Аналитики рассказали, как возобновление программы автокредитования повлияет на продажи машин в России
Программы льготного автокредитования правительство намерено возобновить в июле, сообщил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Чиновник добавил, что уже согласовано решение ассигновать 20,7 млрд рублей на поддержку спроса на автомобили. В частности, 10,2 миллиарда из них пойдут на возобновление автокредитования
Ка уточнил Мантуров, министерство запускает две программы льготных автокредитов: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они помогут некоторым категориям граждан получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 миллиона рублей.
Помогут ли данные меры перезапустить отечественный автопром и оживить авторынок или, это скорее выглядит как закапывание денег в песок? Действительно, суммы вроде бы не столь внушительные, чтобы возродить в одночасье рухнувшее из-за санкций отечественное автомобилестроение. Но может еще есть шанс? Что думают о влиянии этого решения на рост продаж банки и автосалоны? На какие модели может возрасти спрос?
Аналитики отмечают, что одними лишь госвливаниями, тем более в таких скромных объемах рынок не реанимировать. Проблема слишком многоплановая.
«Главным стимулом для участников программ льготного автокредитования будет снижение финансовой нагрузки, а также дополнительные скидки на автомобили. Госпрограмма должна послужить дополнительным драйвером развития рынка автокредитования, который после снижения ключевой ставки до 9,5% и улучшения условий финансирования показал тенденцию к восстановлению. Возобновление программ льготного автокредитования простимулирует спрос на рынке в какой-то степени, но серьезного влияния на продажи не окажет. Дело в том, что в текущем режиме многие банки проводят достаточно консервативную риск-модель в кредитовании. Это станет сдерживающим фактором для стимулирования спроса. Несмотря на приостановку поставок, запасов автомобилей и запчастей у дилеров на ближайшие несколько месяцев хватит. Но, если поставки не восстановятся, ожидается снижение продаж, более чем в три раза от объемов в 2021 году. С текущей позиции по итогам года реализация новых автомобилей вряд ли превысит 500 тысяч. Под программу льготного автокредитования скорее всего попадут автомобили, по которым имеется возобновляемость на российском рынке. Введение финансовых инструментов для поддержки отрасли увеличит спрос на авторынке в определенной степени, но вряд ли можно будет говорить о возвращении к докризисным показателям. Снижения цен на новые автомобили не ожидается, ассортимент ограничен. Потребительское ожидание снижения стоимости также сдерживает спрос», — рассказал «Московской газете» генеральный директор ГК Автодом Андрей Ольховский.
Банкиры, занимающиеся автокредитованием, тем не менее испытали прилив энтузиазма.
«Льготное кредитование было и остается мощным рычагом для стимулирования рынка. И в текущих условиях, когда рынок испытывает колоссальное давление почти год, возобновление программы льготного автокредитования может стать одним из значимых драйверов рыночного роста. При этом на текущем рынке, значительно упавшем в объемах, 10,2 млрд рублей выглядят намного более значимо, чем они же, запланированные на госпрограмму 2022 г. в конце прошлого года. Что касается условий, в текущих реалиях мы рассчитываем, что в программу будут внесены некоторые изменения. К примеру, может быть обновлен и расширен список марок-участников и верхняя граница по сумме авто, попадающей под субсидию. Ведь программа прежде всего поднимет спрос на автомобили доступного ценового сегмента, собранные в РФ, на которые она исторически и распространялась. Но смогут ли производители покрыть этот спрос? С учётом закрытия/остановки сборки части западных марок на локализованных производствах программа может оказать гораздо меньший эффект на рынок, чем требуется», — поделился своим мнением с изданием заместитель лидера трайба Автофинанс «Открытие Авто» Александр Потапов.
Какие модели могут попасть под госпрограмму?
«На сегодня в списке транспортных средств, подходящих под условия госпрограммы, кроме марок УАЗ, ГАЗ и LADA, можно назвать Chevrolet Niva, Hyundai Solaris и ряд комплектаций Hyundai Creta, Skoda Rapid, Volkswagen Polo, Kia Rio и Kia Rio X. Что касается отечественных марок, заводы, хоть и с остановками, но работают, поэтому машины будут в наличии. Спрос на те же LADA Granta упрощенной сборки достаточно высокий. При этом сборка VW и Kia/Hyundai в России остановлена, и в программу могут попасть только остатки на складах. В целом, с учетом текущих проблем с поставками и комплектующими удовлетворить возникший спрос даже с возобновлением госпрограммы будет проблематично. В связи с этим вполне логичным решением было бы внести некоторые доработки в условия льготного кредитования. К примеру, повысить ценовой диапазон участвующих в ней марок. Или внести корректировки с точки зрения страны производства, к примеру, расширить программу на «китайцев» и «корейцев, произведённых вне РФ. Наконец, поменять логику субсидирования: внедрить не компенсацию 10% стоимости авто, а субсидию ставки, по аналогии с гос. программой по ипотеке», — сказал аналитик.
Эксперты отмечают, что без возобновления производства легковых авто в России успех программы автокредитования (если одной из ее целей является поддержка собственной экономики) находится под большим вопросом.
«Резкий рост цен и повышение процентных ставок по автокредитам в значительной степени снизили доступность новых автомобилей для покупателей. Но еще в большей степени на ситуацию на рынке в настоящий момент влияет неопределенность относительно перспектив запуска остановленных производств. В мае в России было произведено всего 3,7 тысяч легковых автомобилей по сравнению со 112 тысячами годом ранее. Ограниченное предложение оказывает давление на цены, в результате чего цены на внутреннем рынке остаются на повышенном уровне даже несмотря на значительное укрепление рубля в последнее время. Без скорейшего запуска простаивающих производств (прежде всего АвтоВАЗа и группы ГАЗ), оставшихся без поставок импортных компонентов, эффективность мер поддержки спроса окажется низкой. Со стороны государства требуется поддержка в сфере внешнеторгового сотрудничества (поиска новых поставщиков взамен ушедших с российского рынка, а также заключения соглашений о свободной торговле со странами-партнерами для расширения возможностей поставок на новые рынки сбыта), а также реализации программы импортозамещения в сфере производства ключевых автокомпонентов. О необходимости запуска такой программы много говорилось на протяжении последних лет. Настало время изменить сложившуюся ситуацию», — сказал «Московской газете» аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов.
Автодилеры также отреагировали весьма сдержанно.
«Выделяемые правительством 10,2 миллиарда рублей на возобновление программ автокредитования «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и других – безусловно, нужная мера, но если вспомнить, что объем рынка в докризисном 2021 с оцененным рублем и иными ценами на авто был около 3 трлн рублей , то сейчас даже суммарно выделяемые правительством средства в размере 15 млрд рублей на возобновление автокредитования и на льготный лизинг выглядят довольно скромно и вряд ли смогут ощутимо поддержать платежеспособный спрос. В текущих экономических условиях говорить о возобновлении темпов роста розничного кредитования в целом и автокредитования в частности преждевременно. У банков растет просрочка, темпы выдачи новых кредитов вряд ли в этом году даже приблизятся к уровням 2020-2021 годов. Регулятор активно борется с закредитованностью населения, поэтому возобновление программы льготного автокредитования кардинально не сможет изменить ситуацию в авторитейле. С начала года цены на наиболее доступные бюджетные авто выросли в диапазоне от 20 до 50%, в то время как реальные располагаемые доходы россиян, согласно данным Росстата, по итогам первого квартала 2022 года сократились на 1,2% в годовом выражении, что было вызвано резким ростом цен на фоне санкций, а также девальвацией рубля. Население и автолюбители активно переходят к режиму экономии, поэтому мы видим увеличение срока владения авто в 1.5-2 раза по сравнению с допандемийными временами», — сообщили изданию в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.
«Производство легковых автомобилей в России снизилось в мае почти в 30 раз по сравнению с маем 2021 года, и предсказать, какие марки будут выпускаться, кроме Lada Granta, сейчас невозможно. Наладить производство легковых автомобилей в новых условиях – задача важнее, чем создать хорошие условия для заёмщиков. Цены на автомобили сейчас стабилизировались, на сталь снизились, но, если заработает на полную мощь программа кредитования, направленная на поддержку российского автомобильного рынка через лизинг и автокредиование, мы увидим еще одну волну повышения цен. Для автомобильной промышленности сейчас главное – через параллельный импорт получить доступ к мировому рынку запчастей. Но это не все. Нужно перестраивать логистику поставок запчастей на Азию и проводить сертификацию запчастей из стран Азии. Тогда можно будет говорить о массовом выпуске автомобилей. А сейчас, например, в Китае производятся аналоги антиблокировочной системы ABC, но они не сертифицированы для отечественных автомобилей. Сами по себе субсидированные кредиты проблемы поставок не снимут», — отметил в беседе с «Московской газетой» руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.
-
Эксперты высказались об опасности езды по обочинам15.02.2021 в 13:35:0034365
-
А также объяснили, кто понесет ответственность в случае ущерба25.01.2021 в 16:35:005294
-
По предварительным данным, пострадал один из водителей13.01.2021 в 12:19:002473
-
Об этом сообщил ТГ-канала «Дептранс. Оперативно»05.01.2021 в 17:50:003385
-
В Сети появилась видеозапись инцидента29.11.2020 в 12:58:002801
-
В Сети появились фото обгоревшей машины ...16.10.2020 в 17:39:004214