Новость экономики

Часть традиционных универсамов может уйти с рынка в 2026 году

Часть традиционных универсамов может уйти с рынка в 2026 году

Фото © «Московская газета»

25.12.2025 в 20:57:00
102

На рынке ритейла в 2026 году продолжат укреплять позиции крупные сети, а также соответствующие новым экономическим реалиям форматы розничной торговли. А традиционные универсамы и неспециализированные гипермаркеты будут испытывать давление

Инфляция, оптимизация, ИИ

В 2026 году российский ритейл продолжит трансформацию под влиянием макроэкономических условий, регуляторных изменений и поведенческих сдвигов со стороны потребителей, рассказал «Московской газете» директор департамента управленческого консалтинга «Деловой профиль» Владимир Поклад.

«Основными факторами, определяющими динамику отрасли, станут устойчиво высокая ключевая ставка, инфляция продовольственных товаров (по итогам 2025 года рост цен на базовые категории – от +35 % до +90 %), а также ужесточение налоговой политики. В совокупности это приведёт к сокращению маржинальности: средняя рентабельность FMCG-ритейла может снизиться до 1,7–1,9 %, что потребует от компаний пересмотра бизнес-моделей», – прогнозирует аналитик. 

Сокращение числа игроков на рынке неизбежно, особенно среди региональных сетей и операторов среднего ценового сегмента, не обладающих достаточным масштабом или цифровой инфраструктурой. Консолидация ускорится: часть компаний уйдёт с рынка, другая – будет интегрирована в более крупные структуры. По оценкам, в последние годы более 500 торговых точек уже были переформатированы, преимущественно в сторону дискаунтеров, сообщил Владимир Поклад. 

По словам эксперта, адаптация ритейла к новым условиям будет происходить через операционную оптимизацию. Ритейлеры активизируют внедрение автоматизированных решений – от касс самообслуживания и систем управления запасами на основе ИИ до роботизации логистических процессов. Одновременно возрастёт роль собственных торговых марок, доля которых в ассортименте лидеров уже превышает 30-40 %, что позволяет контролировать цену и маржу даже при росте закупочных издержек.

Форматная карта ритейла будет меняться, подчеркнул аналитик.

«Гипермаркеты и традиционные торговые центры продолжат терять долю из-за высоких операционных затрат и снижения частоты посещений. На их месте укрепятся магазины у дома, омниканальные форматы и пункты выдачи заказов – последние обрабатывают уже более 90% онлайн-заказов. В то же время автоматизированные решения, такие как «выходи и плати» или бесконтактные технологии оплаты, станут стандартом даже в небольших магазинах», – рассказал Владимир Поклад.

Рынок дискаунтеров будет развиваться наиболее динамично. За первое полугодие 2025 года выручка сегмента выросла на 27% и достигла 642 млрд рублей. Лидеры рынка продолжают экспансию, опираясь на ограниченный ассортимент, высокую долю СТМ и эффективные логистические цепочки. Формат доказал свою устойчивость в условиях сберегательного поведения населения и остаётся ключевым драйвером доступности базовых товаров.

Для поддержания доступности продуктов ритейлеры будут расширять ассортимент СТМ (собственные торговые марки), внедрять решения, экономящие время покупателей (готовые наборы, meal kits), развивать сеть ПВЗ и оптимизировать логистику. Параллельно возрастёт внимание к устойчивому потреблению: возврат тары, рефилл-станции, перерабатываемая упаковка – всё это будет использоваться не только как элемент КСО, но и как инструмент снижения издержек, отметил директор департамента управленческого консалтинга «Деловой профиль».

«Естественный отбор» 

Экономист, доцент факультета управления кафедры менеджмента и инноваций СПБГЭУ Александр Родионов рассказал «Московской газете», что в 2026 году на рынке ритейла ожидается дальнейшее усиление крупных федеральных сетей и региональных лидеров. «Уходить с рынка будут неэффективные локальные сети, не выдерживающие конкуренции по цене и логистике, мелкие и средние предприниматели, которые не могут выдержать конкуренции с крупными сетями по ценам, ассортименту, кадрам, инфраструктуре, брендингу. Уйдёт часть традиционных «универсамов» советской планировки, не прошедших модернизацию, отдельные игроки, зажатые между дисконтерами и премиум-форматами, слабые франшизы в условиях высоких ставок по кредитам», — прогнозирует экономист. 

По мнению собеседника «Московской газеты», в 2026 году торговые центры будут строиться в основном в районах массовой жилой застройки, где еще есть ощутимый дефицит торговых и развлекательных услуг с фокусировкой больше на отдых, спорт, питание. Но процесс «естественного отбора» продолжится, рынок станет более структурированным и олигополистичным. Крупные поглощения на рынке уже произошли и дальше будут идти поглощения в основном региональных сетей и укрупнения федеральных сетей за счет перераспределения доли в торговле с мелким бизнесом. 

Перед ритейлом возникает ряд серьёзных проблем, отметил Александр Родионов. Продолжится переход потребителей в онлайн торговлю. Крупные онлайн-площадки будут забирать все больший процент продаж у оффлайн-торговли. Скажутся и кадровый голод, рост затрат на персонал (но уже не так сильно, как в предыдущие годы). Сети будут массово вкладываться в автоматизацию (кассы самообслуживания, роботы-склады), а также в программы удержания сотрудников (обучение, соцпакеты, гибкий график).

Жёсткое и мягкое давление дискаунтеров

Маржинальность розничной торговли испытывает давление, основная проблема вызвана жёсткой ценовой конкуренцией – особенно, от дискаунтеров, – и ростом логистических издержек (дорогие запчасти, сложности с фурой). Возможно повышение себестоимости на часть продукции из-за импортозамещения. Налоговая нагрузка останется значимым фактором, особенно для мелкого и среднего бизнеса, с 1 января после ведения НДС с оборота от 20 млн рублей. В связи со всем этим возможны закрытия магазинов мелкого и среднего бизнеса из-за кассового разрыва. Происходит изменение потребительского поведения: появились тренд на осознанное потребление, гиперлояльность к скидкам, ценовая чувствительность. Рынок адаптируется к этому и меняет форматы. В невыгодном положении оказываются крупные неспециализированные гипермаркеты (20+ тыс. кв. м), отметил собеседник экономист. Эти объекты дороги в содержании, неудобны для частых посещений, теряют логистическое преимущество, на смену им приходят магазины у дома с необходимым набором основных продуктов, удобные для клиентов и не требующие больших трат времени на покупки, парковки и нерациональные спонтанные траты. 

По прогнозам Александра Родионова, на рынке будут укрепляться и появляться дискаунтеры (жесткие и мягкие) – главный драйвер роста. «Жёсткие» дискаунтеры будут захватывать малые города и спальные районы, вытесняя несетевые магазины и делая акцент на собственные торговые марки (СТМ), минималистичный дизайн, ограниченный ассортимент. «Мягкие» дискаунтеры продолжат экспансию, смещаясь в сторону более широкого ассортимента и сохраняя агрессивную ценовую политику, заключил доцент факультета управления кафедры менеджмента и инноваций СПБГЭУ.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
дискаунтеры, ритейл, инфляция, торговля
Поделиться
Похожие новости