Новость экономики

Как западные санкции отразятся на российском рынке грузоперевозок?

Как западные санкции отразятся на российском рынке грузоперевозок?

Коллаж: «Московская газета»

06.03.2022 в 12:29:00
9192

«Московская газета» обсудила с экспертами, как повлияют на российские грузовые автоперевозки санкции, введенные странами Запада в связи с военной спецоперацией в Украине. О возможном удорожании услуг транспортных перевозчиков СМИ писали еще в 2021 году. Теперь ситуация развивается на новом уровне

То, как международная обстановка отразилась на сфере российских грузовых автоперевозок стало для игроков рынка полной неожиданностью, рассказал «Московской газете» президент Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

«Резко подскочила стоимость запчастей, стоимость услуг. Все запчасти выросли по цене в два-три раза. То, что стоило 40-50 тыс. рублей, теперь стоит 80-100 тысяч, — говорит президент «Грузавтотранса». — Многие компании-производители грузовые автомобили в России, в частности Volvo, прекратили программное обеспечение и обслуживание автомобилей, в которых сейчас везде используются компьютеры.

Мы будем обращаться к правительству, к премьеру Мишустину по поводу введения профильных санкций в отношении Volvo, так как компания просто проигнорировала свои обязательства, поставив под удар безопасность граждан на дороге. Чтобы сделать ремонт и поставить деталь, например, в тормозную систему, ее надо адаптировать к программному обеспечению автомобиля. Невозможность этого сделать ставит машину «на прикол» или создает риски аварии. Производство автомобилей, я думаю, Volvo однозначно прекратят, слесарные ремонтные работы вроде бы еще делают. Компания Michelin, которая поставляет в Россию автомобильную резину, тоже отказалась от поставок. Стоимость колес выросла в два раза».

По словам Владимира Матягина, в отношении российского автопредприятия «КамАЗ» были введены западные санкции: «КамАЗ» производит, в частности, машины на базе немецких Mersedez-Benz Actros. И к ним тоже перестанут поставлять агрегаты».

В связи со всем этим, считает собеседник издания, к европейским поставщикам и, особенно, к компании Volvo должны быть применены ответные санкции со стороны российского правительства: «У Volvo здесь много автомобилей, есть свои страховые и лизинговые компании. Я считаю, что раз на Западе так с нами поступают, церемониться не надо: все лизинговые платежи, которые наши перевозчики в этих компаниях оплачивают, нужно приостановить. Чтобы перевозчики компенсировали свои убытки, вызванные действиями таких компаний, как Volvo. Я считаю, такое уникальное решение должно быть применено».

Под серьезным ударом, по словам президента «Грузавтотранса» оказался и сегмент контейнерных перевозок. 

«Датская компания Maersk и другие операторы контейнерных отказались от перевозок в Россию. Теперь наши перевозчики будут ориентироваться на перенасыщенный внутренний рынок и на Восток, Китай.

Есть китайские операторы контейнерных линий, небольшие израильские операторы и турецкие. В общемировом сегменте они занимали небольшую долю и вряд ли смогут перекрыть Maersk. Оборот контейнеров в год по России составляет от 2,5 до 3 миллионов. Нужно вводить импортозамещение, строить контейнеры и запускать под российской юрисдикцией контроль за такими перевозками. Это существенно, здесь нужно принимать экстренные меры», – предлагает Владимир Матягин.

Правительству нужно не просто отправлять средства лизинговым компаниям и производителям техники, а помочь перевозчикам рядом комплексных мер, считает эксперт.

«Необходимо снизить цены на дизельное топливо. Это даст перевозчикам возможность не поднимать цены на свои услуги, чтобы в итоге не поднялись цены на перевозимые товары. Нужно ввести временный мораторий на налог «Платон» и платные дороги. Приостановить утилизационный сбор. Транспортный налог нужно убирать из сегмента, нам это давно обещают, может быть, сейчас наконец получиться.

Надо в некоторых секторах снизить НДС. Ввести запрет на кредиты и лизинги, о чем я уже говорил, и не просто на период кредитных каникул, а, может быть, на год и более. Субсидировать правительством погашение этих лизингов, но сделать это грамотно. Когда тема поднялась, чиновники просто предложили выделить деньги лизинговым компаниям на покупку автомобилей. А ведь лизинговые компании не покупают автомобили, потому что их цену не получается отбить – и тогда надо было субсидировать этим компаниям погашение лизинга в размере 50%», — добавил Владимир Матягин.

Несколько иного взгляда на происходящее придерживается перевозчик Екатерина Болтова.

«Я обзванивала в связи со всей этой ситуацией знакомых перевозчиков. Вот люди взяли в лизинг машины. В итоге все в шоке. Спрашиваю у механика: «Что там с запчастями у нас?» Говорит: «Екатерина Анатольевна, даже не спрашивай!». Цена на запчасти выросла от 100 до 150%. 

Дальше резина. «Континенталь» на полуприцеп – 40 тыс. рублей. Теперь ее нет, есть отечественная «Камская» – 60 тыс. рублей за 4 дня пользования. Мой сын работает механиком в Mersedez-Benz в Люберцах. Уважаемая компания, есть гарантийные машины. Он мне сказал: «У нас на центральном складе пока не выдают запчасти».

Доллар был 105 рублей и 109 рублей, а в каждом товаре у нас заложен доллар, мы мало что производим сами. Автомобили «КамАЗ» на 80% состоят из иностранных запчастей. Это мы берем российский грузовой автомобиль, других у нас нет.

И что у нас сейчас, встанут Набережные Челны? Те перевозчики, которые ходили на Европу, теперь будут работать на внутреннем рынке, верно? Куда им деваться! Уходит «ИКЕА», ее тоже перевозчики обслуживали», —говорит собеседница издания.

Получается, издержки за запчасти, резину и т.д. будут закладываться перевозчиком в цену услуг и, в конечном счете, войдут в цену товаров? 

«Нет, сейчас даже заложить не получится, – считает Екатерина Болтова. – Потому что будет бешеная конкуренция. Вот я сейчас скажу: «Ребята, я не езжу за 90 тысяч, я хочу за 130». Мне скажут: «У нас тут много компаний едет за 90». Конкуренция будет более жесткая. И выиграют в ней, по всей видимости, компании, приближенные к государству. Они есть. Как они есть в перевозках мусора.

Но сначала будет демпинг. Будут ронять цены на перевозки, как это было в 1991, в 1998 годах. Я знаю, как это происходит. Или будут экономить на запчастях, ездить на «лысой» резине. Это отразится на безопасности дорожного движения. И «лысая» резина когда-нибудь закончится. «Родное» сцепление в «Мерседесе» стоит 600 тысяч. Есть другое сцепление – 200 тысяч и до свидания. Качество запчастей оставляет желать лучшего», — отметила эксперт, предположив, что российским перевозчикам, кроме самых крупных, похоже, постепенно придется «уйти с дороги».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
грузоперевозки, Россия, санкции
Поделиться
Похожие новости