Новость политики

Владимир Путин и Джо Байден действуют как Том Сойер?

Владимир Путин и Джо Байден действуют, как Том Сойер?

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

23.04.2021 в 09:15:00
3770

Гибридная и холодная война балансирует на грани перерастания в горячую стадию

Война, балансирующая между холодной, гибридной и окопной, которую ведут Запад и Россия, часто персонифицируется в отношения президентов США и России. Маневры вдоль почти настоящей «линии соприкосновения» на востоке Украины похожи на игру нервов. Россия сконцентрировала войска вдоль украинской границы, в ответ на это Америка направила два военных корабля в Черное море, потом на полпути передумала, и после этого вчера Россия также решила завершить «проверочные мероприятия в Южном и Западном военных округах», поскольку, как сообщает Минобороны, «все поставленные цели достигнуты», что означает отвод дополнительных российских войск от границы с Украиной.

Эта демонстрация мускулов напоминает подростковые коллизии из популярного американского классического произведения «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена:

«Так они стоят лицом к лицу, каждый выставил ногу вперед под одним и тем же углом. С ненавистью глядя друг на друга, они начинают что есть силы толкаться. Но победа не дается ни тому, ни другому. Толкаются они долго. Разгоряченные, красные, они понемногу ослабляют свой натиск, хотя каждый по- прежнему остается настороже… (…) Том большим пальцем ноги проводит в пыли черту и говорит: «Посмей только переступить через эту черту! Я дам тебе такую взбучку, что ты с места не встанешь! Горе тому, кто перейдет за эту черту!»

(Президент РФ как раз заявил в послании Федеральному собранию, что западным партнерам лучше не пересекать «красную черту» в отношениях с Россией).

Популярный аналог словесных подростковых игр – санкции, последняя порция из введенных США против России производит на экспертов противоречивое впечатление. В основном попавшие под них российские лица и организации не имеют собственного политического влияния и являются второстепенными для отношений России и США. Санкции против госдолга имели намеренно ограниченный и умеренный характер, запретив лишь будущие операции. 

Складывается впечатление, что фактически руководство России и США продолжили позиционную игру, совершая предсказуемые шаги и оставляя себе поле для маневра и смягчения, а не только осложнения взаимных отношений.

Когда вслед за санкциями американский президент Джозеф Байден заявил о деэскалации отношений с Россией, тем самым он дал понять, что намеренно ввел сравнительно мягкие санкции. То есть позиционная игра продолжилась, но США явно намерены играть в ней «первую скрипку», не давая России возможности взять инициативу на себя, считают эксперты.

Российский президент Владимир Путин тоже высказался об этом, вспомнив в послании Федеральному собранию англосаксонскую литературу: «Мы видим, что происходит в реальной жизни. Как я уже сказал, цепляют Россию то тут, то там без всяких причин. Конечно, вокруг них сразу же, как вокруг Шерхана, крутятся всякие мелкие Табаки. Все как у Киплинга. Подвывают для того, чтобы задобрить своего суверена».

Политолог Глеб Павловский в связи со вчерашним событием, смягчающим остроту противостояния, заставил вспомнить неприятные страницы советской истории. На известие о том, что министр обороны Сергей Шойгу приказал вернуть армию к местам постоянного базирования, он в Facebook написал так: «Вот это истинно хорошо и правильно, даже с военной точки зрения. Страна не готова к войне, и не хочет её».

Выражение «Страна была не готова к войне» историки используют применительно к ситуации 1940-1941 годов, когда СССР шел на уступки Германии, пытаясь оттянуть начало войны. Но, как известно, в итоге кровопролития не избежали.

Зачем вообще Россия в столь накаленной обстановке перебрасывал войска к украинской границе? Если раньше Москва заявляла, что попытки украинской армии переходить в наступление сдерживались местными вооруженными силами, то в этом кризисе Кремль не скрывал, что готов открыто вмешаться и послать регулярные войска защищать жителей Донбасса, получивших паспорта российского образца.

По мнению аналитиков, российское руководство, обостряя ситуацию, возможно, стремилось добиться уступок со стороны Киева по исполнению Минских соглашений. Второй целью России могло стать восстановление политического и экономического влияния группы украинского политика Медведчука и контролируемых им СМИ, проводивших пророссийскую политику. В-третьих, Путин мог проверить, как далеко может зайти Запад в своей поддержке Украины и ее президента. В-четвертых, такими маневрами Россия могла попытаться вынудить Запад пойти на переговоры. Эксперты видят и внутриполитическую цель — мобилизацию провластного электората накануне приближающихся сентябрьских выборов.

Политолог Сергей Марков считает сравнение США с Шерханом главным мемом послания президента РФ. Остальных нападающих на Россию Путин сравнил с шакалами. 

«Киплинг крутой империалист и имперец и сторонник жёсткой силы и его ненавидят все левые гиперлибералы, которые правят в западных столицах сейчас», — отмечает эксперт. 

Почему все-таки Кремль решил дать задний ход? Возможно российские власти поняли, что зашли слишком далеко — действия Москвы вынудили Запад посчитать, что Кремль может решиться на реальную агрессию, а Россию нужно останавливать, а не умиротворять, рассуждают эксперты.

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
Владимир Путин, Джо Байден, Россия, США, политика
Поделиться
Похожие новости