Возможна ли полная остановка торговли между ЕС и Россией?
Сегодня премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий призвал Евросоюз установить полную торговую блокаду России. Он заявил, что в дополнение к уже действующим пакетам санкций следует добавить запрет любой торговли европейских компаний с Россией, закрыть морские порты для российских судов и перекрыть сухопутные маршруты доставки товаров
Моравецкий выразил поддержку протестующим полякам, которые на польско-белорусской границе блокируют грузовики, везущие товары в Беларусь и Россию.
«Россия должна быть полностью отрезана от торговли. Такая мера заставит Москву задуматься», — сказал чиновник.
В последние недели коммерческие связи России с Европой действительно оказались сильно ограниченными, однако санкции и добровольный уход западных компаний с российского рынка затронули разные отрасли неравномерно. К примеру, в авиакосмической сфере связи прерваны полностью. Европейское космическое агентство прекратило сотрудничество с Роскосмосом, а любые коммерческие поставки из ЕС в сфере гражданской авиации попали под тотальный запрет. Серьёзно ограничено сотрудничество в финансовой сфере, часть российских банков отключена от SWIFT, а в Россию теперь нельзя ввозить наличную валюту в евро. Евросоюз полностью запретил ввоз в Россию предметов роскоши, в том числе элитного алкоголя, дорогих продуктов и бытовой техники, люксовых часов и многого другого. Для большинства россиян такой запрет никакой роли не играет, но на товарообороте эта мера, очевидно, скажется в сторону уменьшения.
Есть яркие примеры того, как прерывается торговля даже в тех отраслях, которые официальными санкциями не затронуты. Серьёзный удар нанесён по авторынку. По разным причинам, среди которых нарушение логистических цепочек, колебания курсов валют и геополитическая обстановка, поставки в Россию и производство внутри нашей страны прервали многие европейские марки от люксовых «Порше» и «Мерседес-Бенц» до вполне доступных, своего рода «народных» автомобилей «Шкода», «Фольксваген» и «Ситроен». Впрочем, такое решение также приняли пока не все производители, поэтому говорить о полной остановке импорта автомобилей из ЕС явно преждевременно. Такие же добровольные решения по уходу с российского рынка приняли некоторые европейские бренды одежды, косметики, продуктов питания, компании-производители бытовой техники и т.д. Среди прочих причин называются репутационные риски от продолжения работы в России. Сегодня стало известно, что компания Bosch прекращает производство в России и поставки в нашу страну запчастей для грузовиков.
Наконец, последним фактором, отрицательно влияющим на торговые связи России с Евросоюзом, можно признать общественное мнение в европейских странах. Многие европейцы решительно выступают против любых коммерческих контактов с РФ. Выше уже упоминался пример с блокированием поляками грузовиков, везущих товары в Россию. Кроме того, накануне профсоюз шведских портовых рабочих объявил, что в портах королевства суда с российскими товарами или идущие в Россию либо из неё не будут обслуживаться, швартоваться, рабочие отказываются вести на этих кораблях погрузочно-разгрузочные работы. Это, опять же, сугубо общественная инициатива, которая пока не приобрела характер официальных мер со стороны государства. Однако закрытие морских портов для кораблей из РФ обсуждалось и на общеевропейском уровне, хотя такая мера до сих пор не принята.
Все эти новости вроде бы свидетельствуют о том, что торговля между Европой и Россией неуклонно стремится к нулю. Однако полной торговой блокады всё-таки ждать вряд ли приходится, и тому есть несколько причин.
Для начала нельзя не отметить, что позиция Польши и стран Балтии традиционно является наиболее жёсткой, и некоторые их инициативы остальная Европа встречает без энтузиазма. Так, Литва, Эстония и Латвия призвали закрыть небо над Украиной и ввести над её территорией бесполётную зону. Однако НАТО или ЕС делать это категорически отказываются, не желая вступать в прямое противостояние с Москвой. К этой же категории, похоже, можно отнести и польское предложение о торговой блокаде.
Во-первых, есть ряд российских товаров, в которых сам Евросоюз нуждается, не имея возможности заменить их поставками из других стран. В первую очередь речь идёт о нефтегазовых ресурсах. В начале марта Международное энергетическое агентство обнародовало план по сокращению газовой зависимости Евросоюза от России. Однако даже этот документ предусматривает не полный отказ от российского газа, а лишь сокращение его поставок в ближайшей перспективе на 30-50%. И даже такой план эксперты называют весьма оптимистичным. Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова констатирует, что план не учитывает погодные условия, от которых зависит выработка энергии ветрогенераторами и солнечными станциями, а также затраты газа в летний период, которые хоть и сильно падают, но всё же есть.
«Даже при самом оптимистичном сценарии ЕС не сможет сократить потребление российского газа на 50–80 млрд куб. м в год в ближайшие три года. Действия, предлагаемые МЭА, в большей степени ставят своей целью не разработать стратегию, а успокоить европейскую общественность», — уверена Белова.
И одного этого факта, в принципе, уже достаточно для ответа на вопрос о возможной торговой блокаде. Даже если не торговать с Россией больше ничем, кроме углеводородов, это уже всё равно не блокада. Но Россия поставляет на европейский и мировой рынок и другие критически важные товары. Так, из-за перебоев в торговых отношениях в ЕС уже сильно выросли цены на пшеницу и другие зерновые, а также минеральные удобрения для сельского хозяйства. Россия является далеко не единственным, но очень значимым поставщиком этой продукции, которому быстро найти полную замену фактически невозможно. Иными словами, по направлению экспорта из России в Евросоюз обеспечить абсолютное прекращение торговли при всём желании быстро не получится. На это понадобится не один год.
Совсем без европейских товаров сами россияне тоже, по всей видимости, не останутся. И дело не только в том, что экспорт товаров в Россию обеспечивает европейцам, по оценке Австрийского института экономических исследований, около 2 миллионов рабочих мест. Свою роль играет и гуманитарный аспект. Несмотря на все разговоры о «разгуле русофобии» на Западе, европейский бизнес думает и о своих российских клиентах. Многие бренды объявили лишь о прекращении рекламы и инвестиционных проектов в России, но сохраняют поставки на наш рынок товаров первой необходимости. Так, французская Danone по-прежнему будет продавать в РФ молочную продукцию и детское питание, крайне популярные в нашей стране. Британская Unilever, поставляющая в Россию многие известные марки средств личной гигиены, также сохранит продажи в РФ части своего ассортимента, в том числе производимого в странах Евросоюза.
Это отнюдь не означает, что российским потребителям не придётся столкнуться с целым рядом новых проблем. Как прогнозирует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, во многих категориях товаров лучшая по качеству продукция может исчезнуть с наших прилавков, а взлёт цен на остальное будет доходить до 50%. Однако инициативы о полной торговой блокаде России сейчас остаются не более чем словами.
-
Минимальные цены на шампанское установлены в России с 25 июля....25.07.2016 в 17:28:009563
-
Россия возобновляет регулярные рейсы в Турции, которые были отменены из-за попытки государственного переворот...22.07.2016 в 09:39:009616
-
По данным на 1 июля общая задолженность по зарплате в России снизилась на 5% (200 млн рублей) по сравнению с показа...15.07.2016 в 17:23:007748
-
В ближайшие дни в Астраханскую, Волгоградскую, Ростовскую области, а также в Калмыкию придет аномальная жара &ndas...14.07.2016 в 20:36:008251
-
Канцлер Германии заявила о «глубоко оборонительной» стратегии НАТО в отношении России. ...07.07.2016 в 19:26:008614
-
Россия снимает ограничения на посещение Турции российскими туристами....29.06.2016 в 00:00:009874