Новость экономики

«Рынок замусорен шоуменами»: эксперты обсудили проблемы бизнес-образования в России

25.08.2020 в 19:48:00
2479

Однако к идее государственного регулирования данного сегмента рынка эксперты отнеслись настороженно

25 августа на пресс-конференции эксперты подвели итоги двухдневного превью-форума «Бизнес-образование: от хаоса к совершенству». Мероприятие организовано компанией «Про-Менеджмент» совместно с московским региональным отделением общественной организации «Деловая Россия», на нем обсуждались вопросы рынка бизнес-образования в РФ.

Суть проблемы состоит в следующем: наряду с различными обучающими программами, предлагаемыми вузами и другими образовательными организациями, свои услуги в частном порядке предлагают многочисленные бизнес-тренеры, однако качество их услуг нередко оставляет желать лучшего. Данный вопрос не регулируется государством, поэтому на практике бизнес-тренером может назвать себя кто угодно, и преподавать своим ученикам, по сути, все что угодно.

От такого положения вещей на рынке страдают и сами предприниматели, не получая корректных знаний, и добропорядочные игроки, которых те, кто хоть раз обжегся на «бизнес-тренингах», с ходу записывает в мошенники. Участники превью-форума обсуждали, как можно уйти от хаоса на этом рынке: с помощью сертификации, государственного регулирования или создания саморегулируемых организаций.

Профессионально обозначил проблему маркетолог, бизнес-тренер Максим Поташёв:

«Я эту ситуацию знаю с двух сторон, поскольку я преподавал во многих бизнес-школах, и с другой стороны, работаю именно как бизнес-тренер от себя. Я сейчас скажу крамольную вещь: с моей точки зрения, ни одна бизнес-школа нашей страны не обладает компетенциями, которые позволили бы ей сертифицировать бизнес-тренинг. Надо, конечно, уточнять, потому что разнообразных областей очень много. Может быть, в юридической и финансовой плоскости такие компетенции есть. А говорить о сертификации, например, тренеров по продажам с моей точки зрения просто смехотворно. Есть практики, имеющие реальный опыт и обучающие людей тем навыкам, которыми они сами действительно владеют. Этих практиков, естественно, никакие бизнес-школы сертифицировать не могут, потому что там работают в основном теоретики. Если уж говорить о таких вещах, надо очень четко структурировать этот рынок, разделить его на тех, кто дает людям реальные практические навыки, тех, кто учит глубоким концептуальным вещам — это немного другая тема, и шоуменов, которыми рынок переполнен. Это огромная проблема, потому что рынок, извините, сильно замусорен. И отношение к бизнес-тренерам во многом держится не на профессионалах, а на людях, которые просто «рубят бабло». С другой стороны, лучшие бизнес-тренеры – лучшие профессионалы в своей области, и представить себе, что кто-то может быть им судьей, мне сложно».

Эксперты настороженно отнеслись к идее государственного регулирования данной сферы рынка, больше склоняясь к созданию саморегулируемой организации. По вопросу сертификации единого мнения не прозвучало: есть аргументы и за, и против. Наряду с этим начальник управления по обеспечению деятельности Штаба по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в Москве Анатолий Мальцан отметил, что предприниматели сами нередко жалуются на недостаток знаний, особенно в правовой плоскости. Это затрудняет их взаимодействие с контролирующими органами и порой мешает «отбиться» от не вполне обоснованных претензий.

Впрочем, в данной точке проблема может быть связана и с KPI работы чиновников — об этом рассказала уполномоченный по правам предпринимателей в Москве Татьяна Минеева:

«Когда я прихожу на общественный совет в Роспотребнадзоре, все говорят: согласно плану мы наказали столько, оштрафовали столько. Понимаете, какой подход? И это по всей вертикали. Однако пандемия заставила задуматься о том, что не надо сейчас «кошмарить бизнес». То есть, как мы постоянно говорим, нужно не мешать, а дать возможность развиваться. Меняется формат коммуникации между бизнесом и властью, роль общественных организаций сейчас насколько высока, что самое время дополнительно усилить эту связку».

Также столичный бизнес-омбудсмен отметила, что предприниматели хотели бы совместно с органами власти вырабатывать нормативные требования к своей работе, сейчас же их главным образом ставят перед фактом. Рассказала Татьяна Минеева и о том, что аппарат уполномоченного по правам предпринимателей вносит свой вклад в просвещение бизнесменов и их защиту от необоснованных претензий:

«Мы спустились «на землю», то есть подошли максимально близко к предпринимателям. В каждом административном округе мы ведем прием; с префектами проведена работа, что мы разгружаем их от отписок — когда бизнес пишет Путину, мэру, всем, кого знает и кого нашел в интернете. Консультации проводятся в округах, и не надо ехать ни на Тверскую, ни на Новый Арбат. Ведем прием предпринимателей совместно с префектом, с прокурором. Важно, чтобы бизнесмены как можно раньше обращались со своими проблемами лично, а не просто писали письма. Как со стоматологом: нужно идти к нему не тогда, когда зуб уже пора выдергивать, лучше проверять его регулярно, чтобы он не болел», — сказала бизнес-омбудсмен Москвы.

Автор: Алексей Нилов
ТеГИ
государственное регулирование, бизнес-образования, Деловая Россия
Поделиться
Похожие новости