Московская художница создала портреты мопсов, наделив их чертами москвичей
Коренная москвичка и хозяйка художественной студии «Volchok Studio» Анна Волчкова воплощает жителей столицы в образе забавных мопсов. Новая серия ее работ так и называется — «Мопсоголизм». Вместе со своими учениками автор рассказала «Московской газете», почему люди похожи на мопсов, чем отличается жизнь Москвы и москвичей, и какой видят столицу современные художники.
Рисовать мопсов Анна начала сравнительно недавно. Забавные изображения собачек, которых художница сделала похожими на нас, уже нашли своих поклонников. В соцсетях и группе «Volchok Studio» в Instagram творчество Анны оценили за креатив и свежий взгляд на жизнь москвичей.
Анна же отмечает, что жители столицы, популярные персонажи кино и знаменитости, предстающие на ее холстах, далеко не главное направление ее творчества, а скорее эксперимент. В творческом багаже художницы много ярких пейзажей, портретов и концептуальных картин, наполненных глубоким смыслом, а идея рисовать мопсов, по словам Анны, пришла к ней неожиданно.
«Я очень люблю Москву, люблю наблюдать за людьми в метро, на улице, смотреть, как они ведут себя в повседневной жизни, когда, как им кажется, их никто не замечает. Иногда происходят курьезные и смешные случаи, которые хочется запечатлеть. А если вместо людей изобразить мопсов, то получается ещё более забавно. У моих мопсов те же эмоции, что и у обычных людей, в итоге идеи портретов приходят сами собой, как и названия: «Очень опасен», «Жракер», «Чё ты такой голодный?».
Один из таких портретов висит в студии модной столичной художницы. На холсте изображён мопс с аппетитным пирожным, а на заднем фоне, как предупреждение, книги Толстого, Достоевского, Шекспира, названия которых Анна переделала на свой лад — романы «Обжоров», Война и жир», пьеса «Ромео и жульен».
«Посмотрите в глаза этого мопса! Здесь вся вселенская печаль, — говорит Анна, указывая на героя картины. — Разве он не похож типичную московскую фитнес-дамочку, стоящую перед сложным выбором: съесть «пироженку» в кафе, а затем отправиться в спортзал сжигать калории сиюминутного удовольствия, или отказаться от искушения?».
Картина, как пояснила автор, была дописана около месяца назад, сразу после новогодних праздников, когда испытание едой даётся особенно тяжко.
На другом холсте художница изобразила сердитого мопса в наморднике, взяв за основу персонаж доктора Лектора из «Молчания ягнят». В этом образе вполне можно узнать представителей еще одного типажа столичного мегаполиса, да и самих себя с порой свойственной нам агрессией и нетерпимостью друг к другу. А вот ещё один мопс — в пиджачке и галстуке, хмурый и серьезный. Увидев его человеческого прототипа где-нибудь метро, невольно захотелось бы подойти и сказать: «Гражданин, улыбнитесь!».
В этих ярких, запоминающихся картинах художница призывает москвичей взглянуть, как в зеркало, на себя и окружающих с долей иронии и юмором. Этим же качествам она учит своих учеников, которых у неё около пятидесяти. Все они считают студию Анны территорией творческой свободы и мастерской самых смелых идей.
«Главный талант Анны в том, что по натуре она очень тонкий психолог и прекрасно чувствует людей, а своей энергетикой может заразить любого. Какое бы пространство не было, Анна легко заполнит его своим миром», — отзывается о педагоге ученица студии Яна Евтеева, экономист по профессии, а теперь еще и опытный художник со сложившемся авторским стилем.
Работы учеников студии пользуются таким же успехом, как и картины ее основательницы. Среди них — жительница юго-востока Москвы Лалита Панцулая. Выйдя на пенсию, полная энергии москвичка решила осуществить мечту детства и записалась на уроки живописи. В студии Анны Лалита занимается всего два года, но ее работы уже побывали на нескольких выставках, в том числе в районной галерее «Выхино». А одна из картин — «Порт Батуми» — сейчас украшает студию братьев Меладзе и «засветилась» в телевизионной передаче «Идеальный ремонт».
«Современное искусство — это не жесткие рамки, а концепция свободы и самовыражения, свой смысл, который не ограничивается лишь визуальным рядом. Каждый может творить, и Москва даёт художникам массу возможностей для этого», — подчеркивает основательница студии.
Со слов Анны, своим видением прекрасного и тому, что может заниматься тем, что любит, она обязана своей маме, которая во всем поддерживала дочь и помогала обрести свой жизненный путь. По профессии Анна дизайнер, и первое время после окончания университета работала по специальности: занималась дизайном квартир, участвовала в нескольких городских проектах по благоустройству парков. Ещё со школьной скамьи Анна была очарована архитектурой исторической и новой Москвы. Став хозяйкой собственной студии в центре столицы, художница и здесь также смело и образно, не боясь выйти за рамки академической школы, берётся за краски, создавая необычные по содержанию полотна с видами столицы.
Визитной карточкой художницы стал пейзаж с Кремлём, который неоднократно выставлялся на вернисажах города. И хотя подобных работ наберется с десяток у любого московского живописца, картину Анны точно не забудешь. Следуя правилу «верить в себя и в самом обычном находить что-то необычное», художница покрыла макушку Кремля золотыми облаками и тонкими нитями дождя, которые словно золотые купола засияли над Москвой.
«Такая ассоциация пришла из песни Олега Газманова «Москва, звонят колокола», — поясняет художница. — В этой картине я хотела показать особый колорит столицы, ее красоту, соединить историю и современность, и при этом уйти от стандартных приемов, добавить больше красок и позитива».
Однако участники студии, хотя и смотрят на мир красками Ван Гога и экспериментируют с формами, как Сальвадор Дали, в своём творчестве нередко обращаются к совсем нерадостным размышлениям. Один из учеников Анны, а сейчас ее главный помощник Александр Астраханцев, выпускник Академии МВД, показал корреспонденту «МГ» другую Москву, где места для позитива, несмотря на яркие тона, не оказалось.
На фоне других работ, в которых присутствует влияние импрессионизма и декоративного искусства, для своего полотна Александр выбрал примитивный стиль, чем-то напоминающий наскальную живопись. В концептуальной картине «95 %» художник отобразил тему социального неравенства и угнетения человека человеком. На ярко-оранжевом фоне он изобразил завод и чёрные фигуры рабочих, которые ничем не отличаются друг от друга.
«95 % означает, что именное такое количество людей работают на то, чтобы обеспечить достаток и комфорт оставшихся пяти процентов. Это похоже на первобытно-общинный строй, и люди, которые когда-то жили в пещерах, не отличаются от тех, которые живут сейчас. Сегодня нас окружают высокие дома, машины, заводы, банки, но первобытная сущность в людях по-прежнему жива. Отсыл к примитивным наскальным рисункам, по моему замыслу, как раз должен усилить это впечатление, — рассказал Александр.
«Тогда древние люди просто хотели отобразить то, что их окружает, а сегодня это делаем Мы», — резюмирует автор.
С 22 по 24 марта художники представят свои работы на выставке в «Niko Art Gallery» на Тишинском переулке, д. 19, куда приглашают всех ценителей современного искусства.