прокурорам, назначению и отрешению судей».
По мнению главы Политической экспертной группы Константина Калачева, не исключено, что Госсовет и СФ будут частично пересекаться, а квота — это не столько контроль, сколько возможность дать статус нужным, полезным, уважаемым, близким по духу людям
«Из СФ как палаты регионов хотят сделать еще и реальный Сенат. Акции Совета Федерации идут вверх. Особенно с учетом его функционала, который закрепляется поправками к Конституции», — считает Калачев.
Не вполне очевидный функционал и дублирование полномочий, как полагают эксперты, возникает из-за того, что власти не видят разницы между назначаемым и соответственно управляемым членом Совета Федерации и пожизненным сенатором.
«Сенат остался от унитарной империи. А Совет Федерации — это от федеративной республики. Пока власти их путают. Хотя принципы формирования или избрания и назначение у них разные, — отметил в беседе с «Московской газетой» политтехнолог Андрей Максимов. — В России традиционно Сенат был органом при государе, схожим с правительством. Сенат формировался государем из особ первых трех рангов, не ниже тайного советника и генерал-поручика. Сенат не принимал окончательных решений, если не считать времен Петра I, когда он просто замещал государя как коллективный орган. Но при последующих императорах и императрицах выяснилось, что при самодержавии окончательные решения принимать может только государь. Сенат никогда не избирался. Сегодня реально теоретическим аналогом Сената времен монархии можно считать проектируемый Госсовет, если его членами смогут быть не только должностные лица, но и просто уважаемые государем заслуженные люди. А Совет Федерации — это орган, аналогичный американскому Сенату или германскому бундесрату. То есть представительство субъектов федерации, которые должны следить за тем, чтобы федеральное законодательство, создаваемое Госдумой, не вредило развитию каждого из регионов. Конечно, этот Совет федерации целесообразно было бы избирать, как это было в его первом составе. Это даст возможность жителям каждого из регионов всерьез и напрямую влиять на своих представителей, если они вдруг забывают, какой регион они представляют. Но фактически Совет Федерации последние годы формировался федеральными лоббистами, которые просто разъясняли региональным властям, кого назначить сенатором от региона, чтобы с ним приятнее было иметь дело правительству и АП. Вот в этой логике находится и предложение о назначении сенаторов от президента, который, как известно, субъектом федерации не является. Учитывая, что Совет Федерации в своем изначальном смысле сейчас не функционирует, его, возможно, стоило бы заменить Сенатом в стилистике старого доброго времени, который бы формировался президентом из людей, которым он лично доверяет и которые ему лично симпатичны. По сути это никак не повлияло бы на работу этого и сегодня вполне декоративного органа».
По мнению политконсультанта Ярослава Игнатовского, квота на «пожизненных сенаторов» рискует стать своеобразным Советом старейшин для заслуженных деятелей из политики, экономики, культуры, науки, включая отставников-президентов.
«Совет Федерации будет играть важнейшую роль для легитимации Путина, если он решит его возглавить, или Медведева в аналогичном случае. Будет повышать устойчивость системы и обеспечивать преемственность власти. Госсовет будет определять стратегию развития страны, а Совет Федерации служить институциональным инструментом нахождения в системе, благодаря авторитету пожилых и заслуженных госдеятелей», — отметил эксперт.
Член Совета Федерации РФ Сергей Леонов считает, что «президентская квота на сенаторов нужна».
«Главное, чтобы эти люди были серьезными экспертами, имели большой опыт государственной работы… Я бы не называл Совет Федерации после внесения поправок новым Советом Федерации. У него расширяются полномочия, но новым он не становится. Тем более поправки в Конституцию только вынесены на обсуждение и могут быть изменения», — пояснил член Совета Федерации РФ Сергей Леонов.
По мнению собеседника «Московской газеты», функции Госсовета и верхней палаты парламента страны заметно отличаются.
«Госсовет разрабатывает стратегию развития страны, Совет Федерации может регулировать эту стратегию, в том числе законотворчески, поскольку утверждает или отклоняет законопроекты после их рассмотрения в Госдуме РФ и при этом сам имеет законотворческую инициативу. Конкурировать между собой Госсовет и Совет Федерации не будут», — отметил Леонов..
Эксперты не исключают, что в число почетных сенаторов могут войти не только бывшие президенты РФ и представители их ближнего окружения, но и главы парламентских партий, такие как Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов. Таким образом, 30 сенаторов, которых будет назначать Президент РФ, фактически станут новым Политбюро.
-
Совет Федерации назначил президентские выборы в России на 18 марта 2018 года.15.12.2017 в 13:33:003017
-
Такой шаг российских властей станет «зеркальным» ответом на лишение телеканала RT аккредитации в Конгрессе С...01.12.2017 в 14:39:003599
-
В недрах Совета Федерации дозревает федеральный законопроект, призванный дополнить принятый два года назад закон «...04.09.2017 в 12:39:003169
-
На пленарном заседании 28 июня Совет Федерации 147 голосами сенаторов проголосовал за одобрение резонансного законопроек...28.06.2017 в 16:33:003013
-
Лидер московского «Яблока» Сергей Митрохин, задержанный за незаконную акцию у здания Совета Федерации, отпущ...28.06.2017 в 14:29:004462
-
Так могут сказать обитатели 1818373 московских квартир в 23477 газифицированных жилых домах столицы, где установлено 181...01.06.2017 в 14:32:002924