В 2026 году дефицит бюджета может сократиться
Однако добиться таких показателей для российской экономики будет весьма непросто
Госдолг надо обслуживать
2025 год заканчивается с большим дефицитом – 5,7 трлн рублей или 2,6% от ВВП, это больше прогнозов в начале года, сообщил «Московской газете» экономист Игорь Николаев.
«Дефицит бюджета на ближайшие годы запланирован в 1-1,5% от ВВП. Но выдержать эти параметры будет сложно, поскольку многие бюджетные обязательства – неснижаемого характера. Значит, расходы продолжат расти. Главным источником доходов должны стать налоги, но в 2025 году, например, поднялась ставка налога на прибыль, а дефицит бюджета всё равно вырос. Поэтому и повышение НДС может не слишком сильно смягчить ситуацию. Налоги могут продолжить расти, но это тормозит экономику. К тому же, дефицит бюджета надо как-то покрывать, а сейчас это происходит за счёт внутренних заимствований. Долги нужно обслуживать, в настоящее время почти 10% бюджета уходит на обслуживание госдолга. В целом дефицит контролируемый, главное, чтобы он не стал хроническим», — сказал экономист.
Экономику России держит «в плюсе» оборонная отрасль, также хорошие результаты показало сельское хозяйство, но в первой отрасли многое зависит от геополитики, а во второй – от погоды, заметил эксперт. В промышленности и в обрабатывающих производствах наблюдается скорее стагнация, заключил Игорь Николаев.
Прогнозы и реальность
На конец 2025 г. ожидается дефицит бюджета 5,7-6 трлн рублей, конец 2026 г. – без количественного прогноза, рассказала «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
«Одной из особенностей бюджета 2025 г. были изначально слишком оптимистичные оценки нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. В 2025 году закон о бюджете корректировался дважды, в итоге оценка планового дефицита возросла с 1,2 трлн рублей (0,5% ВВП) при принятии бюджета осенью 2024 г. до 5,7 трлн рублей (2,6% ВВП). Еще одной особенностью стало изменение сезонности расходов – если традиционно пик расходов и дефицита приходился на 4 кв. года, то сейчас график расходов выстраивался приблизительно равномерно по году. В итоге, если в течение года дефицит бюджета выглядел весьма пугающе, то сейчас, по данным за 11 месяцев 2025 г., можно предположить, что он хотя бы не сильно превысит текущий план (может составить 5,7-6 трлн рублей)», – прогнозирует аналитик.
По словам эксперта, в этом году Минфину не удалось реализовать планировавшийся переход к структурной сбалансированности и нулевому первичному структурному дефициту, цель перенесена на 2026 г., причем плановый дефицит бюджета на 2026 г. составляет 3 трлн 786,435 млрд рублей (1,6% ВВП) – то есть предполагается его сокращение по отношению к бюджетному дефициту 2025 г.
«Для этого предприняты существенные изменения для получения дополнительных нененфтегазовых доходов – прежде всего повышение НДС. Суммарно эти новации должны обеспечить бюджету дополнительные 1,7 трлн рублей в 2026 г. В этом смысле конструкция бюджета-2026 более защищена», — пояснила Ольга Беленькая.
С другой стороны, видны риски для бюджетного дефицита 2026 г., прежде всего, со стороны нефтегазовых доходов (в бюджет заложена цена Urals 59 долл./барр. и средний курс доллара около 92 рублей, что заметно выше текущих значений) и отчасти со стороны расходов. В расходную часть бюджета 2026 г. закладывается рост расходов ниже прогнозируемой инфляции, но в расчет процентных расходов закладывался прогноз средней ключевой ставки на будущий год 12-13%, а текущий прогноз ЦБ выше (13-15%). Возможны и дополнительные социальные расходы – в предстоящем году пройдут выборы в Госдуму.
В 2025 г. экономика резко замедлила рост, однако положительную динамику «вытянули» потребление и бюджетный импульс, напомнила аналитик. В конце 2025 г. временное оживление потребительского спроса (перед повышением утильсбора и НДС) может частично нивелироваться негативным влиянием со стороны сокращения бюджетных расходов (по отношению к IV кварталу 2024 г.) и ослабления инвестиционной активности. По итогам 2025 г. ожидаем рост ВВП на 0,8-1%. В 2026 г. рост экономики ожидается также ниже долгосрочного тренда, на уровне 1-1,2%. Росту будет способствовать снижение ключевой ставки (что означает повышение доступности кредита и переток части средств из вкладов на потребление товаров длительного пользования и в инвестиции), увеличение добычи нефти в связи с постепенным ослаблением ограничений ОПЕК+. Сдерживающими факторами могут стать более жесткая бюджетная политика (повышение налоговой нагрузки уже с начала года, плановый рост расходов ниже инфляции), замедление роста зарплат и потребительских расходов, временные лаги ДКП (само снижение ключевой ставки с все еще высоких значений ожидается плавным, и положительный эффект этого будет проявляться с задержкой). Соответственно, I полугодие 2026 г. ожидается более слабым с точки зрения экономической активности, чем II полугодие (в конце 2026 г. рост может составить 1-2%).
Все изложенные предпосылки относятся к базовому сценарию, пояснила Ольга Беленькая.
«При этом возможны как оптимистический сценарий – разрешение геополитической напряжённости, снятие/ослабление части санкций (в этом случае инфляция может быть ниже, что позволит ЦБ активнее снижать ключевую ставку), так и негативный (риски низких цен на нефть, эскалации геополитической ситуации, усиления санкций)», — заключила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
Приоритеты, проблемы и точки роста
Приоритетами бюджета-2026 будут социальные обязательства, обороноспособность, инфраструктурные проекты, улучшение демографической ситуации (на это планируется потратить более 10 трлн в ближайшие годы) развитие технологий микроэлектроники, робототехники, станкостроения, а также модернизация систем образования и здравоохранения, рассказал «Московской газете» экономист, доцент факультета управления кафедры менеджмента и инноваций СПБГЭУ Александр Родионов.
«В приоритеты не попадут часть не профильного ЖКХ, индустрия развлечений, возможны некоторые сокращения в социальную сферу. Развитие российской экономики будет влиять от множества факторов в политике, в экономике, от мировых цен на энергоресурсы. Проблемы будут кадровый голод для ряда отраслей, хоть уже и не такой сильный как в предыдущие годы, и ввод некоторых инфраструктурных объектов в связи с перестройкой поставок на восток. Точками роста будут IT-сектор, крупные инфраструктурные проекты, сельское хозяйство, производство удобрений, транспорт, связь.
В строительном секторе жилья в 2026 году ожидается более спокойный период. После активного роста и льготных ипотечных программ темпы подорожания жилья снизятся. Возможно небольшое сокращение объёмов ввода жилья. Застройщики начнут запускать меньше масштабных проектов, но серьезного дефицита не будет. В сфере услуг сильнее всего от налоговых изменений, которые планируют ввести 1 января 2026 года, могут пострадать розничная торговля, малые производственные предприятия, сфера услуг и HoReCa», — прогнозирует Александр Родионов.
-
В бюджет РФ внесены поправки, согласно которым пенсионное обеспечение предлагается урезать на 51,5 млрд руб. ...11.05.2018 в 16:18:0010485
-
В 2018 году объем средств, предназначенных на обеспечение деятельности Мосгордумы, составит 1,597 млрд рублей.27.12.2017 в 17:40:003345
-
Мэр Москвы Сергей Собянин подписал законопроект о выделении 100 миллиардов рублей из столичного бюджета на реализацию пр...04.05.2017 в 13:10:004976
-
Конгресс США утвердил закон, определяющий политику НАСА на ближайшие пять лет и бюджета на 2017 финансовый год, который ...09.03.2017 в 12:53:003324
-
В Белом доме заявили о намерении президента Дональда Трампа уменьшить финансовую помощь другим странам для обеспечения ф...05.03.2017 в 16:10:003003
-
Региональное правительство работает над сбалансированной бюджетной политикой.12.12.2016 в 14:33:003192